Телекритик Слава ТАРОЩИНА - публикации в "Новой газете" за январь 2012 г.

Jan 22, 2012 22:15

Слава ТАРОЩИНА, телекритик




Он, или будет хуже
Премьер уверенной поступью движется к победе в первом туре
Свежая Государственная дума сразу порадовала свежими решениями. Заглянув в понедельник на сайт законодательного органа, я увидела там массу интересного. Комсомолка, красавица, спортсменка и видный медийный деятель Алина Кабаева украсила собой Комитет по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству. Я хотела было по-бабьи посочувствовать Кабаевой (мол, даже ее стал волновать квартирный вопрос), но быстро сообразила, что речь идет о государственном уме, подчиняющем частное общему. Более того, на ЖКХ брошено еще два государственных ума - Николай Валуев и Владислав Третьяк. Непонятно, правда, почему туда же не бросили Дмитрия Носова - он оказался единственным спортсменом, которого мне удалось обнаружить в Комитете по физической культуре, спорту и делам молодежи. Но это мелочи. Главное, что ЖКХ выходит на новые рубежи.
Вот и Путин подтвердил данное предположение. Он назначил проблемы ЖКХ центральным сюжетом недели. Его заочная полемика с Никитой Белых по вопросам незаконного роста тарифов (законный начнется летом, когда судьба Владимира Владимировича уже не будет зависеть от народного гнева) украсила скудный телевизионный пейзаж. Сразу поползли слухи - на вятского губернатора готовится мощный компромат. И компромат грянул. Только не мощный, а вялый и неубедительный, как промозглый нынешний январь. Государственный канал «Россия» бросил на передовую лучшие свои силы в лице корреспондента Ольги Скобеевой. Девушка обладает агрессивностью Константина Семина, хабалистостью Розы Сябитовой, сервильностью Антона Верницкого. Все эти великолепные качества она и проявила в своем пространном репортаже. Первым делом Белых была поставлена в вину его интернетовская активность. Скобеева быстро посчитала, что в Кирове о Глобальной сети знают только 30,1% горожан. Впрочем, приведенные ею синхроны свидетельствовали о том, что даже 3% таковых не наберется. Общее мнение озвучила возмущенная пожилая дама: «Твиттеры, блоги, а где наш русский язык? Откуда мы понимаем эти слова?» Вряд ли Скобеева предполагала, что главная задача губернатора - превратить горожан в вятичей, снова впавших при свете лучинушки в язычество. Зато девушка в тренде. Сам Владимир Владимирович прекрасно обходится без компьютера. Он даже личную президентскую программу пишет ручкой, выводя каждую буквочку с тщанием Акакия Акакиевича Башмачкина.
Недостаток компромата Скобеева привычно компенсирует обилием пафосной публицистики. Хотя ее взволнованная речь о дымковской игрушке и знаменитом лыжном комбинате обвиняет губернатора Кировской области недостаточно убедительно. Остался открытым вопрос, виноват ли он лично в том, что знаменитая игрушка до сих пор лепится вручную, а не менее знаменитые лыжи опять же вручную выпиливаются из сосновых и березовых досок? В заключение корреспондентка заклеймила Белых токсичными полами в новом перинатальном центре, на том и успокоилась.
Мельчает все, даже градус компромата. Старый язык исчерпал себя за два президентских срока, а новый некому вырабатывать. Опять, как в начальную пору строительства телевизионной вертикали, с ТВ уходят лучшие из лучших. Уволен с НТВ Павел Лобков. Его последний материал о вбросах на думских выборах так и не вышел в эфир. Лобков - уже почти реликтовый случай профессионала многожанрового. Ему по плечу самые виртуозные комментарии, блистательные интервью, ювелирной выделки репортажи. Последний год Лобков занимался интереснейшим, лично им изобретенным форматом «научного детектива». Подозрительно долго задерживается в отпуске Вадим Такменев со своим «Центральным телевидением». Снова забродили слухи об уходе с РЕН ТВ Михаила Осокина, которого давно не было в кадре. Куда-то запропастилась Марианна Максимовская, прежде не позволявшая себе роскошь длинного отдыха. Мне все это представляется не совпадением случайностей, а закономерностью. СТРАНА, ВО ВСЯКОМ СЛУЧАЕ, НА УРОВНЕ ЯЩИКА, ВОЗВРАЩАЕТСЯ В «ДОБОЛОТНЫЙ» ПЕРИОД. Чуть меньше 10 лет назад Лобков, в очередной раз материализовавшись на НТВ, затеял новую программу «Растительная жизнь». Он ухом талантливого художника уловил стиль и веяние времени. Вскоре название программы стало выразительной метафорой жизни России в начале третьего тысячелетия. Очень может быть, что и сегодня, когда Владимир Владимирович рекомендует подданным не путать застой со стабильностью, метафора Лобкова вновь становится актуальной.
«Россия сосредотачивается», - убежден Путин. Наверное, он прав: Россия сосредотачивается вокруг него. Растет рейтинг, премьер воспрял от кратковременного сна. Каналы неутомимо фиксируют монументальную поступь спасателя и спасителя России. У «нас» особенно хорошо на фоне того, как все плохо у «них». Михаил Хазин в программе «Время» мечтательно артикулирует сокровенное: «У США, скорее всего, нет экономического роста, а есть, скорее всего, спад». Зато у нас, скорее всего, такое процветание, что просто зашибись.
Путин, призывающий всех к диалогу, каждым своим появлением в эфире дает понять, что отнюдь не намерен вступать в диалог с оппозицией. Еще недавно он, испуганный мощью эмоционального порыва недовольных масс, ограничивался частными дарами различным сегментам электората: рыболовам - бесплатную рыбу, грибникам - бесплатные грибы, квартиросъемщикам - дешевую воду и свет. Не то теперь. Установочная статья в «Известиях», которую неутомимо, до последней запятой, комментируют телеканалы в новостных блоках, уверенно декларирует его излюбленное кредо, заимствованное у Столыпина: вам нужны великие потрясения, а нам нужна великая Россия. Хотя премьеру, на мой взгляд, логичнее было бы обратиться не к Столыпину, а к Жириновскому. Слоган его избирательной кампании - «Жириновский, или будет хуже» - идеально подходит к сути пропагандистского обеспечения текущего исторического момента. Жириновского меняем в слогане на Путина и получаем концентрированный смысл ежевечерних обращений бывшего и будущего президента к нации.
Впрочем, не все так просто в нашей жизни. На пятки Путину наступают другие лидеры. Нет, это не Навальный с Прохоровым. Это - Ленин. Он, оказывается, частично жив. По интернету гуляет видео из мавзолея, снятое камерой наблюдения. На 23-й секунде Владимир Ильич вдруг поднимает левую руку, тянется вперед, а потом возвращается в исходное положение. Ролик вызывал снисходительные улыбки, пока на него не набрели американские специалисты. Они провели исследование и авторитетно заявили: здесь нет фотомонтажа и спецэффектов, съемка сделана на пленочную камеру. Обитатели Кремля ничуть не удивились новейшему научному открытию. Многие из них, оказывается, не раз видели, как призрак Ленина гуляет по коридорам.
Оппозиции следует спешить. Может, ей прямо сейчас стоит приступить к созыву Учредительного собрания, пока Ильич не покинул окончательно свой уютный саркофаг?

"Новая газета" № 04 от 18 января 2012
http://www.novayagazeta.ru/columns/50479.html

Нет, весь он не умрет - не на того напали
Российская власть всегда отстает от общества на несколько шагов
Предновогодняя общественная эйфория под девизом «Мы проснулись в другой стране» демонстративно проигнорирована новогодним телевидением. Установлен абсолютный рекорд - информационные выпуски сократились до десятиминутного формата. Нет Путина с Медведевым - нет новостей.
Каналы с трудом дотянули до Рождества, когда паства могла сполна насладиться светлыми ликами президента с премьером на праздничных богослужениях в Москве и Санкт-Петербурге. Путин, застенчиво улыбаясь, сразу после службы в питерском Спасо-Преображенском соборе поведал журналистам, что именно здесь его крестили. О том, где крестили Медведева, широкую публику не сочли нужным известить, да это уже и не важно.
Важно другое. Телевидение, отдохнув на каникулах, похоже, решило вернуться в «доболотный» период своего существования. Концепцию общественного ТВ, предложенную Медведевым, легко опроверг Путин. Он провозгласил КОНЦЕПЦИЮ ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ, ОБЪЕМЫ КОТОРОЙ СЛЕДУЕТ НЕУКЛОННО НАРАЩИВАТЬ В ИНТЕРНЕТЕ И НА ТВ. Владимир Владимирович лукавит. Данные объемы и без его наставлений наращиваются постоянно. Еще в 2005-м, когда взошла заря разнообразных танцев со звездами, я писала о «ящике» как о главном транквилизаторе для электората. Просто теперь настало время перемен, всегда в наших широтах оборачивающихся простыми переименованиями. Всё то, что в течение многих лет на экране отвлекало от реальности, то есть пело, плясало, совокуплялось, сочилось пошлостью, извергало потоки лжи, теперь маркировано благородным термином «общенациональная терапия». Именно она, по мнению нацлидера, способна внушить гражданам уверенность в завтрашнем дне. Сам Владимир Владимирович неутомимо демонстрирует данную уверенность в соответствии с выразительной формулой замечательного филолога и литературоведа Михаила Безродного: «Нет, весь я не умру - не на того напали».
Приумножению оптимизма призвано способствовать и новогоднее обещание премьера - он мужественно решил подарить россиянам честные выборы. Сразу после Рождества путинские медийные ресурсы приступили к выполнению обещания.
Первым делом в программе «Вести» на фоне живописных сицилийских развалин нарисовался чеканный профиль Михаила Прохорова. Что за притча? Оказывается, как утверждают темпераментные местные журналисты, российский миллиардер покупает национальную святыню - древний храм Зевса Олимпийского. В кадре кипит бурная дискуссия. Какие-то люди с лицами киношных сицилийских мафиози оживленно обсуждают, на что следует потратить прохоровские деньги. Корреспондент Зарубин вдохновенно рассказывает, чем знаменито это место. Именно здесь жил древнегреческий философ Эмпидокл, большой сторонник демократии, который, по мнению авторитетного знатока античности Зарубина, «слишком стремился к публичности». Пока зритель приходит в себя от столь эксклюзивной информации, корреспондент вскользь сообщает об одной незначительной детали. Оказывается, ни предвыборный штаб Прохорова, ни его советники даже не слышали о подобной покупке.
Каков же смысл неправдоподобной сказки о чужих развалинах? Ровным счетом никакого. Ничего личного, просто так наши эмпидоклы, блин, представляют себе политическую борьбу за честные выборы. Есть еще варианты. Можно вскрыть почту Навального, выудить оттуда его фото, дорисовать Березовского и тотчас сообщить городу и миру в некоей екатеринбургской газетенке кардинальное: Березовский спонсирует Навального. А можно довести рабочих Уралвагонзавода (того самого, чей представитель жаждал защитить Путина от нападок непосредственно во время разговора лидера с нацией) до состояния крайнего возбуждения. Только таким состоянием поклонников премьера можно объяснить их желание срочно собрать танк Т-90С. На нем они намерены заниматься мирной агитацией по городам и весям, а при надобности готовы ринуться прямо на оппозицию.
Имеются и более изысканные варианты корректировки действительности. Пока пишу статью, президент выступил с новой инициативой: объявить нынешний год годом российской истории. Инициатива только на первый взгляд кажется дежурно-поверхностной, а в действительности в ней кроются бездны смысла. Наша власть давно привыкла действовать в соответствии с оруэлловским заветом - кто контролирует прошлое, тот контролирует будущее. Проверенный метод отлично прижился и в постсоветской России. Ничто так не оттягивает народ от унылой современности, как долгоиграющие исторические псевдодискуссии типа «Сталин всегда живой».
Но вот парадокс. Кремлевские мудрецы, часто обращаясь к минувшему как к скоровспомощной терапии, забывают важнейший нюанс: ВЛАСТЬ В РОССИИ ИМЕЕТ ОБЫКНОВЕНИЕ КАТАСТРОФИЧЕСКИ ОПАЗДЫВАТЬ. Особенно в нашем непредсказуемом климате не везет судьбоносным государственным документам. Так было в 1881-м, когда Александр II (при котором, кстати, и появились впервые термины «оттепель» и «гласность») все никак не мог отважиться на конституцию. Но вот, наконец, отважился. 1 марта он собирался подписать масштабный проект административных и экономических реформ, подготовленных Лорис-Меликовым. В тот день император проснулся в прекрасном расположении духа и решил сначала отправиться в Михайловский манеж. То был последний в жизни Александра Николаевича воскресный торжественный развод караулов - по дороге его разорвала на части бомба народовольца Гриневицкого. Проект манифеста так и остался лежать неподписанным на рабочем столе императора. Внук Александра II, Николай II, ненавидевший даже саму идею Государственной думы, не говоря уже о гражданских свободах, и вспоминать не хотел о конституции. И все-таки 17 октября 1905-го загнанный в угол помазанник божий разродился долгожданной конституцией, снова закамуфлированной под манифест. Но опять - непростительно поздно: общество уже достигло точки кипения. 18 октября вместо ожидаемых толп ликующих народных масс по случаю дарованной свободы на Дворцовой топтались лишь лохматые анархисты; Совет рабочих депутатов продолжал упорно бороться с царским самодержавием; доктор Дубровин, создатель «Союза русского народа», уже вывел из сумрака своих черносотенцев…
Сейчас, когда страна замерла в ожидании переговоров власти с оппозицией, особенно важно помнить о странной особенности российского правящего класса, неизменно отстающего от локомотива истории. Сегодняшняя реальность призрачна. Она двоится, распадается на фрагменты. Разные социальные группы складывают из этих фрагментов свой, несовпадающий с другими образ окружающего мира. Но даже в такой зыбкости существуют еще жесткие правила. Лучше всех о них знает бдительный Онищенко. Ведомство Геннадия Григорьевича накануне праздников издало циркуляр, где есть незабываемые строки: в Новый год нужно избегать контактов с птичьим пометом. Уверена: в огромной ядерной державе не нашлось ни одного человека, который помчался бы после поздравления Медведева и боя курантов немедленно устанавливать контакты с птичьим пометом.
Бог с ним, с пометом. Главное - чтобы оппозицию не ожидала столь же подобная участь.

"Новая газета" № 01 от 11 января 2012
http://www.novayagazeta.ru/columns/50375.html

Примечание: выделение ПРОПИСНЫМИ - моё.

общество, Госдума, Тарощина, ЖКХ, власть, президент, оппозиция, выборы, премьер, телевидение, Путин

Previous post Next post
Up