Историк Юрий АФАНАСЬЕВ: Россия: между прошлым и будущим

Dec 23, 2011 08:45

Выборы становятся средством демократии и открытого общества лишь тогда, когда обеспечивают свободную деятельность, политическую конкуренцию партий и неправительственных организаций и на этом основании - открытый доступ к ресурсам жизнеобеспечения для большинства.
Сегодня вектор российской политической и социальной динамики - прямо противоположный.
В результате 20-летней осознанной, целеустремленной и настойчивой работы ельцинско-путинской власти произошла не просто невиданная в мировой истории поляризация российского общества. Осуществляется столь же ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЕ И ОБДУМАННОЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ ОФОРМЛЕНИЕ И ПОЛИЦЕЙСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ДОСТИГНУТОГО СОЦИАЛЬНОГО РАСКОЛА, И НЕСМЕНЯЕМОСТИ ВЛАСТИ. Ельцинская Конституция 1993 года уже стала прочной гарантией самовластия и господства конституционных принципов обеспечения несменяемости именно такой власти. Но даже если хотя бы гипотетически допустить возможность такой смены, к чему пока что робко и малоэффективно стремится оппозиция, по действующей Конституции и она, подобная смена остается в рамках все той же самовластной Системы.
Мало того.
За все эти годы ПРИНЯТЫ ДЕСЯТКИ ЗАКОНОВ: о политических партиях, о референдумах, о митингах и манифестациях, об отмене выборов губернаторов, о пороге явки на выборы, об экстремизме и терроризме, о неправительственных организациях, об образовании, об избирательной системе и т. д. и т. п. В результате НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ ТЕПЕРЬ УЖЕ НА ВПОЛНЕ «ЗАКОННЫХ» ОСНОВАНИЯХ ОГРАНИЧИВАЕТСЯ, А ТО И ВОВСЕ ОТРЕШАЕТСЯ ОТ СВОБОДНОГО ЗАНЯТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ, ПОЛИТИЧЕСКОЙ, ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ, РЕЛИГИОЗНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ.
Когда пишешь или говоришь, что по существу в России СТАНОВЛЕНИЕ ТОТАЛИТАРНОГО РЕЖИМА СТАЛО ФАКТОМ, первая и вполне естественная реакция - негодующее отрицание.
Потому что люди привыкли, глядя на происходящее, не вникать в сущее, а воспринимать его по аналогии с когда-то и где-то существовавшими образцами. ВЕДЬ У НАС ЖЕ НЕ УБИВАЮТ, КАК УБИВАЛИ ПРИ СТАЛИНЕ, НЕ САЖАЮТ, КАК САЖАЛИ ТОГДА, у нас даже ГУЛАГа нет. И евреев не уничтожают миллионами, как при Гитлере. То есть тоталитарность понимается исключительно как бессудные массовые убийства, как тотальные репрессии и расправы, как поголовная слежка и удержание всего населения в постоянном страхе, на грани жизни и смерти. Или как нацистская античеловечность на расовой основе.
Исключая тоталитаризм для определения сущности нынешнего российского общественного устройства и способа властвования, политологи подыскивают слова помягче и менее определенные: мягкий авторитаризм, нет - скорее уже жесткий авторитаризм, даже, возможно - полицейский режим, - хотя бы и так, лишь бы подальше от аналогий со Сталиным и с Гитлером.
Они не усматривают, что античеловечность российского общественного устройства определяется ТОТАЛЬНОСТЬЮ ОТРЕШЕНИЯ ВСЕХ РОССИЯН от открытого доступа к ресурсам на конкурентной основе, от свободной организации людей во всевозможные объединения, организации, политические партии и т. д. Такой возможности уже не существует тотально. Все поголовно оказываются в строго заданных обстоятельствах, заранее обусловленных, не по их воле и желанию предопределенных.
Осознание общественного российского устройства как тоталитарного помогло бы понять, как и почему ВСЕ ЭТИ 20 ЛЕТ ПРОИСХОДИЛО НЕ ДВИЖЕНИЕ ПО ВОСХОДЯЩЕЙ, А, НАОБОРОТ, ВСЁ БОЛЕЕ ГЛУБОКОЕ ОБРУШЕНИЕ В АРХАИКУ.
И как теперь пытаются законсервировать обнажившуюся архаику. ПЫТАЮТСЯ ЗАБЕТОНИРОВАТЬ ПРОДУКТЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ МНОГОВЕКОВОГО РАЗВАЛА И РАЗЛОЖЕНИЯ.
То, что произошло на "выборах" в Думу и, особенно, массовая реакция негодования нормальных людей на это вероломство и, прежде всего, реакция молодых людей 10-го декабря, высвечивает, наряду с радостными чувствами, и не очень, на мой взгляд, обнадёживающую истину: вполне естественные протестные настроения и оскорблённое достоинство людей требуют политического их оформления, а в итоге все может превратиться в шоу, ограниченное, к тому же, исключительно художественным, эстетическим, гламурным содержанием. Это очень досадно и опасно для выбора пути.
Это убьёт надежду. Стерилизует душевное благородство российских декабристов 2011-го.
Сегодня Россия снова на распутье.
Надёжную дорогу она сможет обрести лишь в ходе осознания 20-летними, В КАКОЙ РОССИИ И КАК ОНИ ХОТЕЛИ БЫ ЖИТЬ, РАБОТАТЬ И РОЖАТЬ ДЕТЕЙ. Для этого всем НУЖНА СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ, НРАВСТВЕННЫЙ ИДЕАЛ И ЧЁТКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПОЭТАПНОСТИ ИХ ДОСТИЖЕНИЯ.
Настроения людей нуждаются в политической их завершенности.
Есть много идей и проектов относительно выбора пути, есть и личности, которые эти идеи олицетворяют. На митинге 24-го они должны быть равноправно представлены. А выбор - за самими участниками митинга.
Юрий АФАНСЬЕВ - политик и историк. Доктор исторических наук, профессор, академик РАЕН. Бывший ректор Московского государственного историко-архивного института (1986-1991), основатель, бывший ректор (1991-2003) и президент (2003-2006) Российского государственного гуманитарного университета. В 1989 г. член Межрегиональной депутатской группы. В 1990 г. один из создателей и сопредседатель Движения «Демократическая Россия». В апреле 1993 г. сложил с себя полномочия народного депутата России, объявив о своем уходе из политики.


"Эхо Москвы", 22.12.2011
http://www.echo.msk.ru/blog/yuriy_afanasiev/841743-echo/
Примечание: выделение ПРОПИСНЫМИ - моё.

будущее, общество, власть, протест, выборы, митинг, тоталитаризм, архаика, Афанасьев

Previous post Next post
Up