Доклад по Стратегии-2020: обобщение, комментарии (Н.Масленников, Е.Ясин, Л.Якобсон)

Mar 20, 2012 03:45

Глава МЭР Набиуллина поддерживает предложения экспертов по "Стратегии-2020"
Министр экономического развития Эльвира Набиуллина поддерживает основные предложения экспертов, содержащиеся в итоговом докладе о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года ("Стратегия-2020").
"Там много деталей. Основные вещи поддерживаем, но по деталям у нас идет проработка, вопросы и споры, в том числе в рамках рабочей группы, которую с Алексеем Улюкаевым (первым зампредом ЦБ РФ - ред.) возглавляем, по макробюджетной политике", - сказала Набиуллина, отвечая 14 марта на вопросы журналистов.

Прайм, 14.03.2012
http://www.1prime.ru/news/0/{74066EC2-9FF0-4E53-91C2-A072DD4605BC}.uif

Cтратегия-2020 - либеральный ответ на либеральный спрос
Экспертное сообщество уверено в смене правительственного курса
Ректоры Высшей школы экономики и Академии народного хозяйства Ярослав КУЗЬМИНОВ и Владимир МАУ презентовали радикально переработанную «Стратегию-2020». Координаторы проекта уверены, что их «скорбный труд» не пропадет, а, наоборот, будет внедрен в жизнь заказчиком - Владимиром Путиным.


Работа над переделкой «Стратегии-2020» началась год назад. Тогда Кузьминов и Мау предложили Путину создать 27 групп независимых экспертов, которые полностью переделали бы прежний документ, одобренный правительством уже в ходе глобального кризиса - в октябре 2008 года. И дело не столько в обрушении рынков, цен на нефть и отечественного ВВП в 2009 году, сколько в том, что в той «Стратегии» упор делался на развитие ключевых отраслей, которые могли бы вывести Россию на путь модернизации. Однако не было ясно, за счет чего эти благие пожелания будут выполнены.
Буквально сотни экспертов дали Путину подробнейший анализ социально-экономических развилок, которые ждут мир и Россию в ближайшее десятилетие. Причем речь не идет о банальных рекомендациях, к которым правительство может прислушаться, а может и нет. Наоборот, по словам Евгения ЯСИНА, научного руководителя ВШЭ, возможности для политических трактовок «Стратегии-2020» ограничены, в ней очерчена направленность на либеральные реформы, включая сокращение роли государства и смену правительственного курса.
Конкретно это означает следующее. Во-первых, о чем в одной из своих предвыборных статей написал Путин, правительство откажется от политики концентрации производственных активов только в своих руках. Если в «тучные» нефтяные годы государство разными способами национализировало собственность, доведя госсектор от 20% всей экономики до более чем 50%, то к 2016 году, как обещал Путин, все госактивы, кроме ОПК и естественных монополий, будут вновь приватизированы (кстати, и коррупция уменьшится, так как предмет чиновничьего распила существенно сузится).
Во-вторых, значительная часть либеральных по сути наработок экспертов по их словам, полностью или частично поддержана Путиным.
Речь, например, идет о блокировании роста общей налоговой нагрузки. Предполагается лишь определенное увеличение фискальной нагрузки на газовый сектор и опережающий рост акцизов на табак и алкоголь (налог на роскошь фискальной нагрузки не имеет, тут скорее важен, по словам Путина, «моральный» эффект). Есть общее согласие и о сокращении в долях ВВП (а не в абсолютном выражении) неэффективных расходов. Например, сейчас в Минфине обсуждается возможность введения, вернее, возврата к бюджетным правилам, ограничивающим расходы федерального бюджета средней за десять лет ценой на нефть (сейчас это $70 за баррель, тогда как бюджет-2012 сверстан на базе $100). Это не значит, что расходы, особенно на «социалку», упадут. Но кое-чем, например, «чиновниками в погонах» (так эксперты называют силовиков, которые сидят в кабинетах и жизнью не рискуют), видимо, придется пожертвовать.
Правда, не все ясно с пенсионной реформой. Здесь окончательных рецептов пока нет. Но ясно, что дело не в величине пенсионного возраста, а в том, чтобы переориентировать пенсионную систему еще и на нужды среднего класса. А здесь без обязательных индивидуальных отчислений в ПФР не обойтись.
Реализация всех этих идей, по мнению Кузьминова и Мау, зависит не столько от кадрового состава будущего правительства, сколько от создания более широкой команды, нацеленной на реформы.

Московский Комсомолец № 25893 от 17 марта 2012 г.
http://www.mk.ru/politics/russia/article/2012/03/16/682501-ctrategiya2020-liberalnyiy-otvet-na-liberalnyiy-spros.html



Декоративная "Стратегия-2020"
Финальному документу не хватает технологичности, инструментализма
16 марта разработчики «Стратегии-2020» публично представят в Москве окончательный текст документа. Стране нужны новая модель экономического роста и новая социальная политика, нацеленная на поддержку человеческого капитала и удовлетворение потребностей в том числе креативного класса - записано в «Стратегии». Поворот к новой политике должен обеспечить так называемый бюджетный маневр. Суть маневра в сокращении неэффективных расходов, например на оборону, и в наращивании расходов на здравоохранение, образование, инфраструктуру.
Однако сами разработчики «Стратегии» признают, что даже финальный текст документа далек от идеала, многие показатели и ориентиры требуют пересчета. И у разработчиков нет никакой уверенности, что новое правительство будет следовать рекомендациям «Стратегии».
Еще в конце 2010 года премьер Владимир Путин поручил экономистам заняться обновлением принятой правительством в 2008 году долгосрочной стратегии развития страны. Глобальный финансовый кризис тогда поставил под сомнение реализуемость многих показателей, заложенных в первоначальном варианте документа. Для обновления стратегии были мобилизованы ведущие экономисты страны. Координацией работы занимались Высшая школа экономики (ВШЭ) - ректор Ярослав Кузьминов, а также Академия народного хозяйства и госслужбы - ректор Владимир Мау.
Итогом многомесячной работы экспертов стал объемный текст, который был послан в правительство в декабре 2011 года. Сейчас начался этап обсуждений отдельных частей «Стратегии» в министерствах. В частности, днем ранее с первыми выводами о «Стратегии» выступила глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина. Она сообщила, что поддерживает основные предложения экспертов, но отдельные детали требуют дополнительной проработки. Предполагается, что «Стратегия» должна стать главным ориентиром для деятельности уже нового правительства, которое будет сформировано после инаугурации президента.
В обновленной «Стратегии» сказано, что после кризиса 2008 года Россия оказалась «на новом переломе социально-экономического развития», стране нужны новая модель экономического роста и новая социальная политика. Для реализации стратегических целей России необходим не просто экономический рост, но достаточно высокие его темпы - не менее 5% в год. И это должен быть высококачественный экономический рост, который ведет страну к инновационной экономике и развивает в России «экономику предложения».
В социальной политике нужно учитывать интересы не только уязвимых групп населения, но и высокообразованных граждан, доходы и социальные установки которых позволяют им выбирать модели трудового поведения и потребления. Речь идет о так называемом креативном классе. Появление в стране такого класса требует от государства качественно иного подхода к человеческому капиталу. Национальные системы образования и культуры все еще обеспечивают России некоторое лидерство - пишут авторы. Однако этот ресурс неосмотрительно растрачивается. Идет быстрая деградация науки, недофинансирование важнейших направлений стало хроническим.
Для формирования креативных профессионалов надо сделать конкурентоспособной оплату труда в бюджетном секторе. Разработчики выступают за введение так называемого эффективного контракта во всей социальной сфере - от контракта со школьными учителями до контракта с врачами, преподавателями вузов, работниками культуры. Создать новые - инновационные - рабочие места поможет улучшение делового климата и повышение инновационной привлекательности российской экономики.
Еще одна ключевая задача, описанная в «Стратегии», - повышение эффективности бюджетных расходов. Речь идет о «маневре», предполагающем увеличение бюджетных трат в целом на 4% ВВП - прежде всего за счет расходов на здравоохранение, образование, дорожную инфраструктуру. В целях же сохранения макроэкономической стабильности часть этих трат должна быть компенсирована сокращением расходов по другим статьям - на 2% ВВП. В частности, сэкономить предлагается на национальной обороне, сократив на нее расходы на 0,9% ВВП «к 2014-2020 годам». Кроме того, нужно повысить эффективность общегосударственных расходов, расходов на национальную экономику и на жилищное хозяйство. Забота об эффективности бюджетных трат не обойдется, согласно «Стратегии», и без повышения пенсионного возраста - до 63 лет для мужчин и женщин к 2030 году.
Однако, судя по разъяснению некоторых разработчиков, даже сейчас многое в документе носит скорее косметический, декоративный характер. «Стратегию» - даже в ее окончательном виде - можно охарактеризовать лишь как осмысленный концептуальный ориентир, но далеко не пошаговое руководство к действию.


По сравнению с опубликованным летом 2011 года промежуточным вариантом окончательный текст выглядит, конечно, «более согласованным, комплексным, операционным», говорит советник Института современного развития Никита МАСЛЕННИКОВ. Но и финальный документ не идеален, ему не хватает технологичности, инструментализма - говорит эксперт. Парадоксально, но даже в окончательном тексте предстоит заново пересчитать показатели и ориентиры «Стратегии». Разработчики учитывали, что некоторые их инициативы правительство может не одобрить и не реализовать. Поэтому по ряду статей изначально были «умерены потребности финансирования». В качестве примера Масленников привел финансирование транспортной сферы: заложенные в «Стратегии» показатели не дотягивают и до половины реальных потребностей отрасли. То же самое касается сокращения бюджетных трат. По оценке Всемирного банка, государственное финансирование по ряду направлений в России избыточно на 20-30%, поэтому неэффективные госрасходы вполне можно сократить вовсе не на 2%, а на все 20%, уверен Масленников.


«К недостаткам как предварительного, так и заключительного варианта можно отнести отсутствие ряда важных тем - таких, в частности, как развитие культуры или агарарного сектора. Соответствующих разделов нет в обоих докладах, хотя они заслуживают внимания в будущей «Стратегии», - отмечает первый проректор ВШЭ Лев ЯКОБСОН.
Эксперты надеются: новая «стратегия» имеет куда больше шансов на то, что правительство сделает ее основой «дорожных карт» будущих реформ. Однако есть риск, что чиновники воспримут «Стратегию» как список рекомендаций и возьмутся воплощать лишь удобные им фрагменты. Но частичная реализация порой хуже, чем полное игнорирование всей «Стратегии», замечают эксперты.
В свою очередь, Лев Якобсон подчеркнул, что задача «Стратегии» - не раздать деньги тем или иным отраслям или слоям населения, а способствовать проведению в стране таких реформ, которые обеспечат рост эффективности, прозрачности и конкурентоспособности экономики. Цель «Стратегии» - не повышение расходов на социальные сферы, а реформирование этих сфер, в результате чего в стране станет больше высококлассных специалистов, имеющих достойную оплату труда. Так, например, количество врачей на 10 тыс. населения в стране может даже сократиться. Но высококвалифицированных врачей станет больше. Сами по себе социальные расходы не создадут в стране новые и более эффективные рабочие места. Такие рабочие места появятся лишь при условии улучшения делового климата и повышения инвестиционной привлекательности России.

"Независимая газета", 16.03.2012
http://www.ng.ru/economics/2012-03-16/1_strategy.html

Новая модель для старого хозяина
«Стратегия» может потребовать от власти усилий, на которые она совсем не готова
Кажется, что все идет по плану. Работа над «Стратегией-2020» продолжалась больше года, итоговый доклад опубликован в момент, когда Владимир Путин и Дмитрий Медведев думают над составом будущего правительства, которому, возможно, и придется воплощать в жизнь предложенные реформы. Они известны и обсуждаются как публично, так и на полузакрытых совещаниях у президента. У команды, созванной Высшей школой экономики и Академией народного хозяйства, получился умеренно либеральный документ, предполагающий смену экономической модели при сохранении политической стабильности.
Считается, что России нужно выбраться из ловушки низкой конкурентоспособности, когда страна слишком богата, чтобы расти за счет дешевой рабочей силы, но недостаточно развита для того, чтобы выйти на мировой рынок с инновационными товарами и услугами. Действующая экономическая модель, основанная на сырьевом экспорте, обеспечит лишь инерционные темпы роста. Ее предложено сменить. Вот цитата из документа: «Важнейшей характеристикой предлагаемых изменений является переход от модели, в которой экономический рост сопровождается ростом издержек, к экономическому росту, опирающемуся на снижение издержек». То есть от неэффективных инвестпроектов и раздувания расходов, когда год за годом бюджет все сложнее балансировать, а откаты растут вместе с ценами на нефть, к политике освобождения скрытых в экономике сил: конкуренции и предпринимательской активности.
На практике такой маневр связан как раз с ростом издержек, только не денежных, а политических. Популярных мер в арсенале экономистов практически нет. Даже если речь идет об увеличении бюджетных инвестиций в образование и здравоохранение, то за счет сокращения расходов на госаппарат и оборону. Причем деньги бюджетникам даются не просто так, а при условии реформ, которые пугают профессиональные сообщества. Ну а повышение пенсионного возраста для властей и вовсе табу.
Чтобы все это сделать, нужен мандат доверия, а с ним не все так просто, как можно подумать, глядя на данные ЦИК по итогам 4 марта. Президент Центра стратегических разработок Михаил ДМИТРИЕВ, который в прошлом году весьма точно предсказал взрыв протестных настроений, недавно в интервью РИА Новости выступил с новыми и тоже неприятными для власти прогнозами. Не стоит думать, что митинги закончились вместе с выборами. Недовольство распространяется за пределы крупных городов. Претензии к власти предъявляются самые разные. Если для среднего класса важна политическая конкуренция, то жителям небольших городов и поселков нужны социальные гарантии и работа. В такой ситуации у нового правительства будет минимальная свобода маневра. Особенно если граждане не увидят в кабинете, который предсказуемо возглавит Дмитрий Медведев, новых лиц - старые уж очень надоели. Вместо обновления кабинета можно получить видимость обновления, недаром СМИ обсуждают почти анекдотические слухи о рокировке Эльвиры Набиуллиной и Татьяны Голиковой.
В итоге «Стратегия» может потребовать от власти усилий, на которые она совсем не готова. Не трудно ради улучшения инвестиционного климата создать институт уполномоченного по делам инвесторов. Совсем другое дело - полностью переписать уголовное законодательство. «Современная уголовная политика формирует правопорядок, который является агрессивным по отношению к собственности и бизнесу», - пишут авторы «Стратегии». В день вынесения приговора по резонансному делу предпринимателя Алексея Козлова это кажется особенно верным. Как и любая констатация факта.

"Московские новости", 16.03.2012
http://mn.ru/oped/20120316/313578628.html

проблемы, экономика, доклад, Ясин, экономист, стратегия

Previous post Next post
Up