В российской традиции уходящий (т. е. утративший доверие лидера) и непопулярный (т. е. не имеющий широкой поддержки в обществе) министр не получает добрых слов. Тем более если речь идет о министре, отвечающем за то, что волнует всех, и в области, в которой от министра многое зависит. А я все же рискну их произнести. При министре образования Фурсенко и профессиональное сообщество, и общество в целом приобрело важное знание: иллюзий о сверхвысоком качестве лучших вузов и институтов, а также о высоком месте в «мировой табели о рангах» больше нет. Нормальной политике в области науки и образования одинаково мешают и мифы об исключительно высоком уровне вузов и школ, и вопли: «Все пропало, мы теперь Верхняя Вольта». Избавление от иллюзий - не такое простое дело. Достаточно сказать, что потребовались многие годы и разрушительные скандалы, чтобы сам вопрос о качестве российской науки и образования был всерьез поставлен на государственном уровне.
Этому помогало и то, что министр сам хорошо представлял себе состояние дел и положение российской науки. Введение ЕГЭ, в штыки принятое образовательной элитой и той частью широкой общественности, которая представлена в СМИ, дало при всех несовершенствах возможность увидеть разрыв между уровнем подготовки ребят в лучших школах больших городов и «всей страной». Теперь, во всяком случае, дискуссия о том, что нужно делать в сфере образования, может опираться на хоть сколько-нибудь реалистичную картину.
Впрочем, избавление от иллюзий не принесет никакой пользы, если по мере прояснения обстоятельств не будут проводиться преобразования. Я, как и все «инсайдеры» отрасли, жду от нового правительства серьезных изменений, но начать хотелось бы с предостережения. Основная опасность, подстерегающая нового министра, на мой взгляд, состоит в том, что СЕЙЧАС ВИДНО СЛИШКОМ МНОГО ОБЛАСТЕЙ В ОБРАЗОВАНИИ И НАУКЕ, КОТОРЫЕ НУЖДАЮТСЯ В РЕФОРМИРОВАНИИ. СОБЛАЗН СОСТОИТ В ТОМ, ЧТОБЫ ВЗЯТЬСЯ ЗА ВСЕ РАЗОМ. Это не просто соблазн - это мечта, при всех режимах и лидерах, любой бюрократии - «ШИРОКИЕ РЕФОРМЫ», ПРИ КОТОРЫХ НЕВОЗМОЖНО ОТСЛЕДИТЬ ПОСЛЕДСТВИЯ КАЖДОГО ОТДЕЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ. А правильная стратегия состоит в том, чтобы ВЫБРАТЬ КОНКРЕТНУЮ РЕФОРМУ КАКОГО-ТО НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СЕКТОРА И НА НЕЙ СОСРЕДОТОЧИТЬСЯ. Реформа лучших вузов с задачей построения 2-3 полноценных исследовательских университетов уровня топ-100 в мире - один возможный выбор. Реформа профессионального образования и того, что в последние годы стало называться «высшим», высшим образованием не являясь (а его получает чуть ли не половина студентов страны), - другой. Реформа школьного образования - третий. Реформа государственного финансирования российской науки - четвертый. Выбор сложен, но еще сложнее - осознание того факта, что этот выбор необходимо сделать.
Константин СОНИН - профессор, проректор Российской экономической школы
«Ведомости» от 21.05.2012, №91 (3105)
http://www.vedomosti.ru/opinion/news/1762582/reforma_obrazovaniya_ne_vse_srazuhttp://www.vedomosti.ru/newspaper/article/281027/reforma_obrazovaniya_ne_vse_srazuПримечание: выделение ПРОПИСНЫМИ - моё.