В.МИЛОВ, М.КОРЧЕМКИН и М.КРУТИХИН о газовой политике, "Газпроме", его проблемах и перспективах

Nov 30, 2011 12:05

Владимир МИЛОВ: Триллионная инвестпрограмма не спасет «Газпром»
Cверхприбыли, полученные в благоприятные годы, проедены, а экспортный рынок сжимается
Удивление аналитиков масштабами инвестпрограммы «Газпрома» на будущий год - 1,28 трлн рублей, а с учетом «Газпром нефти» и электроэнергетических «дочек» все 1,57 трлн, - оправданно только на первый взгляд. На самом деле «Газпром» шел к таким фантастическим цифрам уже давно, затягивая инвестиции в освоение газовых месторождений полуострова Ямал, которые по выданным лицензиям должны были быть запущены в разработку еще в конце 1990-х годов (с приходом на пост главы концерна Алексея Миллера лицензии были без вопросов продлены на 8-12 лет). В «тучные годы» - с 2001-го по 2007-й - «Газпром» направил на капитальные инвестиции в развитие своего главного бизнеса, газодобычи, лишь чуть более $27 млрд, в то время как на скупку активов (включая, кстати, и «Газпром нефть», и электроэнергетическое компании) - почти вдвое больше. Хуже того, в течение многих лет вложения в строительство новых газопроводов в инвестпрограмме «Газпрома» перекрывали расходы на добычные проекты.
Отложенные инвестиции в развитие газодобычи приходится наверстывать сейчас: на 2011 год инвестиции в ямальский проект составили 420 млрд рублей, тогда как по предыдущей инвестпрограмме едва превышали 200 млрд. И это при крайне туманных перспективах будущих доходов на европейском направлении. «Газпром» уже серьезно потерял объемы продаж на европейском рынке в последние годы - по данным таможенной статистики, за 9 месяцев этого года в так называемое дальнее зарубежье продано всего 83,8 млрд кубометров российского газа, против 122,6 млрд кубометров за 9 месяцев последнего благополучного, 2008 года. «Газпром» потерял более трети рынка - хотя спрос на газ в Европе за эти три года не упал, а вырос. Рискну предположить, что на докризисные объемы экспорта (в натуральном выражении) «Газпром» не вернется уже никогда.
Неудивительно, что партнеры «Газпрома» отказываются продлевать с ним долгосрочные контракты (Турция), требуют снизить цены по этим контрактам, угрожая судом (немецкая E.On, французская Gaz de France, польская PGNiG) и даже выигрывают в судах (итальянская Edison). Разница между ценами на газ по газпромовским долгосрочным контрактам и спотовыми европейскими ценами превышает $100/тыс. куб. м, но газпромовский топ-менеджмент упорно обороняет старую негибкую ценовую политику, ставя свою компанию перед угрозой дальнейшей потери рынка. Это может привести к омертвлению инвестиций в новые амбициозные трубопроводные проекты, на которые просто не будет спроса. «Газпром» уже стоит перед очевидной проблемой избытка экспортных трубопроводных мощностей.
На фоне сжатия экспортных доходов необходимость резкого наращивания инвестиций в освоение новых районов добычи газа - пугающая перспектива. Тем более, что проблема эта у «Газпрома» не единственная. Другая - серьезное завышение объема требуемых инвестиций в результате плохого стратегического планирования и высокого уровня коррупции.
Никто не может внятно объяснить, почему вместо того чтобы протянуть трубу с полуострова Ямал на юг ЯНАО, откуда идет уже существующая разветвленная газопроводная система, транспортирующая газ на внутренний и внешние рынки, было принято решение строить в чистом поле совершенно новую газопроводную систему на Запад, в Коми. Газопровод Бованенково - Ухта, основная предполагаемая магистраль для поставки газа с полуострова Ямал на рынок, пролегает по чрезвычайно сложному маршруту. Например, по дну Байдарацкой губы, очень мелкой и большую часть года промерзающей насквозь: газопровод приходится укладывать глубоко в подводный грунт.
Из-за этого стоимость строительства километра трубы Бованенково - Ухта составит… умопомрачительные 447,5 млн рублей в ценах 2008 года, или свыше $15 млн. Надо ли напоминать, что средняя стоимость сооружения километра нового магистрального газопровода в мировой практике находится в пределах $3 млн.
Конечно, в таких условиях никакой триллионной инвестпрограммы не хватит. Скупленные активы в нефтянке и электроэнергетике тоже требуют инвестиций. При этом сверхприбыли, полученные в благоприятные годы, были проедены, а экспортный рынок сжимается. В Европе «Газпром» ждут еще проблемы: компания будет вынуждена пойти на уступки в вопросе о ценах на газ по долгосрочным контрактам, скоро восстановит объемы поставок газа на европейский рынок «временно выбывшая» Ливия, терминалы по приему сжиженного газа строят уже в сердце традиционной сферы безраздельного властвования «Газпрома» - Восточной Европе и странах Балтии.
«Газпром» все время хвастается своими планами «уйти в Китай», но переговоры пока идут безрезультатно. И даже если с китайцами будут подписаны какие-то контракты - ясно, что цены продаж в Китай будут существенно ниже, чем на европейском рынке, а издержки поставки туда газа - существенно больше. Для поставок газа в КНР придется строить совершенно новую газопроводную систему, затраты на сооружение которой превысят стоимость газопровода Бованенково - Ухта.
Грубые ошибки в стратегическом планировании, неразумная инвестиционная политика в благоприятные годы, коррупция, дефицит гибкости на экспортных рынках - все эти обстоятельства приближают момент, когда экономика «Газпрома» не выдержит. Денежный поток компании все эти годы и без того был стабильно отрицательным - объем инвестиций превышал прибыль. Освоение новых регионов добычи будет становиться все более затратным, а о серьезной борьбе с коррупцией и откатами при нынешней системе управления компанией и монополизации ключевых поставок товаров и услуг персонажами типа Аркадия Ротенберга, говорить смешно. По этим причинам экономические перспективы «Газпрома» выглядят весьма тревожно.
Владимир МИЛОВ, независимый политик и экономист, директор Института энергетической политики


Forbes.Ru, 22.11.2011
http://www.forbes.ru/sobytiya-column/kompanii/76692-trillionnaya-investprogramma-ne-spaset-gazprom

Михаил КОРЧЕМКИН: Путин лоббирует рост газовых цен и не понимает, почему покупатели недовольны
В минувшую пятницу Владимир Путин в очередной раз выступил в качестве лоббиста интересов «Газпрома». На языке протоколов это описано как обращение российской стороны к Франции с просьбой оказать содействие в придании проекту «Южный поток» статуса «проекта Европейского интереса». Российский премьер часто говорит о природном газе и проектах «Газпрома». Газовая тема обсуждается на его встречах с жителями городов и сельских поселений, партийных мероприятиях, во время поездок по России и за границей. Во всех выступлениях и интервью Владимир Путин твердо стоит на стороне «Газпрома» и, похоже, искренне удивляется, когда сталкивается с попытками поддержки потребителей, а не производителей «главного топлива» Российской Федерации.
Нынешнее российское правительство, в отличие от своих европейских коллег, практически всегда идет навстречу «национальному достоянию» в ущерб интересам большинства предприятий страны. За последние годы российское руководство предприняло ряд важных шагов по укреплению позиций газового монополиста. Был принят закон, предоставляющий «Газпрому» эксклюзивное право на экспорт газа из России, а для уничтожения конкуренции со стороны стран Средней Азии был введен фактический запрет на международный транзит газа через российскую территорию. Доля акцизов и таможенных пошлин в экспортной выручке «Газпрома» с 2003-го по 2010 год плавно сократилась с 26% до 16% (в I полугодии этого года - 14%). На экспорт по газопроводу «Голубой поток» стоимостью $3,2 млрд были предоставлены таможенные льготы суммой больше $5,5 млрд. Для гарантированного роста доходов «Газпрома» программа перехода к биржевым газовым ценам была заменена планомерным ростом российских оптовых цен до достижения уровня равной доходности с экспортными поставками.
Кто теперь помнит о том, что нормативные документы, регулировавшие ценообразование в газовой отрасли в «лихие 1990-е» и вплоть до середины 2000-х, допускали убыточность поставок газа на российский рынок? Сейчас рост газовых цен - священная корова российского правительства. Даже в нынешнее кризисное время у премьера не поднимается рука на подписание постановления об ограничении роста цен на газ для российских потребителей.


Деньги нужны газовому монополисту в основном для строительства газопроводов. В 2011 году на строительство объектов в сфере транспортировки газа направлено 68% всего бюджета капитального строительства (782 млрд рублей из 1150 млрд). При этом предпочтение отдается самым дорогостоящим проектам. Владимир Путин не скрывает, что недорогие местные газовые сети стоят на последнем месте в списке приоритетов «Газпрома». «Можно обнулить рост тарифа [газовых цен], но тогда «Газпром» перестанет строить эти сети», - объясняет премьер. Зато реализация таких проектов, как «Южный поток», должна проходить вне зависимости от политической и экономической конъюнктуры.
Российские цены растут на 15% в год, но трубопроводостроительные аппетиты «Газпрома» растут гораздо быстрее. В следующем году будет завершен проект «Северный поток», а в 2018 году - «Южный поток», который доведет суммарную мощность экспортных газопроводов до 318 млрд куб. м в год (гарантированный контрактами объем экспорта гораздо меньше: 158 млрд куб. м). Новые экспортные мощности требуют строительства сверхдорогих газопроводов, соединяющих Ямал с Балтийским и Черным морями. Для финансирования этих гигантских планов российскому газовому холдингу нужны высокие цены и большие объемы продаж в Европе, но с этим возникли проблемы. Кардинальные изменения на газовых рынках привели к избытку предложения голубого топлива над спросом. Условия стали диктовать потребители, а «Газпром» проявил неуступчивость, и его доля на европейском рынке снизилась с 27,7% в 2006 г. до 23% в 2010-м (место «Газпрома» заняли конкуренты из Катара и Норвегии). Кроме того, Евросоюз всерьез занялся вопросом повышения конкуренции в газовой отрасли и энергетике, для чего и ввел законы так называемого «Третьего энергетического пакета» (ТЭП).
В газовой отрасли основу ТЭП составляет принцип раздельного управления добывающими, транспортными и распределительными активами, что абсолютно противоположно стратегии «Газпрома», ставящего своей целью получение контроля над всей цепочкой от газовой скважины до потребителя и собирающегося строить такие цепочки на разных континентах. Владимир Путин считает, что приход российского монополиста к европейскому потребителю будет благом для последнего. «Допустите «Газпром» до того, чтобы «Газпром» сразу поставлял на электростанции, тогда не будет [ни?] одного посредника, не будет дополнительной маржи, уже цена продукта упадет», - убеждает российский премьер.
Предположим, «Газпром» стал собственником электростанции в какой-нибудь стране Евросоюза. Тогда какой газ будет закупать эта электростанция - российский или самый дешевый? На мой взгляд, ответ очевиден. Это будет российский газ, который по ряду причин почти не имеет шансов стать самым дешевым (разве что при обвале цен на нефть). Получается, что дорогой российский газ вытеснит с рынка более дешевый продукт. Вряд ли европейским потребителям станет от этого лучше. Кстати, российские потребители тоже проиграют, поскольку «равнодоходные» цены зависят от европейских цен «Газпрома».
Результаты контроля «Газпрома» над всей цепочкой от скважины до потребителя хорошо видны на примере Латвии, Литвы и Эстонии. Во II квартале 2011 года «Газпром» продавал газ в дальнее зарубежье в среднем по $384/тысю куб. м, а в страны Балтии - по $391. Высокие цены в сочетании с минимальными затратами на международный транзит делают балтийский рынок самым выгодным для российского газового холдинга. Запрещенный ТЭП вариант, при котором одна и та же компания одновременно выступает продавцом и покупателем газа, действительно несет большие выгоды. Но не потребителям, а «Газпрому».
Михаил КОРЧЕМКИН, гендиректор и владелец East European Gas Analysis (США)


Forbes.Ru, 21.11.2011
ссылки в тексте см ЗДЕСЬ:
http://www.forbes.ru/sobytiya-column/rynki/76612-premer-putin-lobbiruet-rost-gazovyh-tsen-v-evrope-i-rossii-i-ne-ponimaet

Михаил КРУТИХИН: В мутном потоке
Затянувшиеся переговоры о новой цене на российский газ для Украины могут пойти по неожиданному сценарию. До сих пор Москва вела их с позиции силы: мол, деваться Украине как стране-транзитеру все равно некуда, хочет пополнять казну - пусть соглашается на наши условия. А уж когда в начале ноября был запущен газопровод «Северный поток» и первый российский газ напрямик отправился в Европу по дну Балтийского моря, многие в Москве и вовсе решили: упорству Киева скоро придет конец, газ, идущий в обход Украины, - лучшее доказательство никчемности ее амбиций. Но не тут-то было…
Сегодня, напомню, Украина платит за российский газ баснословные деньги - $450 за 1000 кубометров. И это с учетом скидки $100 за 1000 кубометров, которую Россия обменяла на пребывание Черноморского флота в Крыму до 2042 года. Для сравнения: Германии поставляемый через Украину российский газ достается примерно по той же цене - но без всяких скидок. Киев, естественно, хотел бы поскорее договориться о новой и гораздо более низкой стоимости «голубого топлива». А вот Москва, получающая благодаря высоким ценам на нефть (именно к ним с лагом 6-9 месяцев привязана по формуле контракта цена на российский газ для Украины) солидные барыши от своего соседа по СНГ, в новых договоренностях совсем не заинтересована. При этом кажется, что все козырные карты на руках у Москвы: ведь действующий контракт 2009 года подписан на самом высоком - премьерском - уровне и отнюдь не под дулом пистолета (хотя сейчас за него Юлия Тимошенко «мотает срок»). Даже если Украина вознамерится оспорить его положения в Стокгольмском арбитражном суде, вряд ли она выиграет. С открытием «Северного потока» Россия вроде бы еще выше подняла свои акции на переговорах. Однако присмотревшись внимательнее, понимаешь: карты на руках у Москвы в основном крапленые.
Простая арифметика: законтрактованных запасов газа, которые можно запустить по первой ветке нового газопровода, у «Газпрома» имеется где-то на 22 млрд кубометров (при годовой мощности «Северного потока» 55 млрд). В то же время Европа получает от России ежегодно 107-120 млрд «кубиков», из которых через Украину проходит 70-80 млрд. Получается, что в одночасье «Северный поток» Украину как страну-транзитера отнюдь не похоронит.
Москва могла бы отодвинуть в сторону Киев, если бы заработал на полную мощность второй газопровод в обход Украины - «Южный поток» (он рассчитан на 63 млрд кубометров в год). Но его открытие под большим вопросом: Евросоюз наотрез отказался включать этот проект в число приоритетных. Запустить его «Газпром» в принципе может - благо двусторонние договоренности со странами, по территории которых он должен пройти (Турция, Болгария, Сербия, Румыния и т.д.), есть. Но работать-то наш энергогигант обязан строго по правилам европейского газового рынка. То есть доступ к трубе должен иметь не только «Газпром», но и любой другой производитель газа из тех стран, по которым она проложена. На границах стран должен быть предусмотрен реверс, чтобы при необходимости перенаправить газ другим членам ЕС. И много других рыночных правил, на которые вряд ли согласится «Газпром», привыкший к комфортной роли монополиста.
Если называть вещи своими именами, проект «Южный поток» практически похоронен. Москва в это до сих пор не верит и надеется дожать несговорчивых европейцев. А пока этого не произошло, она всячески заинтересована в затягивании переговоров с Украиной. Отсюда и появляются неприемлемые для Киева политические требования типа вступления в Таможенный союз или продажи газотранспортной системы «Газпрому».
Но если Европа не уступит своих позиций по «Южному потоку», то Москве придется сменить тон на переговорах с Киевом - ведь газ-то на Запад согласно контрактам поставлять надо, и без украинской трубы по-прежнему не обойтись. Тогда и по цене договорятся. Разве что с позиции силы говорить уже будет не Москва, а Киев.
Михаил КРУТИХИН, партнер консалтингового агентства RusEnergy


The New Times № 40 (225) от 28 ноября 2011 года
http://www.newtimes.ru/articles/detail/46755/

ДОПОЛНИТЕЛЬНО:
Потерял ли «Газпром» китайский рынок? (29.11.2011)
На прошлой неделе завершился четырехдневный визит президента Туркмении в Китай. Во время него страны подписали соглашение об увеличении ежегодных поставок газа по трубопроводу «Центральная Азия - Китай». Пропускную способность планируется нарастить с нынешних 40 до 65 млрд кубометров за счет ввода третьей очереди к 2015 году. А вместе с Туркменией (40 млрд кубометров) заполнением трубы будут заниматься Казахстан (12-15 млрд) и Узбекистан (10 млрд). Монополия много лет пыталась договориться о поставках газа в Китай, но пока переговоры не сильно продвинулись вперед. Остаются ли шансы у «Газпрома» войти на китайский рынок, или он потерпел окончательное поражение? Вот три тезиса аналитиков Credit Suisse, доказывающие, что еще не все потеряно.
ДАЛЕЕ - по ссылке (есть графики, диаграммы):
http://slon.ru/economics/poteryal_li_gazprom_kitayskiy_rynok_-715340.xhtml

политика, Милов, неэффективность, рынок, цены, газ, Путин, Газпром, Европа

Previous post Next post
Up