"О важнейших событиях у молодых людей знания практически отсутствуют"

Jan 14, 2012 04:05

Государству стоит задуматься о серьезных образовательных исторических программах, в том числе и на телевидении, которое так любит игры с историей
Четверть века назад в газете «Московские новости»
1987
Доктор исторических наук, профессор Юрий Афанасьев стал недавно ректором Московского государственного историко-архивного института. Выдержки из его выступления на ученом совете дают, как нам кажется, представление о проблемах, стоящих сегодня перед историками - исследователями и преподавателями.
Взять хотя бы вопрос о последних письмах и статьях Ленина, как они преподносятся в иных наших учебниках. Изложению последних писем и статей посвящено достаточно страниц. Но собственно ленинскому плану уделяются всего одна-две.
Может ли советский учебник истории пробуждать пытливость мысли у молодого человека, заряжать его той энергией исторического знания, которая так необходима для всестороннего обновления нашего общества? Разумеется, нет. А ведь при добротной, честной, глубокой подаче материала эта история может и должна вызвать чувство глубочайшего интереса. Ибо нет ничего драматичнее, интереснее процесса строительства социализма в СССР.
*
«МН» №2 от 11 января
2012
Как сегодня обстоит дело с энергией исторического знания и преподаванием истории в школе и вузе, «МН» спросили у филолога, доцента НИУ ВШЭ Константина ПОЛИВАНОВА:
- В 1987 году действительно казалось, что все сводится к такой простой вещи: многое было неизвестно (с поправкой на то, что это 1987 год, а не, скажем, 1989-й), и стоит только правильные статьи Ленина опубликовать, нужные архивы рассекретить, и дальше все само пойдет как нужно. Конечно, 1980-е годы были уникальной эпохой, когда все общество, по крайней мере чрезвычайно большая его часть, было заинтересовано в понимании и происходящего на наших глазах, и исторических корней этих событий.
Но и двадцати пяти лет не понадобилось, чтобы мы поняли другое: количество знаний, количество исторической правды самой по себе проблему не решает. Нынешняя ситуация - говорю это по опыту общения и со студентами, и со школьниками-лицеистами - иная. О ВАЖНЕЙШИХ СОБЫТИЯХ ПРОШЛОГО У МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ, ВЫХОДЯЩИХ ИЗ ШКОЛЫ, ЗНАНИЯ ПРАКТИЧЕСКИ ОТСУТСТВУЮТ. ЕЩЕ ХУЖЕ, ЧТО ОТСУТСТВУЮТ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ИСТОРИИ КАК О НЕКОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ СОБЫТИЙ, ОБ ИХ ВНУТРЕННЕЙ ЛОГИКЕ. Конечно, такую связную картину не построишь только на основании списка действующих исторических лиц и вереницы дат. ИСТОРИЯ ТРЕБУЕТ ВСЕГДА И КАКОЙ-ТО НРАВСТВЕННОЙ ОЦЕНКИ И БЕЗ ЭТОЙ ОЦЕНКИ НЕ СУЩЕСТВУЕТ. Я бы даже сказал, заостряя проблему, что знание того, когда началась коллективизация, в 1929-м или в 1932-м, менее важно, чем понимание, какие это имело стимулы и к каким последствиям привело.
Но не только о событиях ХХ века у людей сегодня нет целостного представления. Знаем ли мы историю Смутного времени? Понимаем, в честь какого события установлен чуть ли не главный нынешний государственный праздник - 4 ноября? Много мы прочли об Александре Невском, которого сами же и выбрали «Именем России»?
http://mn.ru/images/30968/97/309689701.jpg
В общественное сознание со всех сторон постоянно запускаются мифы
СТОИЛО БЫ, НАВЕРНОЕ, И ГОСУДАРСТВУ ЗАДУМАТЬСЯ О СЕРЬЕЗНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИСТОРИЧЕСКИХ ПРОГРАММАХ, В ТОМ ЧИСЛЕ И НА ТЕЛЕВИДЕНИИ, КОТОРОЕ ТАК ЛЮБИТ ИГРЫ С ИСТОРИЕЙ. ЕСЛИ, КОНЕЧНО, У ГОСУДАРСТВА ЕСТЬ НАМЕРЕНИЕ ВОСПИТЫВАТЬ МЫСЛЯЩЕГО И НЕРАВНОДУШНОГО ГРАЖДАНИНА. А если дело только в бессмысленных шоу, тогда, безусловно, можно объявить 2012 год юбилейным для российской государственности, как это только что сделал президент Дмитрий Медведев. Юбилей отсчитывается от призвания варягов в 862 году - только неясно, почему нужно вести речь о российской государственности. Может, о киевской, древнерусской? Но Киев сейчас столица другого государства. Или о новгородской? Но Новгород с его вольницей именно Москвой в свое время и был погублен.
У меня есть ощущение, что В ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ СО ВСЕХ СТОРОН СЕЙЧАС ПОСТОЯННО ЗАПУСКАЮТСЯ МИФЫ, НЕ ПОДДЕРЖАННЫЕ НИКАКИМ ЗНАНИЕМ. Далеко ходить за примерами не нужно: выражение «лихие 90-е» - это же тоже миф. Готовая картинка, наложенная на целую историческую эпоху. Разумеется, в эту картинку никак не вписан наш опыт митингов, демонстраций, попыток парламентского решения проблем - это ведь тоже все 1990-е годы.
Вот Андрей Зализняк объясняет, что псевдоисторические труды академика Фоменко - такое проявление сверхпостмодернизма. Да, несомненно. Но так же очевидно, что книги Фоменко - реакция на советскую традицию безответственного преподавания истории. Сегодняшняя мифологизация любой точки исторического прошлого должна плодить тысячи книг, подобных сочинениям Фоменко, за которыми стоит полное неуважение к историческому знанию, исторической науке. А также ПОЛНАЯ ДЕЗОРИЕНТАЦИЯ В ВОПРОСАХ ТОГО, ЧТО НРАВСТВЕННО, ЧТО БЕЗНРАВСТВЕННО, ЧТО ОПРАВДАННО, ЧТО НЕОПРАВДАННО В ИСТОРИЧЕСКОМ ПРОШЛОМ.

"Московские новости" № 196 (196), 13 января 2012
http://www.mn.ru/friday/20120113/309678840.html
Примечание: выделение ПРОПИСНЫМИ - моё.

СМ. ТАКЖЕ:
Госзаказ на "правильную" интерпретацию прошлого: Медведев объявил 2012 год Годом российской истории
http://loxovo.livejournal.com/2809713.html
Директор Госархива Сергей МИРОНЕНКО об исторических мифах: "Эффект исторической близорукости"
http://loxovo.livejournal.com/2826837.html

история, миф, знания, нравственность, прошлое, образование, школа

Previous post Next post
Up