Кирилл РОГОВ: Честная игра. Черновик программы протестного движения (апр 2012)

May 01, 2012 08:10



События последних месяцев - не только столичные митинги, но и противостояние в Черноголовке, Астрахани, Тольятти, Ярославле - демонстрируют, что в обществе формируется мощное и вполне ясное требование. Честные выборы являются знаменем и брендом этого движения, но дело не только в выборах. Интересно, что люди требуют честных выборов, даже когда не имеют на них «своего» кандидата. Водораздел проходит не по линии «наш - не наш» кандидат, а по линии «честное - нечестное». «Честное» - это и есть программа. Речь, в сущности, идет об изменении социального устройства - О ПЕРЕХОДЕ ОТ ОБЩЕСТВА, В ОСНОВЕ КОТОРОГО ЛЕЖАТ НЕЧЕСТНЫЕ ПРАВИЛА, К ОБЩЕСТВУ, ЖИЗНЬ КОТОРОГО ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ОТНОСИТЕЛЬНО ЧЕСТНЫМИ ПРАВИЛАМИ ИГРЫ.
Не есть ли «честная игра» просто красивый и нереализуемый лозунг? Нет, напротив, это вполне операционная и в высокой степени консенсусная программа. Она уже продумана обществом и во многом написана экспертами. Нужна только воля к ее осуществлению. У этой программы четыре составляющих - четыре основных цели.
Первое - это, безусловно, честные выборы. Без честных выборов не будет честной игры. Честность выборов определяет степень угрозы потери власти для предержащих эту власть. Чем ниже угроза, тем больше власть будет использоваться в личных интересах, а не общественных. И наоборот. Это так же точно, как то, что чашка, упавшая на каменный пол, разобьется. Если можно проводить нечестные выборы, это значит, что власть не ограничена законом. И этот принцип будет работать уже во всех сферах общественной жизни.
Для того чтобы утвердить институт честных выборов, необходима комбинация системных решений и механизмов персональной ответственности. Что касается первых, то их описание в основном готово. Свод норм и правил, которые могли бы обеспечить честную процедуру выборов, содержится в детальном проекте избирательного кодекса, подготовленного группой экспертов «ГОЛОСа». Можно обсуждать отдельные элементы, дополнять кодекс некими нормами и блоками, но основные механизмы, обеспечивающие более или менее честную процедуру, там прописаны.
Однако системного решения - мало. Нужно запустить также механизм личной ответственности, механизм принуждения к исполнению норм. Для этого оппозиции необходимо добиваться уголовного преследования г-на Чурова и тех, кто фальсифицировал итоги голосования 4 декабря и 4 марта. Прежде всего - руководителей ТИКов, где вводились ложные данные в систему «ГАС-Выборы». Если этого не сделать, то ротация председателей и членов избиркомов, равно как и введение нового избирательного кодекса, дадут незначительный эффект. Зачем нужны честные правила доступа к выборам и распределению голосов, если протокол можно просто переписать по своему усмотрению?
Но одни только честные выборы не способны утвердить правила честной игры. Из печального опыта латиноамериканских стран известно, что даже конкурентные выборы не приносят обществу значительных выгод, если в межвыборные периоды не действуют механизмы, обеспечивающие власть закона. Нельзя играть по правилам раз в четыре года и без правил все остальное время.
Второе условие перехода к честной игре, вторая цель оппозиции - это справедливый суд. В этом вопросе нас долго и умело обманывали. Десятилетиями нам рассказывали, что у нас идет судебная реформа, но ничего не менялось. Таким образом нас убеждали в том, что добиться честного суда невозможно, что это нам, россиянам, недоступно так же, как обезьянкам Пушкин и Пикассо.
Как и в предыдущем случае, для реальной реформы необходима комбинация системных мер и механизмов личной ответственности. Что касается системных мер, то на этот счет также имеются достаточно проработанные предложения экспертов, которые пересказывать здесь места не хватит. Отметим лишь самое важное. Сегодня суд в России - это обслуга прокуратуры, которая вертит судом, контролирует его и использует в своих интересах. Это не должно быть так. Второе: суд не должен быть иерархической бюрократической структурой, в которой судьи материально и служебно зависят от председателей судов. Полномочия председателей должны быть сведены к минимуму.
Что касается механизмов персональной ответственности, то в данном случае они непосредственно связаны с принципами функционирования судебной системы. Реальная судебная реформа в России обязательно будет включать в себя смену состава Верховного суда. Именно Верховный суд осуществляет судебный надзор, и нынешний состав Верховного суда несет прямую ответственность за то вопиющее безобразие, которое творится в судебной системе. Механизм апелляции вполне надежно блокирует коррупцию и неправосудие, если апелляционная инстанция выполняет свои функции. Зачем коррумпировать районного судью, если апелляционная инстанция наверняка отменит неправосудный приговор? У нас же в суде функционирует бюрократическая вертикаль и не функционирует вертикаль судебного надзора. Это и есть двуединый механизм его вырождения.
Третья задача - кардинальное изменение ситуации в правоохранительной сфере. Активист Михаил Шульман выиграл суд у компании, завладевшей чердаком в его доме, но, выйдя из подъезда на другой день, получил черепно-мозговую травму. То есть суд дисфункционален, пока действует такой институт, как обрезок железной трубы. Как показывает опыт многих стран, у демократии нет шансов сохраниться, если не обеспечен достаточный уровень правопорядка.
Между тем реформа полиции не бином Ньютона. Почему полиция эффективна в одних странах и чудовищна в других, хорошо известно. И как исправлять это - тоже известно. Необходимы правильная система стимулов, жесткая система контроля и уголовного преследования злоупотреблений, ограждение полиции от обслуживания интересов власти, подотчетность местной полиции населению. Вместо этого российские власти уже который год пытаются решить задачу: заставить полицию, когда это нужно власти, действовать по беспределу, а в остальных случаях - по закону. Это превращает любые реформы в фикцию.
Похожая ситуация с прокуратурой. Прокуратура должна охранять закон, а не власть и даже не государственные интересы. Ее функции и полномочия должны существенно измениться, но главное - она должна быть ограничена полноценным и независимым судопроизводством, в противном случае она становится органом террора.
Итак, честные выборы, справедливый суд и нормальный правопорядок - вот программа протестного движения, она же - программа перехода к новой жизни. К этому, впрочем, необходимо добавить четвертый элемент - независимость СМИ. Без него перечисленные цели не будут достигнуты, а общество в очередной раз будет обмануто.
Разумеется, у нас есть множество других острых проблем - ЖКХ, здравоохранение, плохой деловой климат. Но приниматься за них практически не имеет смысла, пока не будут обеспечены базовые условия честной игры. Без них распределение издержек и выгод от любой реформы все равно окажется не в пользу граждан. Для того и существует, собственно, нечестная игра. И наоборот, многие проблемы, которые выглядят запутанными и нерешаемыми, предстанут гораздо более простыми и понятными, если удастся добиться честных правил.
Все это более или менее общеизвестно, но хочется обратить внимание на три важных принципа такой программы. Первое: необходимо двигаться по всем четырем направлениям. Провал на одном из них способен торпедировать реформы на других. Второе: на каждом направлении необходимо комбинировать системные меры с введением механизмов персональной ответственности. Институты - это прежде всего механизмы принуждения. И незачем писать новые правила, если их можно потом не соблюдать. И третье - не нужно разворачивать широкий фронт институциональных реформ во всех проблемных сферах. Сил потребуется много, а эффект все равно будет минимальным, если не удастся добиться результата на перечисленных главных направлениях.
Кирилл РОГОВ - политический обозреватель, ведущий научный сотрудник Института экономики переходного периода (Институт Гайдара)

"Новая газета" № 39 от 9 апреля 2012
http://www.novayagazeta.ru/politics/52036.html
Примечание: выделение ПРОПИСНЫМИ - моё, красным болдом - автора.

судебная система, общество, власть, правопорядок, протест, Рогов, выборы, ответственность, институты, реформа, справедливость, полиция

Previous post Next post
Up