"Больше всего Геннадий Зюганов боится стать победителем"
Гендиректор Совета по национальной стратегии Валерий ХОМЯКОВ объяснил, почему Геннадий Зюганов не может выигрывать выборы
- Кто лучше - Зюганов или Путин?
- Ни тот и ни другой, не лучше и не хуже. Они в чем-то даже одинаковые. Один, судя по его предвыборной программе, тянет страну "назад в СССР". Другой, судя по его предвыборным статьям в разных газетах, тянул страну назад все 12 лет, которые он у власти: выстроил за это время неработающую систему.
- Но ведь сейчас во всем мире происходит "левый поворот". Значит, и у лидера КПРФ возрастают шансы на победу?
- Европейские левые и наши коммунисты - это не совсем одно и то же, а по многим вопросам - совсем не одно и то же. В России все мы знаем и помним коммунистическую идею лишь по той разновидности, которая культивировалась у нас при советской власти. В этих же рамках вынуждена работать и КПРФ. Ее ядерный электорат - пожилые люди, для которых "светлое советское прошлое" - это идеал государственного устройства.
- Но КПРФ давным-давно признала многоукладную экономику, частную собственность, многопартийность, свободу слова, свободный выезд в любую страну.
- В том-то и дело, что на уровне программы КПРФ вроде бы давно рассталась со своим прошлым. Если бы Геннадий Зюганов с его сегодняшними речами появился бы в руководстве большевиков, то Владимир Ленин наверняка попросил бы Феликса Дзержинского заняться таким коммунистом. При Сталине такого расстреляли бы, при Хрущеве - выгнали бы из партии за какое-нибудь богоискательство, при Брежневе - отправили бы на обследование в психбольницу. Но на практике коммунисты со своим прошлым не расстались и отрекаться от него не собираются. Поэтому их кандидат в президенты обещает национализацию и прочее огосударствление, а на думские выборы партия шла с образом Сталина.
- Думская кампания у КПРФ сложилась вполне успешно.
- В том числе потому, что за них проголосовала часть электората "Яблока", "Справедливой России", бывшего СПС. Эти избиратели грамотные. Они знали: если в Думу не проходит их партия, то думские кресла достанутся "Единой России". Поэтому люди проголосовали за партию, которая точно пройдет в Думу и потеснит единороссов. В президентской гонке такого расчета нет: голосуя за Зюганова, ты не ухудшаешь положения Путина.
- Голосуя за кого угодно, кроме Путина, можно добиться второго тура выборов.
- Допустим, будет второй тур, в который выйдут Владимир Путин и Геннадий Зюганов. И что тогда?
- Повторится 1996 год. "За Зюганова - лишь бы не Путин". "За Путина - лишь бы не Зюганов".
- Повтора не будет. Протестный электорат просто не придет на второй тур. Придут верные сторонники КПРФ. И верные сторонники Путина, которые обеспечат ему сокрушительную победу. Правда, Компартия тоже получит свой выигрыш. Выход лидера во второй тур повысит "инвестиционную привлекательность" КПРФ - финансовое здоровье партии улучшится. Хотя наибольшую выгоду извлечет тот, кто станет третьим в первом туре. С ним будет вести торг каждый из тех двоих, которые выйдут во второй тур, чтобы он призвал своих избирателей отдать голоса "правильному" кандидату.
- Геннадий Зюганов, по-вашему, не победитель?
- Он уже давно достиг своего потолка - 15-20%, если выборы будут честными. Он не может расширить свой электорат. Это связано и с его личными качествами, а также с идеологическими обстоятельствами, которые можно было бы назвать уникальными. К примеру, не может КПРФ переименовать себя в социалистическую партию, она сразу же "сдуется". Потому что она единственная партия, у которой есть персонифицированный носитель ее идеологии - "дедушка" Ленин.
- А если бы Зюганов появился на Болотной площади?
- Думаю, он смог бы расширить круг своих сторонников, не потеряв ядерного электората.
- Почему же не рискнет? Опасается реакции властей?
- Боится, что его освищут. Ну да, освищут первые ряды митингующих, куда обычно всегда пробиваются радикалы. А другие люди ему бы аплодировали: на Болотную приходят не по идеологическим мотивам. Но больше всего Геннадий Зюганов, по-моему, боится стать победителем. Чем-либо иным сложно объяснить, к примеру, его отказ от того, чтобы доказывать в суде свою победу во втором туре президентских выборов 1996 года. Партия и лидер хорошо освоили нишу "главной оппозиционной силы" и выходить за ее рамки, похоже, не собираются.
http://www.kommersant.ru/doc/1871455 ЦЕНА ВОПРОСА
Павел КУДЮКИН, доцент Высшей школы экономики:
Одна из главных проблем КПРФ в том, что советская версия коммунизма очень давно и сильно разошлась с исходной коммунистической идеей. Классическая формулировка идеи известна - это "ассоциация, в которой свободное развитие каждого является условием свободного развития всех". Очень важна последовательность - начинается с "каждого", а не со "всех", как мы привыкли. То есть идея предполагает освобождение каждой личности. У нас в реальной практике коммунизм очень быстро переродился в противоположное учение о всевластии государства.
Идеи КПРФ парадоксальным образом не связаны с революционной русской традицией, если судить по тому, что публикуется от имени Геннадия Зюганова. Это довольно эклектичная смесь каких-то обломков марксизма с идеями русской религиозной философии и идеями русского консерватизма 80-х годов XIX века. Поэтому у большей части ее избирателей в сознании гремучая смесь тоски по имперскому величию, сожалений об исчезнувшем государственном патернализме, ну и некоторой надежды: а вдруг все это каким-то чудом вернется. От классической идеи свободы здесь практически ничего не осталось.
Но осталось представление о том, что у нас должно быть сильное государство, которого все должны бояться и которое должно всех милостиво кормить. То есть государство - это некая самостоятельная сущность, которая по доброте своей еще и людей питает. Примерно такая же модель на уровне риторики реализуется действующей властью. Поэтому она обыгрывает и будет обыгрывать коммунистов. Люди с подобным комплексом идей в большинстве своем склонны голосовать за уже существующую власть.
Если бы КПРФ, вернувшись к исходной идее, поменяла бы стилистику своего политического поведения, то она даже со своим брендом "коммунистическая" смогла бы обрести новых сторонников среди молодых, наиболее продвинутых, прогрессивно мыслящих людей.
Для кого-то может показаться неожиданным, но коммунистические идеи постепенно реализуются в современном мире. В частности, Маркс в свое время писал, что в будущем посткапиталистическом обществе именно свободное, а не рабочее время будет мерилом общественного богатства. И уже прослеживается тенденция: растет количество людей, которые между дополнительным заработком и свободным временем выбирают свободное время. Не как время ничегонеделания, а как время саморазвития. Вполне себе коммунистический принцип.
Более того, постепенно растет объем творческих видов труда, которые уже и нельзя называть трудом в традиционном понимании, когда трудятся лишь для того, чтобы не помереть с голоду. Человек трудится потому, что не может не делать того дела, которое ему нравится. Вполне коммунистическое отношение к труду как к потребности, как к средству самовыражения. В этом проявляется посткапиталистическая тенденция к формированию какого-то пока еще не очень понятного нам иного общества. И если у нас в России в понимании этой тенденции не продвинется КПРФ, то это сделают другие левые.
http://www.kommersant.ru/doc/1871454 "Второй тур будет означать победу гражданского общества"
Лидер движения "Левый фронт" Сергей УДАЛЬЦОВ разъяснил, почему в нынешней политической ситуации нужно голосовать именно за кандидата Зюганова:
- "Левый фронт" впервые будет поддерживать Геннадия Зюганова на президентских выборах?
- Наше движение всегда имело свою позицию в каждую президентскую кампанию. В 2008 году, к примеру, мы ее бойкотировали, Бывало и так, что мы выражали частичную поддержку кандидату от КПРФ. Но в "Левом фронте", хоть он и называется фронтом, нет приказов и единоначалия: каждый голосует за того, за кого считает нужным. Сам я голосую за Геннадия Зюганова с 1996 года.
- Значит, и теперь это только ваше личное намерение?
- Нет. Теперь наше большинство как в руководстве фронта, так и среди рядовых участников решило, что надо голосовать за кандидата Зюганова.
- Отчего вдруг?
- Оттого - что "ни одного голосу Путину". Это сейчас самый верный тезис.
- Почему бы тогда не поддержать Михаила Прохорова?
- Левые не могут поддерживать кандидата-миллиардера с соответствующей программой. Кроме того, насколько я знаю, за Прохорова не собираются голосовать даже либералы. А программные цели КПРФ нам близки. Например, партия, как и мы, нацелена на преодоление сильнейшего разрыва между доходами сверхбогатых граждан и доходами остального населения страны.
- Это есть и в предвыборной программе Сергея Миронова...
- В программе "Справедливой России" есть немало привлекательного для нас. Более того, член этой партии депутат Илья Пономарев - активный участник нашего фронта. Но рейтинг у Сергея Миронова - это не рейтинг победителя.
- А у Геннадия Зюганова рейтинг победителя?
- У него рейтинг главного конкурента Путина. Это подтверждают данные всех социологических служб. Поэтому решение "Левого фронта" предельно прагматичное. Мы призываем конкретно голосовать за лидера КПРФ потому, что он единственный из кандидатов, который может выйти во второй тур.
- Вы всерьез надеетесь, что Владимир Путин не победит в первом туре?
- Если выборы будут честными, не победит.
- Кандидату Зюганову ничего не надо сделать для этого?
- Ему нужно заручиться поддержкой тех, кто выходит на Болотную площадь, на проспект Сахарова.
- Он уже высказывался по этому поводу, поминая "оранжевую проказу".
- Теперь ему категорически нельзя повторять эти слова, которые лично я считаю кремлевским креативом. Я беседовал и с либералами, и с националистами. Они тоже готовы проголосовать в первом туре за Геннадия Зюганова, если он возьмет обязательство выполнить все требования, которые выдвигают участники митингов "За честные выборы". Первый шаг к этому он уже сделал. "Досрочные выборы Госдумы в декабре 2012" - это отдельный пункт в предвыборной программе кандидата Зюганова наряду с политической реформой, реформой избирательного законодательства. Теперь надо заявить и о досрочных президентских выборах в случае победы.
- Вы считаете, что у Геннадия Зюганова хватит решительности выйти к кому-нибудь из митингующих, если это не митинг КПРФ?
- Решительности, в хорошем смысле радикализма не хватает и всей КПРФ в целом, и ее лидеру. А во взаимоотношениях с властью готовность КПРФ к компромиссам просто зашкаливает. Мы ее всегда за это критикуем. Но сейчас ситуация требует от оппозиции довольно жесткой решительности. Надеюсь, Геннадий Андреевич сможет проявить ее в оставшиеся до выборов недели, чтобы выйти во второй тур.
- И что изменит второй тур, если его, по данным всех социологических служб, все равно выиграет Путин?
- Если состоится второй тур, то он, прежде всего, будет означать победу гражданского общества. Я не исключаю варианта, что Геннадий Зюганов станет президентом по итогам второго тура.
- А что будет делать "Левый фронт", если президентом станет Владимир Путин.
- Все будет зависеть от того, как победит Путин. Если это опять будет наглая, как в декабре, победа с фальсификациями, то волна протестов начнет расти. И мы поставим вопрос ребром: считаем выборы нелегитимными, наращиваем уличную активность до тех пор, пока они не будут отменены. Думаю, нам даже не нужно будет особо призывать людей на площади: они сами выйдут. Если же это будет победа "ноздря в ноздрю" во втором туре с минимальными нарушениями, то, думаю, сам господин Путин вынужден будет проводить те реформы, о которых говорит площадь. Если Путин проведет реформы и досрочные выборы, то дай Бог ему здоровья. В противном случае мы будем наращивать уличную активность.
http://www.kommersant.ru/doc/1871456 Газета "Коммерсантъ", №29 (4814), 17.02.2012