Александр ПОДРАБИНЕК: У патриарха возникла потребность
13 апреля, на Радоницу, когда у православных принято поминать усопших, сотни людей пришли почтить память погибших от терактов 29 марта в московском метро. Панихиду в вестибюле станции «Лубянка» возглавил патриарх Московский и всея Руси Кирилл. От его имени к памятному месту был возложен венок с надписью «Невинноубиенным от скорбящего патриарха Кирилла». Патриарх сообщил, что утром в Архангельском соборе Кремля он совершил литургию и заупокойное богослужение, «но была потребность спуститься сюда, в московское метро, чтобы помолиться о тех, кто невинно погиб от злой человеческой воли».
Люди по-разному переживают трагедию 29 марта. Одни приходят на место терактов с цветами. Другие переживают внутренне. Третьи молятся по канонам своей религии. Патриарх устроил молебен в метро. И было бы все нормально, если бы действо не сопровождалось нагнетанием значительности события, что сразу же отразилось на насущных интересах пассажиров московского метро.
Движение по «красной» ветке было приостановлено. Поезда не ходили в обе стороны от станции «Парк культуры» до «Комсомольской». «Это была вынужденная мера для обеспечения безопасности пассажиров в период богослужения на станции "Лубянка", которое проводил патриарх Кирилл в память жертв трагических событий 29 марта», - рассказала пресс-секретарь московского метро Светлана Царева.
Последний раз подобные «меры безопасности» предпринимались 29 марта, сразу после терактов. И вот теперь - молебен. Характерно, что как тогда, так и теперь пассажирам ничего не объявляли. В лучшем случае, говорили про «технические причины». В тот раз кто-то из погибших на станции «Парк культуры» мог бы избежать своей страшной участи, если бы метрополитеновское начальство соизволило предупредить по громкой связи всех пассажиров о совершенном теракте. Многие наверняка покинули бы метро и добирались до места наземным транспортом. Как делали это в последующие дни. Кто-то, возможно, спас бы себе жизнь. Полагаю, начальству даже в голову такая мысль не пришла. Мы для них - пассажиропоток, а не пассажиры.
Трагедия 29 марта еще слишком свежа в памяти москвичей. Поэтому, когда, ничего не объясняя по существу, 13 апреля остановили движение поездов метро, первое, что пришло людям в голову - снова теракт. Один из очевидцев пишет в своем блоге: «…В вагоне вдруг объявили, что все поезда следуют только до “Парка культуры”. Без всяких объяснений. Побледневший народ совершенно безмолвно и послушно вышел на “Парке” из вагонов. На платформе - страшная давка, милиция, снова без всяких объяснений, направляет толпу на переход либо на выход».
«РПЦ ещё раз продемонстрировала своё наплевательское отношение к народу, а руководство метрополитена - неуважение к пассажирам», - пишет другой блогер.
Действительно, ведь как просто было бы объявлять в поездах и на станциях метро: «Уважаемые пассажиры! В связи с молебном, который служит по жертвам теракта на станции «Лубянка» патриарх Кирилл, поезда на таком-то участке Сокольнической линии не ходят с такого-то по такой-то час». И никакой паники, никаких стрессов и сердечных приступов.
Однако нельзя. Потому что люди, может быть, не все, но многие, немедленно подумают: «Почему потребность патриарха помолиться в метро, а не в церкви или дома важнее моей потребности успеть на работу, навестить больного друга или сделать иные неотложные дела?». И не найдя на свой вопрос разумного ответа, они, пожалуй, еще адресуют его властям.
Что те могут ответить? Разве вот что: «Когда мы едем в правительственном кортеже в аэропорт, домой на Рублевку или на работу в Кремль, мы перекрываем движение на улицах, и вы с этим согласны. Когда мы мчимся в своих «Мерседесах» по встречной полосе с мигалками и сиреной по делам государственной важности или в ночной клуб, вы это терпите. Когда мы выселяем вас из ваших домов, отнимаем у ваших детей дворовые площадки и вырубаем лесопарки, вы безропотно молчите. Когда мы назначаем вам мэров, губернаторов и президентов, вы не протестуете. Так почему бы нам не наплевать на ваши мелкие проблемы, если нашему системообразующему патриарху захотелось отслужить молебен в метро и непременно в дневное время?».
Не скажут, конечно. Но подумают.
Иногда можно понять людей, которые блокируют движение или создают другие общественные неудобства, выражая протест против несправедливости. Они идут на крайние меры не от хорошей жизни и не ради тщеславия. Но молебен в метро?
Не к нашему ли патриарху обращался через века Иисус в Нагорной проповеди: «И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись…» (Матф.6:5-6)? Может быть, патриарху Кириллу следует почаще обращаться к Священному Писанию?
ЕЖ.Ру, 15.04.2010
http://www.ej.ru/?a=note&id=10024 Место не пусто
Излишки власти лишают Церковь популярности
Патриарх Кирилл во вторник совершил панихиду по погибшим в недавних терактах в московском метро. Среди дня глава Церкви спустился под землю, на станцию «Лубянка», где 29 марта сработало адское устройство. Жест, прямо скажем, сильный! Гораздо скромнее событие освещалось бы в прессе, если бы Патриарх, как заведено, совершил поминальное богослужение только в храме. Другое дело, что в церкви доступ открыт для верующих. В метро Патриарху пришлось служить на пустом перроне лишь в присутствии охраны, ближайшего окружения, а также специально приглашенных лиц. На 12 минут было остановлено движение поездов на Сокольнической линии. Как сообщают новостные агентства, людей высаживали из вагонов. У многих, естественно, мелькнула мысль: снова случилась трагедия! Москвичи привыкли, что перекрывают улицы в центре Москвы, когда по ним проносится патриарший лимузин. Но в подземке такого еще не бывало.
Со стилем патриаршей езды завтра предстоит познакомиться жителям Екатеринбурга. В этот день начинается пастырский визит главы РПЦ в Екатеринбургскую епархию. Посещение Патриархом одной из епархий - дело в общем-то не из ряда вон выходящее, но на этот раз оно вызвало пристальный интерес журналистов и общественности. Задолго до назначенной даты вокруг патриаршего визита разгорелся скандал. Виной тому - активность архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия (Мораря), который готовит Патриарху поистине царский прием.
В местной прессе еще прошлой осенью появились сообщения, что архиепископ Викентий обратился с обращением к екатеринбургским предпринимателям с просьбой жертвовать деньги на мероприятия, связанные с приездом главы РПЦ. Кроме того, Екатеринбургская епархия затеяла масштабные строительные работы. Завершается строительство патриаршей резиденции, духовно-просветительского центра и православной гимназии. К визиту главы РПЦ приурочена закладка 6 храмов и часовен, возведение которых оценивается в 2-3 млрд руб. Самое масштабное архитектурное начинание, задуманное архиепископом Викентием, - восстановление Екатерининского горного собора на площади Труда в центре Екатеринбурга. Эти замыслы вызвали резкое неприятие горожан. Планы Екатеринбургской епархии стали причиной митинга протеста, прошедшего 10 апреля, в котором приняли участие несколько тысяч человек. Протестующие напомнили епархиальному начальству и заодно областной администрации, что площадь Труда - не пустующая стройплощадка, а место гуляния горожан, где разбит сквер и стоит фонтан в честь уральского сказочника Бажова.
Пока в Екатеринбурге бушевали страсти, Патриарх Кирилл находился в далеком Египте, совершая визит в Александрийский Патриархат. Воодушевленный перспективами развития православных общин в Африке, Предстоятель Русской Церкви сделал в Каире заявление, очевидно, вызванное скорее приятными впечатлениями от теплого приема со стороны братского Патриархата, чем событиями в Екатеринбурге. «Тысячи храмов сейчас строятся в России, и это делают люди. Это делается не по приказу. Инициатива идет снизу, потому что у людей реально большая религиозная потребность», - сказал Патриарх Кирилл.
Между тем, задумав построить на месте сквера и фонтана храм, екатеринбургский архиепископ, кажется, не посчитал нужным поинтересоваться религиозными потребностями горожан. Показалось достаточным, что проект одобрил губернатор Свердловской области Александр Мишарин. Однако административный ресурс оказался беспомощным перед возможностями интернет-форумов, сообщения на которых собрали тысячи горожан на митинг протеста. Своим тесным «соработничеством» с областной администрацией и пристрастием к византийской пышности епархии удалось вызвать массовый протест, подобный которому ранее могла спровоцировать лишь какая-нибудь непопулярная экономическая реформа власти. Не помог даже моральный багаж страданий Церкви в советские годы, напоминания о том, что Екатерининский храм был взорван большевиками в 1930 году.
Но люди больше не готовы оглядываться назад, они живут сегодняшним днем, где наблюдают Церковь не страдающую, а торжествующую, властвующую. На екатеринбургские протесты местная епархия откликнулась не признанием своих ошибок, а объявила митингующих врагами православия, веры, Бога, наконец. Ранее архиепископ грозил противникам строительства проклятием «до седьмого колена».
Поскольку православные архиереи в России смело вторгаются в жизнь общества, народ намерен спрашивать с Церкви за все ее ошибки так же, как спрашивает за ошибки политической власти. Кроме того, Церковь - по крайней мере в Екатеринбурге - показала себя плохим союзником администрации. Вместо умиротворения она подхлестнула протестные настроения в городе, и это раздражение людей обернется в конечном счете против государства.
"Независимая газета", 15.04.2010
http://www.ng.ru/politics/2010-04-15/3_kartblansh.html