Зоя СВЕТОВА: Фемида Московская - слепоглухая

May 02, 2012 00:40

Уже стало «общим местом» писать о том, что в России нет справедливого суда, что суд является инструментом расправы, а не установления истины.
Но каждый раз, когда сталкиваешься с судьями, в очередной раз поражаешься удивительному цинизму и равнодушию, с которым иные из них «вершат правосудие».
27 апреля в Мосгорсуде, как всегда по пятницам, проходило заседание Президиума Мосгорсуда.
В шикарном зале с бордовыми занавесками на окнах, стильной мебелью, за длинным столом сидели 7 судей в черных мантиях. В середине на особом кресле, отличающемся от других - на спинке, почти как на троне - вырезан российский герб - восседала председатель Мосгорсуда Ольга Егорова.
На 10 утра было назначено несколько дел. Рассматривались надзорные жалобы, пришедшие из Верховного суда и жалобы граждан, направленные сюда после кассации в Мосгорсуде. В зале было полно студентов, помощников судей, судей, которые пришли послушать, как цвет московского судейского сообщества разбирает жалобы. Каждое рассмотрение занимало не более получаса.
*
Последней рассматривалась надзорная жалоба по делу Ивана Белоусова, 24-летнего московского студента, осужденного в августе 2009 года на 6 лет лишения свободы за хулиганство.
Его обвинили в подрыве фонарного столба на Манежной площади 27 декабря 2007 года. Белоусов свою вину отрицал, да и в деле было полно нестыковок. Об этой истории на одной из встреч Президентского Совета по правам человека с Дмитрием Медведевым говорила Ирина Ясина. На сетование президента о том, что правозащитников в России интересует только Ходорковский и Магнитский, Ясина тогда сказала: «А вот еще Ваня Белоусов, абсолютно невиновный парень...».
Медведев взял документы и поручил разобраться Генпрокуратуре.
Генпрокуратура как всегда ответила, что «все законно и обоснованно», человек сидит правильно и нечего жаловаться. Адвокаты подали жалобу в Верховный суд, уполномоченный по правам человека Владимир Лукин жалобу поддержал и зам. председателя Верховного суда Александр Петроченков, изучив дело, согласился с доводами адвоката Ставицкой, фактически разбив в пух и прах приговор Тверского районного суда, постановленный небезызвестной судьей Еленой Сташиной, возбудил надзорное производство, что бывает крайне редко. Его постановление фактически оправдывает Белоусова.
Даже у обычного человека, не знакомого с юриспруденцией, после прочтения этой бумаги сомнений не останется. Очевидно: доказательств вины Белоусова ни следствием, ни судом не добыто!
Вот что написал зампред Верховного суда Петроченков:
«Судом Белоусов И.С. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ст.222 ч.1 УК РФ, а именно, в незаконном хранении, перевозке и ношении взрывного устройства. Однако в приговоре фактические обстоятельства совершения им данных противоправных действий не установлены, доказательства - не приведены, обоснование квалификации - отсутствует».
Дальше - больше.
Судья Петроченков пишет: «При наличии таких данных, когда очевидцы и время закладки взрывного устройства по делу не установлены, а в основу обвинительного приговора в отношении Белоусова положены надлежаще не проверенные доказательства... выводы заключения фото-видеотехнической экспертизы, которые носят вероятный характер, показания свидетеля Скляра (основного свидетеля обвинения по делу!), данные на предварительном следствии в качестве подозреваемого... доводы адвоката Ставицкой о необходимости пересмотра приговора... заслуживают внимания...».
То есть, по сути в постановлении Верховного суда черным по белому написано: приговор Тверского суда, засиленный в Мосгорсуде - необоснованный и незаконный.
Его следует отменить или пересмотреть.
Что же президиум Мосгорсуда?
А ничего - наплевал на Верховный суд.
Абсолютно цинично и нагло. Надзорную жалобу отклонили. И теперь Белоусов снова пойдет в Верховный суд, где скорей всего, его жалобу удовлетворят и обяжут дело заново пересмотреть в Тверском суде.
По закону, Верховный суд вправе дело и вовсе закрыть и не мучать больше Белоусова, отпустив его из-под стражи. Но на это Верховный суд почти никогда не идет. Как правило, посылает дело обратно в районный суд.
Что бывает потом - мы знаем по делу Алексея Козлова.
В районном суде происходит абсолютное déjà vu: человека судят заново, гоняют его по кругу, а потом или дают за отсиженным или сажают снова.
Почему?
СИСТЕМА НЕ МОЖЕТ ПРИЗНАТЬ, ЧТО ОНА ОШИБЛАСЬ.
МОСГОРСУД ШТАМПУЕТ ПРИГОВОРЫ РАЙОННЫХ СУДОВ И ДАЖЕ ЕСЛИ ВЕРХОВНЫЙ СУД УКАЖЕТ НА ОШИБКУ, МОСГОРСУД ОШИБКИ ПРИЗНАВАТЬ НЕ ХОЧЕТ.
ПОЛУЧАЕТСЯ, ЧТО ВЫБРАТЬСЯ ИЗ ЦЕПКИХ РУК СЛЕПОГЛУХОЙ МОСКОВСКОЙ ФЕМИДЫ НЕВОЗМОЖНО.
Ведь за то время, что осужденный подает жалобы в городские и верховный инстанции, как правило, проходит несколько лет.
В случае с Белоусовым прошло почти три года с момента его ареста.
По закону он уже может подать ходатайство на УДО, но досрочно, с первого раза его не отпустят - у Белоусова останется больше двух лет неотсиженного срока. Так много, по мнению судейских, нельзя оставлять. Нужно еще «поисправляться» на зоне.
*
В ту же пятницу в том же Мосгорсуде 12 присяжных единогласно оправдали профессора музыкальной школы Рябова, обвиняемого в развратных действиях в отношении двух своих учениц.
Профессор не был под стражей, он недолго просидел в СИЗО, освободили его под залог. Присяжные поверили в невиновность Рябова и, судя по тому, что вердикт был единодушный, профессор и вправду невиновен.
Другое дело, что исходя из практики суда присяжных, МОЖНО ОПАСАТЬСЯ, ЧТО ВЕРХОВНЫЙ СУД ПРИГОВОР В ОТНОШЕНИИ РЯБОВА ОТМЕНИТ, И ПРОФЕССОРУ СНОВА ПРИДЕТСЯ ДОКАЗЫВАТЬ СВОЮ НЕВИНОВНОСТЬ. И ХОРОШО, ЕСЛИ СУДИТЬ ЕГО СНОВА БУДУТ ПРИСЯЖНЫЕ, и прокурорам не удастся переквалифицировать статью, инкриминированную профессору, на другую, которая не входит в компетенцию суда присяжных.
Ведь любой судья с легкостью засадит Рябова на долгие годы, несмотря на доказательства его невиновности и нестыковки в обвинении.
Еще несколько лет назад, согласно статистике Верховного суда, каждый третий оправдательный приговор, постановленный с участием присяжных, отменялся.
И все равно, да здравствует суд присяжных!
Это единственная надежда на справедливость.
Особенно, если дело неполитическое, и у Мосгорсуда нет соблазна внедрять в коллегию присяжных спецзаседателей, которые «заряжены» на вынесение определенного вердикта.
Примеры таких коллегий у всех на слуху: по делу Сутягина (это уже установлено Европейским судом по правам человека), по делу Пичугина, по делу Поддубного и по некоторым другим резонансным делам среди присяжных были спецзаседатели, которые влияли на принятие обвинительного вердикта.
А Белоусов будет бороться и надеяться на Верховный суд.
От Мосгорсуда ему больше ждать нечего. И что бы ни говорила Ольга Егорова и ее пресс-секретарь Анна Усачева, понятие «Мосгорштамп» придумали не невежды и враги суда, Мосгорштамп был, есть и будет, пока делами в Мосгорсуде заправляют судьи, подчиненные Егоровой.
В этом можно легко убедиться, зайдя в пятницу на заседание Президиума Мосгорсуда.
Почитайте замечательное постановление зампреда Верховного суда Александра Петроченкова (http://echo.msk.ru/files/772127.pdf) по делу Ивана Белоусова, и вам все станет ясно...
Зоя СВЕТОВА - корреспондент журнала "The New Times"


"Эхо Москвы", 1 мая 2012
http://www.echo.msk.ru/blog/zoya_svetova/883937-echo/
Примечание: выделение ПРОПИСНЫМИ - моё.

суд, судебная система, суд присяжных, Светова

Previous post Next post
Up