ИЗ ПЕРВЫХ РУК: Как воруются деньги, выделенные на строительство дорог в Сибири

Apr 01, 2012 17:00

Путем полива водой в зимнее время
Куда делись 4,5 млрд рублей, выделенные на строительство дорог в Сибири. Постатейный отчет
Удивительное признание не так давно сделал президент Д.А.Медведев на совещании по поводу российской транспортной системы: «У нас или отвратительные дороги, либо дорог нет вообще». И еще: «В дорожной отрасли не ворует только ленивый».
Так вот о неленивых. Расскажу о них на примере дорожной отрасли Сибирского федерального округа. Для справки: протяженность федеральных дорог в СФО - 7 тыс. километров (16% от общего километража по России), и пролегают они по территории 12 субъектов Федерации.
Я до недавних пор возглавлял государственное учреждение «Росдортехнология», в круг задач которого входили: мониторинг состояния дорог, их строительства и ремонта, мониторинг эффективности использования бюджетных средств. За три года деятельности нами были выявлены нарушения в дорожной отрасли СФО на 4 млрд 440 млн рублей.
Распишу постатейно. Оплаченные, но не выполненные работы - 160 млн рублей. Стоимость работ и материалов, качество которых не подтверждено документально, - 1 млрд 264 млн рублей. Стоимость работ и материалов, качество которых не соответствовало проектам и нормативным документам, - 437 млн рублей. Нецелевое использование бюджетных средств - 26 млн рублей и т.д.
При этом стоит учесть, что, исходя из нашего регламента, мы проверяли тот либо другой орган управления один раз в год и подвергали ревизии всего 20-30% от освоенных средств. Если бы имели возможность проверить все 100% - с уверенностью можно сказать, нашли бы еще миллиарды растраченных рублей. А для полноты картины вспомните, что в России еще 7 федеральных округов.
Теперь - о конкретных фактах.
При проверке оконченного и принятого к эксплуатации объекта стоимостью 91 млн рублей - «противолавинная галерея» на автомобильной дороге М-54 (Упрдор «Енисей», Республика Тыва), были установлены следующие нарушения. Принятые и оплаченные, но не выполненные работы на сумму 2 млн 290 тыс. рублей. Не подтверждено документально качество материалов и конструкций на сумму 24 млн рублей. Отсутствует исполнительная документация на принятые работы на сумму 7 млн 607 тыс. рублей. Неправомерная оплата подрядчику - 4 млн рублей… Общий объем неэффективно использованных бюджетных средств - 44 млн рублей, или 48% от общей стоимости объекта. Однако накануне нашей проверки этот объект был принят в эксплуатацию комиссией под председательством представителя Федерального дорожного агентства.
Упрдор «Забайкалье». В ходе проверки выявлено нарушений на 157 млн рублей, или 47% от общей стоимости проверенных работ. Из них 27 млн выплачено за невыполненные работы. Стоимость работ и материалов, качество которых не соответствует либо не подтверждено документально, - 84 млн рублей.
Следующий объект - мостовой переход через Ангару в Иркутске. Этот мост строился с 1999 года, но ни одной проверки качества работ и эффективности расходования средств со стороны Федерального дорожного агентства не проводилось. И узнать что-либо о фактических расходах за 1999-2001 годы на сумму 915 млн рублей оказалось невозможным - ввиду отсутствия первичных документов. Нами были проверены дорожно-мостовые работы стоимостью 1 млрд 228 млн рублей. Установлено. Стоимость оплаченных, но не выполненных работ - 9 млн 700 тыс. рублей; нецелевое использование - 6 млн 700 тыс. рублей; стоимость работ и материалов, качество которых не подтверждено документально, - 294 млн рублей; стоимость работ и материалов, не соответствующих проекту и нормативным документам, - 141 млн рублей. Необоснованно завышен индекс изменения сметной стоимости, вследствие чего дирекцией излишне оплачено 16 млн 700 тыс. рублей. А еще 3 млн потерялись при смене подрядной организации. Плюс - «по мелочи». Итого: 528 млн рублей.
Еще хуже складывалась ситуация при строительстве мостового перехода через реку Томь в Кемерове. Оплачено за невыполненные работы - 21 млн рублей; стоимость работ и материалов, качество которых документально не подтверждено, - 204 млн 900 тыс. рублей; стоимость дорожно-мостовых работ, не соответствующих проекту и нормативным документам, - 13 млн 340 тыс. рублей… Общая сумма неэффективно использованных бюджетных средств - 463 млн рублей, или 69% от стоимости работ, нами проверенных.
Но вдумаемся, что значат эти 69% неэффективно использованных бюджетных средств. Речь-то ведь идет об очень сложных сооружениях, протяженностью более 1,5 километров. При таком качестве работ и материалов становится просто страшно за их дальнейшее будущее.
Хотя 69% - не предел. Проверяли Упрдор «Южный Байкал», Республика Бурятия. При стоимости проверенных объектов 148 млн рублей нами были выявлены нарушения на 125 млн рублей - то есть на 85%!
Вы думаете, что руководство Федерального дорожного агентства, располагая данной информацией, приняло кардинальные меры, чтобы устранить безобразия? Никаких мер принято не было, что и предопределило отвратительную ситуацию в дорожной отрасли Сибирского федерального округа в последующие годы.
Так, в ходе проверки краевого государственного учреждения «Крудор» (Красноярск) было установлено, что во время строительства первого пускового комплекса на автомобильной дороге М-53 «Байкал» при устройстве земляного полотна была произведена оплата работ по поливу водой на сумму 37 млн рублей. Однако в исполнительной документации сведений о данном виде работ не обнаружено.Кроме того, оплата «водных процедур» в размере 5 млн рублей была произведена за ноябрь-декабрь, когда температура была от -9 до -18 градусов.
Аналогичная ситуация в республиканском управлении автомобильных дорог «Горно-Алтайавтодор», где были оплачены фактически не выполненные работы по поливу водой уплотняемого грунта в зимний период на сумму 2 млн рублей.
При проверке республиканского дорожного агентства Республики Бурятия по документам значилось укрепление откосов земельного полотна растительным грунтом на сумму 300 тыс. рублей и засев травы на сумму 1 млн 300 тыс. рублей. Однако при осмотре ничего обнаружено не было.
И подобное свойственно не только дорожной отрасли Сибирского федерального округа. В Упрдор «Колыма» (Дальневосточный федеральный округ) при капитальном ремонте моста через реку Сухая не были выполнены, но приняты и оплачены работы по возведению береговых опор, монтажу пролетных строений, временного объездного моста на общую сумму 34 млн. По содержанию искусственных сооружений допущена переплата в размере 12 млн 562 тыс. рублей.
При проверке межрегиональной дирекции по строительству автомобильной дороги Чита-Хабаровск (Дальневосточный федеральный округ) было выявлено нарушений на сумму 64 млн рублей. Например, было якобы посажены деревья на 700 тыс. рублей и посеяна трава на сумму 4 млн рублей. Но ничего не сажали и не сеяли.
Руководители Федерального дорожного агентства часто в своих выступлениях приводят примеры финансирования дорожного строительства в США, Японии, Европе. Да, финансирование у них значительно больше, но там никому и в страшном сне не приснится, чтобы кто-то зимой уплотнял земляное полотно водой на миллионы.
Чем руководствовались О. Белозеров, бывший руководитель Федерального дорожного агентства, ныне замминистра транспорта; бывший директор ФГУ «Росдортехнология», ныне замруководителя Федерального дорожного агентства Н. Быстров, и другие руководители, не позволяя правоохранительным органам дать юридическую оценку большинству из наших актов?
Вы думаете, что за приведенные мною безобразные факты (хотя их большая часть осталась вне рамок этой статьи) кто-то понес серьезное наказание? Ничего подобного. Кто-то отделался выговором, кто-то ушел на пенсию либо на другую работу. Ни по одному нашему акту материалы так и не были переданы в правоохранительные органы.
И что - совсем нет виноватых? Оказывается, есть. Возмездие наступило. Бывший директор Федерального дорожного агентства О. Белозеров своим приказом без объяснения причин ликвидировал наше ФГУ «Росдортехнология» в Сибирском федеральном округе.
Государственное учреждение с годовым бюджетом 13 млн рублей, которое за год выявило недостатки на 2 миллиарда, а за 3 года - на 4 миллиарда 330 млн рублей, оказалось государству не нужно. Потому что наши акты давали оценку состоянию дорожной отрасли, прямо противоположную той, о которой говорят в своих докладах руководству чиновники из Федерального дорожного агентства. Да и не только в них дело. Обо всех выявленных безобразиях в дорожной отрасли СФО я информировал аппарат полномочного представителя президента в Сибирском федеральном округе, обращался в общественную приемную партии «Единая Россия». Никакой реакции! Ни одного ответа!
ВОРОТЫНЦЕВ С.И., полковник милиции в отставке, бывший директор филиала ФГУ «Росдортехнология» в Сибирском федеральном округе
*
ИЗ КОММЕНТОВ:
Андрей Харламов, 01 апрель 2012 в 08:25
я служил офицером 1982-1984 годы в амурской области в дорожно-строительной бригаде. Строили ту самую... "Чита-Хабаровск"! Поливать водой насыпь 0 старый трюк!! Насыпают сразу метр ПГС (песчано-гравийная смесь), поливают водичкой - мороз ведь!! сверху асфальт... ровная как стрела дорога!!!
но - до мая!
в мае - тает как мороженое...
а положено - по технологиии - послойное( по 10 см.) разравнивание, увлажнение, укатывание. На всё это деньги закладываются - как положено!!! Но все эти денежки - платят за "мороженое"...
а денежки уже - тю-тю...
Андрей Харламов, 01 апрель 2012 в 12:15
"...из всех работников дорожной отрасли нет ни одного порядочного ..."
а почему только дорожной отрасли? А армия? А образование?
Вся страна живёт на лжи, на обмане, на воровстве...
"Успешным" считается тот, кто сумел оттолкать остальных от государственной кормушки и урвать... А не тот , кто честно работает каждый на своём месте.
Рассматривать отдельно каждую отрасль нельзя... мы все больные...
Lemmy, 01 апрель 2012 в 17:11
Всё правильно написано, как инженер вам говорю.
Плохое качество дорог складывается так:
1. Строители выигрывают тендер. Минимум 30-50% сметной стоимости-это откат.
Дав откат, строители могут строить что угодно и как угодно, ведь контроля будет 0%. Чиновник же не враг себе.
2. Недостаток денег и отсутствие контроля как следствие откатов, ведет к серьезным нарушениям технологии строительства.
Правильно пишет Андрей Харламов: дорога тает как мороженное. Всё так.
Когда я вижу, КАК строят дороги в нашем городе, хочется подойти к прорабу и дать в морду. Самое настоящее ежедневное должностное преступление.

"Новая газета" 31 марта 2012
http://www.novayagazeta.ru/economy/51910.html
Примечание: выделение болдом - автора.

строительство, дороги, откаты, коррупция

Previous post Next post
Up