МНЕНИЕ: Развития России не будет: возрождать экономику некому

Mar 15, 2012 00:40

Бодрые отчеты органов власти о "росте" нашей экономики не согласуются с данными ежегодного рейтинга глобальной конкурентоспособности стран - The Global Competitiveness Report 2011-2012, представленного экспертами Всемирного экономического форума (WEF). В нем Россия опустилась еще на 3 строчки и заняла 66-е место. Ниже Вьетнама и Уругвая. Подтвердив, что путинская "стабильность" - это химера, цена которой равна стоимости барреля нефти на мировых рынках.
Получая нищенскую зарплату или опасаясь стать безработными, мы обычно не задумываемся, почему рядом с нами нет множества предприятий, на которых нам предложили бы условия для плодотворного труда и достойную оплату. Деньги, выделяемые из госбюджета для их создания, большей частью разворовываются. Новые предприятия не строятся. Создание госкорпораций, оказавшихся неэффективными, лишь подтвердило известную из мирового опыта аксиому, что ГОССЕКТОР В ПРИНЦИПЕ НЕ МОЖЕТ ОБЕСПЕЧИТЬ ВЫХОД СТРАНЫ ИЗ ПОДОБНЫХ СИСТЕМНЫХ КРИЗИСОВ.
Реальный путь перехода от деградации России к ее развитию лежит через ВСЕОБЩУЮ И НЕЗАМЕДЛИТЕЛЬНУЮ ЛИБЕРАЛИЗАЦИЮ ВСЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ. Как показывает опыт других стран, только ЧАСТНАЯ ИНИЦИАТИВА И КОНКУРЕНЦИЯ могут обеспечить развитие и эффективность производства, создать миллионы рабочих мест. НО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ИНИЦИАТИВА У НАС ФАКТИЧЕСКИ НАКАЗУЕМА, А ВМЕСТО КОНКУРЕНЦИИ СУЩЕСТВУЕТ СПЕКУЛЯТИВНЫЙ ХАОС, ПОМНОЖЕННЫЙ НА КОРРУПЦИЮ.
Предположим, что какой-нибудь талантливый инженер из развалившегося ГосНИИ решил организовать свое производственное предприятие. Он быстро обнаружит, что проблемы с помещением (получить земельный участок и разрешение на строительство невероятно сложно, а аренда дорога), запредельными тарифами на подключение к тепло- и электросетям, приобретением технологического оборудования, дороговизной кредитов, лицензированием и т.д. практически непреодолимы.
Допустим, что он, проявив энтузиазм и используя свои сбережения, с помощью друзей и родственников преодолел эти проблемы. Предприятие заработало. Думаете, кто-то ему будет благодарен за то, что оно создал новые рабочие места, стал платить достойную зарплату? Как раз наоборот. СОЦИАЛЬНЫЙ ИМИДЖ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ У НАС - ЭТО ХАПУГА, ВОР, ЭКСПЛУАТАТОР. Понятно, что он во многом сформирован представителями торгово-посреднического бизнеса и, особенно, нашими олигархами, преступающими нормы приличия и морали. Они получили советские активы в смутные времена, не создавали предприятия, не несли предпринимательского риска и по этой причине не могут считаться предпринимателями в общепринятом смысле. Но ассоциируются в России именно с ними.
ОТНОШЕНИЕ ВЛАСТИ К БИЗНЕСУ ЕЩЕ ХУЖЕ И БАЗИРУЕТСЯ НА ПРИНЦИПЕ ПРЕЗУМПЦИИ ВИНОВНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ В ЛЮБОЙ СФЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. МАССИРОВАННЫЙ ТЕРРОР ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ СО СТОРОНЫ АРМИИ ГОСЧИНОВНИКОВ из налоговой инспекции, пожарной части МЧС, Роспотребнадзора, Ростехнадзора, Роструда, МВД и т.д. общеизвестен. При проведении любой проверки предприятие изначально считается виновным. Никакой госорган не уходит без "добычи". Налоговая инспекция, из опыта предпринимателей, при выездной проверке имеет установку наложить штраф не меньше, чем сотни тысяч рублей. И если у предприятия нет налоговых нарушений, то приходится их придумывать. Иначе проверка считается "некачественной" и вышестоящий налоговый орган проведет ее повторно. Лучше уж сразу заплатить, сколько "положено". Случаи, когда какой-то орган власти предложит предприятию помощь или хотя бы поинтересуется его проблемами - это из области фантастики, либо свидетельство коррупции в этом органе. Главы районов и муниципалитетов обычно лишь просят деньги на реализацию проектов по благоустройству под вывеской партии "Единая Россия".
В этих условиях упомянутый талантливый инженер обоснованно скажет: "А зачем мне все эти проблемы? Уж лучше я спокойно поработаю рядовым сотрудником и буду отвечать только за себя. А нормальные условия труда и достойную зарплату пусть мне обеспечивает руководство предприятия. Оно ведь обязано это делать". Равным образом тот, кто умет выпекать пирожки или булочки, предпочитает работать пекарем, технологом... А создать собственную пекарню и взвалить на себя груз этих всех проблем и ответственности - это уж увольте.
ЖЕЛАЮЩИХ ЗАНИМАТЬСЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫМ БИЗНЕСОМ У НАС КРАЙНЕ МАЛО. СФЕРА ТОРГОВЛИ И УСЛУГ - ЭТО ДРУГОЕ ДЕЛО. Такое предприятие проще создать (нередко требуется лишь стол с телефоном) и более безболезненно ликвидировать.
Руководитель ФАС России Игорь Артемьев, назначенный в августе 2009 года руководителем рабочей группы правительственной комиссии по проведению административной реформы, обещал принимать радикальные решения по устранению проблем предпринимателей. Но за два года ничего радикального так и не предложено. По мелким вопросам принято 21 распоряжение правительства, но большинство из них не реализовано. А эффект от реализованных с избытком компенсируется новыми нормативными актами, ухудшающими условия ведения бизнеса в России.
Недавно начальник управления административной реформы ФАС России Людмила Солонцова выступила с видеообращением к предпринимателям и попросила заполнить анкеты для мониторинга реализации решений рабочей группы правительственной комиссии. Но эксперты WEF уже определили, что ПО УРОВНЮ РАЗВИТИЯ ГОСУПРАВЛЕНИЯ РОССИЯ ЗАНИМАЕТ 128-Е МЕСТО (СНИЖЕНИЕ ЗА ГОД НА 10 ПОЗИЦИЙ), ПО СЛОЖНОСТИ ВЕДЕНИЯ БИЗНЕСА - 114-Е (СНИЖЕНИЕ НА 13 ПОЗИЦИЙ) и т.д. В том числе по причине неэффективной антимонопольной политики. Общая оценка ухудшения условий ведения бизнеса в России, зависящая, кроме прочего, от результативности рабочей группы правительственной комиссии, экспертами WEF дана, а детали не существенны.
ЧТОБЫ ПЕРЕЛОМИТЬ НЕГАТИВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ЭКОНОМИКЕ СТРАНЫ, НУЖЕН КОМПЛЕКС РАДИКАЛЬНЫХ МЕР. В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ НЕОБХОДИМО ОБЕЗОПАСИТЬ БИЗНЕС ОТ ГОСУДАРСТВА. А ЭТО НЕВОЗМОЖНО БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ ВСЕЙ ПАРАДИГМЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ВЛАСТИ И БИЗНЕСА.
Нужно не на словах, а на деле установить презумпцию добросовестности предпринимателей и, по меньшей мере, уравнять их по ответственности с госорганами. Сейчас, например, если на предприятие необоснованно наложен штраф и суд его отменил, то госчиновник ничем не рискует. А если не отменил, то госчиновник "хорошо" поработал, принес доход бюджету, план выполнил. Чтобы уравнять ответственность предпринимателей и госчиновников, можно законодательно установить обязательное взыскание с госоргана в пользу предприятия суммы, равной отмененному судом штрафу. Тогда ретивость штрафовать поумерится.
Целесообразно предусмотреть, что если госорган нанес предприятию ущерб, и суд подтвердил незаконность его действий, то для возмещении этого ущерба предпринимателю достаточно представить лишь его обоснование. И взыскивать этот ущерб с госоргана, если он не докажет его отсутствия. Такая ответственность отобьет желание госчиновников необоснованно препятствовать предпринимательской деятельности.
Конечно, "рынок все отрегулирует" - это экономическая глупость. И регулирующая (не карающая!) роль государства должна усиливаться. Но пока у общества и органов власти не изменится отношение к предпринимательству в производственной сфере, деградация экономики страны будет продолжаться. Поскольку переломить эту тенденцию некому. Иной движущей силы для развития страны не существует.
Владимир КОРОВИН, предприниматель, Челябинск

PublicPost, 13.03.2012
http://publicpost.ru/blog/id/6837/
Примечание: выделение ПРОПИСНЫМИ - моё.

рейтинг, экономика, власть, либерализация, государство, деградация, развитие, бизнес

Previous post Next post
Up