МНЕНИЕ: Почему бессмысленно запрещать рекламу лекарств

Mar 01, 2012 19:30

Сначала наведите порядок в системе здравоохранения
В Госдуме готовятся поправки, запрещающие рекламу уже не только рецептурных, но и безрецептурных препаратов. Вторая попытка представителей КПРФ и ЛДПР перекрыть этот канал продвижения лекарственных средств - первый раз подобное предложение выносилось на рассмотрение еще в 2008 году. Нас снова пытаются убедить в том, что подобная поверхностная мера может решить серьезную проблему самолечения, истоки которой на самом деле таятся не в том, что крутят по телевизору, а в самой системе здравоохранения.
Почему наши люди предпочитают обходиться без вмешательства врача? Первая проблема: врач не пользуется у них достаточным авторитетом. Во время визита больного он занят преимущественно заполнением бумаг, на пациента просто не остается времени. Плюс, квалификация многих врачей может вызывать сомнение. Наконец, люди откладывают посещение обыкновенной поликлиники (работающей по системе ОМС), потому что не хотят стоять два часа в очереди только ради того, чтобы им выписали безрецептурный препарат. Реклама в данном случае выступает не мотиватором самолечения, а исключительно информатором, помогающим разобраться в разнообразии таблеток.
Тут мы плавно подходим ко второй проблеме - возможность свободно купить лекарства без рецепта. В список безрецептурных препаратов, к которым, по идее, должны быть отнесены только лекарства без ярко выраженных побочных эффектов, у нас входят, например, корвалол и анальгин. Первый давно запрещен во всем мире, а у нас употребляется литрами. Даже препараты, содержащие кодеин, у нас переводятся в рецептурные только с мая этого года. Другая спорная составляющая категории безрецептурных препаратов - лекарства с недоказанной эффективностью, например, иммуномодуляторы, пробиотики, гепатопротекторы. Все они активно рекламируются по телевизору.
Но даже статус рецептурного препарата не всегда означает, что пациент не сможет его свободно купить. Например, некоторые антибиотики, которые должны отпускаться только по рецепту, и которые, кстати, никто не рекламирует, вы все равно спокойно купите в аптеке (и провизор вам их свободно продаст), и сможете принимать без назначения врача.
Так что если говорить о реальных проблемах, то прежде чем выносить на обсуждение запреты на рекламу лекарств, давайте проведем массовую санацию препаратов, на предмет того, почему некоторые из них имеют безрецептурный статус. А также определим, кто должен нести ответственность за то, что принимает пациент. Де-юре - это врач. Но, выписывая тот или иной препарат, ни он, ни страховая компания не несет ответственности за обеспечение им пациента, за его качество, за его доступность. Врач «навязывает» пациенту стоимость и качество лечения, а тот должен его реализовать самостоятельно, то есть купить или не купить назначенный препарат.
В идеале должно быть так: если врач берет до конца ответственность за лечение пациента, то та структура, которая его представляет (государство или страховая компания) должна это лечение и оплатить. А другая госструктура - допустить к обращению на рынке качественные и эффективные препараты. Посмотрите на любимый пример США - очень жесткое решение проблемы отпуска лекарств без рецепта: за малейшие нарушения аптекам грозят большие штрафы. При этом как раз реклама у них разрешена, и не только безрецептурных, но и рецептурных препаратов.
Конечно, если опросить потребителей медикаментов, наверняка большая их часть скажет: реклама лекарств должна быть запрещена. Мягко говоря, достала. Но точно так же многих раздражает, например, и реклама продуктов питания, и бытовой химии (и ведь тоже могут быть потенциально опасны!). Поэтому опираться только на мнение зрителей нельзя. Хотите защитить потребителей от рекламы - создайте каналы, на которых ее не будет. И пусть они сами выбирают, что смотреть.
Единственное, к чему приведет сегодня запрет рекламы безрецептурных препаратов - падение рекламного рынка, 40% которого создают фармацевтические компании. При этом на них самих запрет как раз не отразится - выкрутятся и найдут другие способы продвижения.
Давид МЕЛИК-ГУСЕЙНОВ - директор исследовательской компании Cegedim Strategic Data

Slon.Ru, 28.02.2012
http://slon.ru/economics/pochemu_bessmyslenno_zapreshchat_reklamu_lekarstv-756458.xhtml

лечение, врач, реклама, здравоохранение, мнения, порядок, лекарства

Previous post Next post
Up