Ослов в агитации желательно не использовать. Кандидаты в президенты требуют от ТВ равных возможностей
«Вы не поверите! Вот и Ксюша спеклась…». Такие комментарии появились в интернете вместе с роликом. Очередным роликом в поддержку… сами понимаете кого. Знакомая уже «шапка»: «Я голосую за!» Привычный джингл - музыкальное сопровождение то есть. Ну, и сама «картинка» в стилистике всей серии предвыборных роликов. Лицо Ксении Собчак, еще недавно митингующей на Болотной, искажено мукой (ее пытали!). В глазах - вселенская тоска. Она с трудом подбирает слова: «Я решила проголосовать за этого кандидата, потому что все-таки экономика стала гораздо сильнее… И этот человек всегда был отзывчивым к просьбам… Сейчас перед угрозой оранжевой революции, ливийского и сирийского сценариев нельзя раскачивать лодку…».
Камера отъезжает, и перед зрителем предстает Ксения Собчак, накрепко привязанная к стулу. Режиссер в штатском заклеивает ей рот скотчем, она бьется, пытаясь освободиться от пут, но охранники уносят ее вместе со стулом. «Пошли за Венедиктовым», - командует «режиссер».
Ура! Пародия! Когда смешно, уже не страшно. Не так страшно. Предвыборная кампания плавно перетекает в пародийную стадию, когда даже реальные сюжеты в новостных программах начинают казаться скрытой издевкой над происходящим. Вот корреспондент дневных новостей на Первом канале рассказывает о митинге в поддержку главного кандидата в президенты. Всюду реют плакаты и знамена с его светлым ликом. Манифестанты, счастливые и довольные, в едином добровольном порыве стекаются в Лужники. Корреспондент путается в цифрах: не менее 70 тысяч, но будет более 100, вместе с теми, кто уже в пути, можно говорить о 90 тысячах… Окончательно заплутав, обращается к пришедшим: «Почему вы здесь?» Здоровый, мордатый мужик отвечает за всех: «Мы, самбисты-дзюдоисты, целиком поддерживаем Владимира Владимировича. Он наш сородич, брат, мы никогда его не предадим, всегда будем рядом…»
Здоровущего самбиста-дзюдоиста сменяет артист Валерий Золотухин: «Путин лидер сильный - не зря же его боятся американцы, поэтому они не хотят Путина». Финал сюжета: «В Лужниках проходит масштабное событие, которое приурочено к поддержке Владимира Путина». «Приурочено к поддержке» - умри, лучше не скажешь!
А вот и наглядная демонстрация равных возможностей - прямое, почти часовое включение с митинга в поддержку другого кандидата в президенты, Владимира Жириновского, на канале «Россия 24». Владимир Вольфович - в зимней форме высшего офицерского состава: шинель с мерлушковым воротником, высокая папаха: «Эти полковничьи погоны заслужены. Я был офицером и служил в самых горячих точках страны. Меня помнят офицеры и солдаты Закавказского военного округа». Клеймит Прохорова и обещает отправить его к Ходорковскому, грозит повесить Саакашвили на центральной площади Ростова, гарантирует бесплатное образование и здравоохранение плюс бесплатные обеды всем - от детсадовцев до студентов. «Кто хочет отдыхать, пусть отдыхает. Кто хочет работать, пусть работает. Никакого принуждения. Жить будете лучше, быстрее… Я самый опытный, самый смелый, самый решительный! Я сделаю все, что вы хотите! Я - пятый раз кандидат в президенты. В истории человечества нас всего двое или трое, тех, кто пять раз становился кандидатом. Значит, я - мощный лидер мощной партии. Остальные разбежались, как мошкара от хорошего костра. Так что мы - единственная партия, которая шесть раз выдвигала своего кандидата в президенты…». Пять-шесть раз - кто ж вам считает?
Но главное - почти час прямого эфира! И поди теперь скажи, что телевидение обслуживает одного кандидата, а других игнорирует, как утверждал тот же Жириновский во время программы «В контексте» на Первом канале. Ее ведущий Максим Шевченко вместе с доверенным лицом Путина Валерием Фадеевым и генеральным директором ВЦИОМа Валерием Федоровым, напротив, доказывали, что нынешняя предвыборная кампания беспрецедентно честная и предоставляет практически равные эфирные возможности всем. А если Путина показывают чаще, чем всех остальных, то потому лишь, что он как действующий премьер-министр создает больше информационных поводов: «И вы создавайте! Езжайте в Сирию, предлагайте свой план мирного урегулирования, и вас обязательно покажут».
Шевченко демонстрировал графики, предоставленные ВГТРК - единственной, по его мнению, компании, обязанной по закону предоставлять всем кандидатам равное время в эфире: Путин с Зюгановым, согласно этим данным, по частоте появления на экране идут ноздря в ноздрю, им немного уступает Жириновский (сам виноват), замыкают список Прохоров с Мироновым. Первый канал, НТВ и Рен-ТВ, по мнению Шевченко, не будучи государственными каналами, вообще не обязаны соблюдать правило равных возможностей (с каких это пор Первый канал не считается государственным и никому ничем не обязан, Шевченко не объяснил, а его никто об этом и не спросил).
А еще защитники и сторонники главного кандидата в президенты посоветовали другим кандидатам, вслед за Путиным, вообще отказаться от участия в дебатах - мол, иногда лучше молчать, чем говорить. И ослов в агитации желательно не использовать. «Это мой ослик, - вскричал оскорбленный Жириновский. - Он живет у меня уже много лет, вам какое дело? Я показал символ - во что превратилась Россия. Была тройка, остался никудышный тупой осел…».
Откровенно смеялись оппоненты Жириновского прямо ему в лицо. И продолжали отговаривать от стремления любой ценой светиться в телеящике. «ТВ, - уверяли, - уже не играет былой роли, а вы по-прежнему зачарованы его магией. У вас мистическое к нему отношению, вы думаете, если вас будут показывать чаще, то и рейтинг будет больше. Наоборот…». «Это Путин всем надоел! Появляется Путин - все выключают телевизор», - пытался гнуть свое Владимир Вольфович.
«А вот как раз у Путина, который в дебатах не участвует, рейтинг постоянно растет. И это правильный рейтинг», - поправил возмущенного оратора Валерий Фадеев, а социолог Федоров тут же огласил свой прогноз: Путин на выборах наберет 56-58% голосов.
«Согласны вы или нет - это демократия!» - подытожил разговор в студии ведущий Шевченко. Согласны. Или нет. Какая разница?
Смешные они, эти ребята в ящике, - делают одно, говорят другое. В чистом виде - пародия: на ТВ, на предвыборную кампанию, на демократию. И сами пародии не заставили себя ждать - правда, не в телеэфире, а в интернете. Тоже верный признак НАШЕЙ демократии. И знак.
"Новая газета", № 20 от 24 февраля 2012
http://www.novayagazeta.ru/columns/51226.html Замолвил за Путина словечко - потом шесть, а то и все двенадцать лет свободен
Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется. Или дано? Вот Михаил Леонтьев поздно вечером в понедельник сказанул свое слово, а во вторник с утра оно и отозвалось. В программе «Познер», когда речь зашла о СМИ вообще и радиостанции «Эхо Москвы» в частности, сей пламенный трибун выразил удивление странным поведением «Газпром-Медиа», владельца «Эха»: «Я считаю, если собственник не контролирует собственное СМИ, он идиот просто, сумасшедший…»
А поутру они проснулись - собственники. Сообразили, что Леонтьев явился им не в кошмарном сне, а наяву, и потребовали досрочной отставки совета директоров «Эха Москвы». Главный редактор «Эха» Алексей Венедиктов ушел из совета сам, а в коммюнике радиостанции причины произошедшего изложены так: «Мы понимаем, что «Газпром-Медиа» не мог не реагировать на критику высших должностных лиц РФ в отношении редакции».
Впрочем, редакция может считать что угодно. А пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков заявил однозначно: «Это не Путин». Ага. Не Путин. Медведев вообще вне подозрений - он как сказал в начале своего президентского срока, что «свобода лучше, чем не свобода», так и продолжал все время это повторять, и самое интересное, что ему никто не возражал… В общем, мужики-то и не знают! Но если не Путин и не Медведев, то кто? Остается один Леонтьев, сказавший последнее слово. Тем более что весь этот сюжет со сменой совета директоров «Эха», всколыхнувший блогосферу и печатные СМИ, телезрители не увидели, а слова Леонтьева услыхали. И зауважали еще больше - крутой, однако!
Не узнали телезрители и про то, что Венедиктову Путин несколько раз предлагал стать его доверенным лицом. А он, чудак-человек, отказался. Ну, отказался и отказался, зато сколько других достойных людей согласилось. Дело непыльное, выгодное, замолвил перед избирателями словечко за доверителя - потом шесть, а то и все 12 лет свободен. Такая «минута славы» дорогого стоит, некоторым даже - долгих лет безупречной жизни в искусстве. Хотя, как известно, призрачно все в этом мире бушующем. Есть только миг - за него и держись. Они и держатся. И призывая голосовать за Путина, манят избирателя в даль светлую…
И тут на фоне безбрежных сияющих далей и высей в эфир канала MTV выходит программа Ксении Собчак с возмутительной темой: «Куда зовет Путин?» Мало того что название издевательское - «Госдеп» (люди с державным мышлением, подобные Леонтьеву, бьют во все колокола, разоблачая происки врага, а эта пигалица - смеется), мало того что позвала в программу оппозиционеров Яшина, Удальцова, Гудкова, Чирикову, кормящихся из рук Госдепа и насылающих на Россию оранжевую чуму, так еще в финале кто-то из участников хамски крикнул, подытоживая спор с государственниками: «По-вашему, выходит, выбор один: задница или Путин?» Эта альтернатива сродни той, которую предложила маленькой девочке героиня Раневской в фильме «Подкидыш»: «Девочка, что ты хочешь - чтобы тебе оторвали голову или поехать на дачу?» И даже несмышленое дитя с ходу выбрало дачу. Руководители MTV тоже решили не рисковать головой. И закрыли опасную программу сразу после первого выпуска, объяснив, что молодежная аудитория ждет от канала привычных развлекательных форматов. Так что второй, уже отснятый выпуск «Госдепа» на тему «С кем вы, мастера культуры?» в эфир не вышел, а запись третьего - о национализме в России с участием Алексея Навального - и вовсе не состоялась. И Навальный здесь совершенно не при чем, как, естественно, и Путин. А вы, Ксения Собчак, идите-ка лучше в «Дом-2». А то, видишь ли, гражданская позиция у нее вдруг разыгралась. С чего бы это?
Тот же вопрос волновал и Никиту Михалкова, доверенное лицо кандидата в президенты Путина, во время дебатов с Ириной Прохоровой, сестрой и доверенным лицом кандидата в президенты Прохорова, на канале «Россия 24»: «Я сразу нажимаю на тормоза, когда слышу слоган «Новый президент для новой России». Ваш брат не ощущает огромной страны. Зачем он идет? У него и так все есть». «Что ему, собственно, надо - богатому, успешному, красивому? - мягко улыбаясь, отвечала Ирина Дмитриевна. - А разве во власть должны идти одни убогие, несостоявшиеся, нищие? Почему вы не верите, что и успешный человек может быть гражданином и патриотом? И ему не безразлично, в какой стране он живет».
Не найдя убедительных аргументов в ответ, Михалков, сам богатый, успешный, красивый и при этом первый патриот России, зашел с другой стороны: «Я не вижу во главе страны человека, который никогда не имел семьи и детей. Я не могу представить во главе огромной и в большинстве своем православной страны, народ которой считает, что власть от Бога, человека невоцерковленного…» Прохорова рассмеялась: «Если Борис Николаевич, который привел Путина во власть, - бог, я согласна… А вера вообще-то - вещь личная. И что важнее, ходит человек в церковь по субботам или исповедует систему нравственных ценностей? А быть женатым - не индульгенция от грехов…» Заявленная на дебатах тема культуры, о которой с полным знанием дела говорила издатель, редактор и благотворитель Прохорова, быстро перестала волновать ее визави, пришедшего на разговор с набором привычных клише. К середине дебатов он - о, чудо! - больше слушал, чем говорил, а в глазах его плескались растерянность и даже паника. А потому его финальный спич: «Любой, кто будет голосовать против Путина, будет голосовать против государственной целостности России» - прозвучал как беспомощный вопль отчаяния. Тем более, что Прохорова мгновенно парировала: «Не пугайтесь, что со сменой власти все сразу рухнет. Ничего не рухнет - только укрепится». И капитулировал наш герой. Признал, что если бы в президенты шла сама Прохорова, он отдал бы голос ей. Вот и доверяй после этого армии штатных доверенных лиц, практически без боя капитулирующих при первом же «боестолкновении» с умным и образованным оппонентом, который агитирует и голосует не за страх, а за совесть. А телевизор, словно рентген, очень точно высвечивает, где страх, а где совесть. Последняя прорывается на экран все реже. Ее и впрямь следует бояться. Уж слишком велик контраст.
"Новая газета" № 17 от 17 февраля 2012
http://www.novayagazeta.ru/columns/51087.html Ксения Собчак и Тина Канделаки зажгли в телеэфире
«А ну-ка, девушки, а ну, красавицы, пускай поет о вас страна. И звонкой песнею пускай прославятся среди героев ваши имена». Девушки-красавицы на минувшей неделе и впрямь заставили страну «петь о себе»: Ксения Собчак и Тина Канделаки. Одна из них - Ксения Собчак - мало того что поучаствовала практически во всех общественно-политических форматах на всех каналах, так еще и стала ведущей первого в истории канала MTV политического ток-шоу с ироническим названием «Госдеп». Другая - Тина Канделаки - тоже высоко взлетела: стала гостьей самого Владимира Познера в его программе на Первом канале.
С нее и начну. Тина попала в завидную компанию. Познер позже многих коллег вернулся с зимних каникул, поэтому с начала года у него в эфире успели побывать только бывший министр финансов Алексей Кудрин и новый посол США в России Майкл Макфол. Кудрин, Макфол, Канделаки… Оказавшись в таком ряду, всякий рискует потерять голову и утратить адекватную самооценку. Однако Тина себе цену знает. «Журналист, общественный деятель, деловая женщина, просто женщина» - так она себя аттестует, а насчет красоты готова была с ведущим поспорить, да он предпочел иные темы.
В программе «Познер» она продемонстрировала максимальную открытость - звукорежиссерам, наверное, пришлось немало потрудиться, прежде чем удалось прикрепить петличку-микрофон к полоске ткани на маленьком красном платье с обширнейшим декольте, которое деморализовало бы любого другого ведущего мужского пола, но только не Познера. Наш телевизионный гуру предпочел смотреть своей героине в глаза, отметив, правда, что обычно у нее в этой привлекательной зоне присутствует еще и православный крест, который она на сей раз заменила обычным кулончиком. «Да, - согласилась Тина, - не крест должен украшать декольте, и декольте не должно быть рядом с крестом, но я тбилисская грузинка, а у нас это считается красивым».
Чуть позже, когда разговор зашел о политике и власти, Познер спросил: «Вы хотите понравиться Путину?» «Можно я скажу честно? - обволакивая собеседника влажным взором прекрасных черных очей, откликнулась она. - Я хочу понравиться не Путину, а вам, Владимир Владимирович». «Можно все-таки про Путина», - деликатно, но настойчиво подтолкнул свою гостью к прямому ответу Познер. «Любой женщине хочется понравиться мужчине, - гнула Тина свою линию. - И всегда мое женское начало будет приплюсовываться к общественной деятельности».
Она еще не раз делала попытки понравиться Познеру: назвала его программу «самым мощным каналом коммуникации в стране», только что вышедшую книгу ведущего - «глотком воды», а его самого - первым среди трех лучших (по версии Алексея Венедиктова) интервьюеров страны, отведя себе лишь скромное третье место. Пару раз Тина даже чуть не заплакала, пытаясь разжалобить жестко стелющего Познера, который искренне хотел разобраться, какая же она, Тина Канделаки. Но в конце концов и он сдался под напором ее словоговорения, сметающего, словно снежная лавина, наметки смысла, которые и старался выявить Познер в этих жарких, но беспорядочных речах.
От всей беседы осталось главное ощущение: Тина в смятении. До последнего времени все у нее складывалось так удачно: семья, карьера, бизнес, признание зрителей. Но что-то неуловимо для нее самой сломалось. И теперь она мечется в надежде понравиться и «Нашим», и вашим, и Путину, и Медведеву, и всем мужчинам вместе взятым, и Поклонной, и Болотной… Познер, кстати, не пощадил ее самолюбия - процитировал слова Ксении Собчак, назвавшей свою бывшую приятельницу «болотным оборотнем». «Вы хотите про это бабское поговорить?» - растерялась Тина и ушла «в тину», уклонившись от разговора. И жалко прямо ее стало - она на благо России и россиян своих молодых сил и красоты не жалеет, а вот не понимают ее люди, да еще и судят, как кому в голову взбредет.
*
Ксения Собчак, хоть и не удостоилась пока приглашения к самому Познеру, как-то вдруг получила все и сразу: эфиры на нескольких каналах, букет цветов от пермского рабочего Трапезникова в ток-шоу «НТВшники», собственные новые программы на MTV и телеканале «Дождь», и самое важное - растущий интерес к себе со стороны самых разных слоев зрительской аудитории. «Блондинка в шоколаде» на наших глазах меняет имидж, завоевывая репутацию умной, свободной, решительной и влиятельной молодой леди, способной украсить собой любую теледискуссию и готовой в любых обстоятельствах отстаивать свою позицию: остроумно, точно, убедительно. Держа удар даже тогда, когда на нее с оскорблениями бросаются то звероватый Шевченко, как это случилось в программе «Свобода и справедливость», то слюноточивый Сергей Кургинян, как это было в «Историческом процессе».
Программа «Госдеп», которую она начала вести на MTV, адресована молодой аудитории, и потому Ксения делает ее весело и, как говорят молодые, прикольно. Нарезка с митингов, показанная в первом выпуске «Госдепа», исполнена, по словам ведущей, в стиле «Веселых картинок», куда, однако, в отличие от главных каналов, заостривших внимание на наглядной агитации Поклонной, но умудрившихся не заметить плакатный креатив Болотной, попали лозунги: «Хватит кормить удава», «Раб, освободи галеру», «Уходи, Путин».
Да и сама дискуссия получилась зажигательной, но содержательной. Несмотря на то, что ее участники дважды чуть не схватились врукопашную, Собчак не позволила заорать главную тему: «Куда ведет нас Путин?», умело вычленяя главное и давая высказаться всем. На фоне молодых и убедительных в своих речах политиков, общественных активистов и самой ведущей стало особенно очевидно, насколько безнадежно устарели «демиурги» (демагоги) «старой школы» типа Караулова, способного лишь передергивать факты и чужие слова да бездарно куражиться, развалясь на студийном диване. Впрочем, даже Караулова Собчак переиграла легко и изящно, терпеливо пережидая его словесный понос и не реагируя на личные выпады.
И вот еще что важно: она сама с собой в ладу, поэтому не стремится угодить и понравиться всем и сразу посредством декольте или жаркой лести. Выходит, не всегда женское начало, приплюсованное к общественной или иной деятельности, приносит ожидаемые плоды. А Тину все-таки жаль. Такие они разные - девчата…
"Новая газета" № 14 от 10 февраля 2012
http://www.novayagazeta.ru/columns/50951.html И краб плывет…
Новая классика: премьера для премьера на Первом канале
Караул! Крамола! «Мы не рыбки в аквариуме, а Путин не золотая рыбка», - поведали нам в фильме «Мост над бездной», который показали в среду вечером на Первом канале. Позвольте, как это - «не золотая»? Двенадцать лет только и рассказов было по телевизору про то, как сей достойный гражданин, подобно сказочной рыбке, исполнял желания простых россиян: дарил детям куклы Барби и платья, как у принцессы, проводил взрослым в их Богом и местным начальством забытые поселки газ и воду, тушил пожары, тучи разводил руками… И нате вам - «не золотая рыбка»!
Шутки шутками, а он, судя по фильму, куда круче золотой рыбки. Та, как известно, осерчав на сварливую и ненасытную старуху, оставила ее у разбитого корыта. А наш герой великодушен, и несмотря на критику в свой адрес, руки опускать и наказывать неблагодарный народ не намерен. Тем более что неблагодарных - раз, два и обчелся: Касьянов, Рыжков, Илларионов, Березовский. Им все не так - и властная вертикаль, и путинская стабилизация, и сам лидер нации… Но их синхроны (вот оно, торжество путинской демократии) все же вошли в фильм, а при Сталине, как тут же напоминают авторы, за разномыслие сажали и расстреливали. А в принципе, ну что за люди? «Не замечают, как Путину удалось свернуть гору, и упрекают, что не удалось свернуть две!»
Значит, как все было-то? «Катастрофа преследовала Россию по пятам - она надела сапоги-скороходы и приближалась семимильными шагами» (эх, знатные сказители выросли на ТВ!). Сначала за штурвалом корабля под названием «СССР» оказался Горбачев (нехитрая анимация - корабль, Горбачев, волны - способствует лучшей «усвояемости» материала). Но штурвал вырвался из его некрепких рук, и судно, теперь уже под названием «Россия», повел дальше Ельцин. «Десять лет, которые он стоял у штурвала власти, были крайне мучительными и для него, и для нас. Его власть шаталась, как молочные зубы, перед тем как выпасть», - утверждают авторы фильма, который, к слову сказать, вышел в эфир аккурат в день рождения Бориса Николаевича, и это было единственное упоминание именинника на Первом канале, а кадры хроники, запечатлевшие его не в лучшей форме, ярко и наглядно проиллюстрировали богатую авторскую метафору.
Ну, а в 1998-м корабль «Россия» начал реально тонуть, «и мы вновь оказались без спасательного круга. Измученная страна ждала нового лидера». Оглянулся дряхлеющий Ельцин окрест себя и выбрал человека по фамилии Путин. И очень вовремя, поскольку в ту пору как раз взбунтовались шахтеры и новому директору ФСБ было дано поручение «потушить политический пожар». Он с поручением достойно справился (подробности деликатно опущены). Возможно, именно тогда Ельцин и понял, что «этот человек может находить выход практически в любой ситуации».
И вот - Отечество, ликуй! - началась эра Путина. И закипела работа на утлом ржавом суденышке, в которое его предшественники успели превратить гордый корабль со звонким именем «Россия». Он сам (снова анимация) уселся на весла под знаменитую грузинскую (почему-то) песню: «Арго! Разве путь твой ближе, чем дорога Млечная? Арго! О каких потерях плачет птица встречная? Парус над тобой, поднятый судьбой, - это флаг разлуки, странствий знамя вечное!» «На-на-нанай-нанай!» - задорно подхватили припев шустрые матросы, споро задраивая пробоины и накрепко прибивая к борту пошатнувшиеся от времени и бурь буквы в названии корабля.
Первым делом маленький, да удаленький мультяшный Путин одним махом всех жирных и сытых олигархов побивахом - дубиной по головам (для наглядности опять же). Потом - это уже признание реального ВВП, главного героя фильма, - «поганой метлой» погнал их же с федеральных телеканалов: где это видано, чтобы «группы товарищей», захватившие ТВ, использовали его в своих корпоративных интересах! Сначала рулил сам. Потом уступил штурвал Медведеву, а мог бы и не уступать, и народ бы принял его решение с дорогой душой, как принял американский народ третий срок Рузвельта. Все гадали, станет ли Медведев послушной марионеткой в руках Путина. И что вы думаете? Не стал! Доказал, что он самостоятельный политик! На какие-то вещи оба участника тандема смотрят одинаково, в чем-то расходятся - это нормально! Главное, что корабль «Россия» уже не просто идет, а весело бежит по волнам, уверенно обходя рифы кризисов и прочих потрясений, на которые напоролись буквально все страны мира, но только не Россия, великая наша держава.
Цифры убедительно доказывают: «Мы стали жить более лучше» (как говорила ткачиха Света из Иванова, агитируя за «Единую Россию»). Причем во всех буквально областях. Авторы фильма, однако, одними цифрами не ограничиваются. Кое-что подвергают сомнению: «Никто не закрывает глаза на недостатки, но очевидно и другое: мы шагнули вперед…» Меж тем некоторые (см. указанный выше список оппонентов и оппозиционеров) «еще немного, еще чуть-чуть и докажут нам, что все это произошло не благодаря, а вопреки Путину».
Ну уж дудки! Против фактов не попрешь! «Пусть каждый решает сам - взвешивает, спорит, даже кричит… А корабль плывет… И главное, чтобы у того, кто встанет за штурвал, хватило сил продолжить этот путь ради России. Да поможет нам Бог!»
Субтитр в финале фильма «Продолжение следует» - многозначен. Он обещает то ли следующие серии этого выдающегося творения, то ли продолжение пути, то ли всё вместе, ибо если будет путь с тем же капитаном у штурвала корабля, будут и воспевающие его произведения.
И кстати, фильм вовсе не о Путине, как многие подумали, а о России, чуть было не ухнувшей в бездну, да на лету остановленной крепкой нетрепетной рукой. И без Путина в нем ну никак нельзя было обойтись. Административный ресурс тут совершенно ни при чем, как бы ни кричали соперники Путина на выборах, что, мол, действующего премьера ТВ показывает в 100 раз больше, чем их. Он же как раз в день показа ушел в отпуск, так что Первый канал счастливо угадал и приурочил премьеру к единственному дню отпуска премьера. Ну и потом, он, как мы помним, не золотая рыбка, чтобы всем угождать: «Что бы я ни сделал, все будет подвергаться критике». «Так что же? И здесь он оказался прав? - размышляют авторы фильма. - Оставим этот вопрос без ответа». Снова крамола! Какие, однако, смелые публицисты народились у нас на ТВ за время путинской эры.
"Новая газета" № 11 от 3 февраля 2012
http://www.novayagazeta.ru/columns/50795.html От создателей «Плесени» - «Cпаситель»
Фильм о кризисе внушает оптимизм жителям одной отдельно взятой страны
Когда я была маленькой (да простится мне зачин в духе начальника лагеря Дынина из фильма моего же детства «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен»), я порой засыпала с чувством безусловного счастья. И отнюдь не беспричинного, что свойственно нежному возрасту, а вполне себе мотивированного, навеянного сюжетами зарубежных корреспондентов программы «Время». Да, дети, когда я была маленькая, у меня тоже была бабуш… программа «Время» то есть. Как сейчас помню суровых мужей, вещающих на фоне залитых огнями больших городов: «Мир встречает Новый год, но не радостны лица простых британцев (американцев, французов, датчан и разных прочих шведов)». И живо откликаясь на беды этих несчастных, коих ужасы капитализма лишили простых радостей жизни, мое маленькое сердце в то же самое время переполнялось чувством гордости и счастья: «Эх, хорошо в стране советской жить…».
С возрастом это чувство куда-то улетучилось. И вот нате вам - вернулось. И вновь благодаря волшебной силе ТВ! Те виртуозы пропаганды и контрпропаганды моего детства давно не у дел. Но их главное дело не пропало. То, что отцы недопели, мы допоем. Документальный фильм «Кризис 2008. Спасти Россию» продолжает и преумножает славные традиции советских кремлевских сказочников.
Итак, 2008 год. Мир на грани катастрофы. Рушатся биржи и банки. Закрываются заводы и фабрики. Миллионы простых людей лишаются работы и жилья. Сокращаются пенсии и пособия по безработице. Особенно досталось Греции. Где стол был яств, там гроб стоит. Самый дорогой район Афин теперь похож на руины. Греция из страны, где все есть, превратилась в страну, где нет ничего. «Качество нашей жизни все ужаснее», - жалуются простые британцы, американцы и разные прочие греки. «Молодежь без будущего!», «Долой инфляцию!», «Пощадите пенсионеров!» - требуют на митингах протеста простые испанцы. «Дальше будет только хуже, - предупреждают западные аналитики. - И сразу всем. Ни одна страна не может полностью себя изолировать».
И вот когда рука взволнованного российского зрителя уже тянется к валидолу, на экране появляется Спаситель. И говорит: «Спокойствие. Только спокойствие». То есть это другой утешитель - Карлсон говорил, а наш герой заявляет: «Есть такая страна. Имя ей Россия. Россия - такая страна, устойчивость которой не подвергается сомнению. У нас достаточно ресурсов, чтобы минимизировать все последствия, связанные с глобальными потрясениями...»
А кадры убеждают лучше всяких слов. В то время как брошенные на произвол судьбы своими странами и правительствами простые американцы и европейцы, лишившись крова, ночуют под открытым небом, просят милостыню и безрезультатно протестуют, наши люди в едином порыве с правительством поднимают экономику. Те, кого все-таки уволили в связи с сокращением производства или закрытием нерентабельного предприятия, выходят на общественные работы: красят бордюры, сажают деревья, обустраивают детские площадки. Ведь они у нас, по словам Спасителя, гораздо более терпеливые, чем на Западе. А если им правду говорить, а не врать, как это делают безответственные власти других стран, - все поймут и поддержат. И добровольно затянут пояса, лишь бы не возвращаться к собственному Апокалипсису образца 1998 года, когда ни один западный аналитик не верил даже в краткосрочное будущее России.
Сегодня все они (американские, британские, немецкие эксперты), прогнозируя цунами нового кризиса, которое вот-вот накроет мир, вынуждены признать: «О, а у русских-то все не так уж плохо!» И если бедным американцам придется надолго забыть об отдыхе в экзотических странах или о покупке нового автомобиля (велосипед теперь - американская мечта), то русские легко позволяют себе и новое авто, и поездку в Таиланд. Потому что правительство все заранее просчитало и ко всему предусмотрительно подготовилось.
А если совсем уж по-честноку, честно то бишь, то «у победы много отцов, а поражение всегда сирота. В какие-то моменты, связанные с кризисом вообще, должен найтись человек, который возьмет на себя ответственность. И я как глава правительства обязан был это сделать тогда», - скромно признается тот, кто спас Россию в 2008-м и заблаговременно «дал задание своим соратникам подготовиться к испытаниям 2012-го». Глава правительства. Лидер нации, взявший на себя ответственность. Спаситель России. Дорогой наш человек - Владимир Владимирович Путин.
Авторы фильма, впрочем, в отличие от отцов-пропагандистов, не ведавших полутонов в обличении чужих пороков на фоне своих побед, не удовольствуются одними победными реляциями. Признают: «В России тоже хватает проблем. Мы по-прежнему на одном из первых мест в мире по употреблению алкоголя да душу населения (видать, душа населения от легкости бытия и все нарастающей стабильности стакана просит. - И.П.), у нас крайне высокий уровень коррупции и тяжелая демографическая ситуация. Но политическая воля решать эти проблемы очевидна. Как и потребность общества в более открытом и честном диалоге, который особенно необходим в ту пору, когда важна стабильность в таком нестабильном обществе». Потребность общества в честном диалоге иллюстрируется кадрами митингов на Болотной площади и проспекте Сахарова, так непохожими на кадры греческих погромов, которыми, как мы помним, недобросовестные американские тележурналисты проиллюстрировали протестные акции в Москве (и кстати, «вот она, хваленая западная демократия!», как говаривали журналисты-международники времен моего счастливого детства).
Продюсер фильма «Кризис 2008. Спасти Россию» Саида Медведева прославилась экранными произведениями «Тайна воды» и «Плесень», исполненными в жанре научно-популярной фантастики. В них авторскую гипотезу тоже подкрепляли синхроны авторитетных западных специалистов, работающие на доказательство мысли: вода - живая, а плесень - вездесуща и всемогуща, и даже если в мире погибнет все живое, останется лишь она. Судя по колоссальным рейтингам, эти работы нашли живой отклик в сердцах миллионов россиян. А главное, что зрители им поверили. Наверняка и новому творению поверили. Хотя и смотрели менее активно, чем ту же «Плесень». По-моему, создатели несколько прогадали с названием. Скучное. На мой вкус, куда эффектнее смотрелось бы в начальных титрах такое: «От создателей «Плесени» - «Спаситель». Емко и исчерпывающе.
"Новая газета" № 5 от 20 января 2012
http://www.novayagazeta.ru/columns/50536.html