Путин предложил ввести этический кодекс в отечественном кино

Nov 23, 2011 18:10

От редакции: Суверенная этика
На заседании правительственного совета по кинематографии (ПОДРОБНО СМ. НИЖЕ) Владимир Путин заговорил о содержании фильмов: они «должны нести созидательный заряд, поднимать и уровень самого зрителя». Премьер предложил российскому киносообществу подумать о принятии этического кодекса - наподобие кодекса Хейса, работавшего в Голливуде с 1930 по 1967 г. Он подчеркнул: «Речь идет не о попытках навязать позицию, заставить выдерживать какие-то правильные идеологические форматы. Я говорю о самоконтроле и ответственности».
В ТОТ ЖЕ ДЕНЬ СТАЛ ИЗВЕСТЕН СВЕЖИЙ ПРИМЕР САМОКОНТРОЛЯ РОССИЙСКИХ КИНОПРОКАТЧИКОВ, ДРУЖНО ОТКАЗАВШИХСЯ ОТ РАНЕЕ ЗАПЛАНИРОВАННОГО ПОКАЗА ФИЛЬМА «ХОДОРКОВСКИЙ» немецкого режиссера Кирилла Туши.
Совет по кинематографии - место, где кинематографисты просят у правительства денег. Очередное заседание проходило на фоне печальной статистики: ЗА ДВА ГОДА ДОЛЯ РОССИЙСКОГО КИНО В ПРОКАТЕ УПАЛА В 2 РАЗА. Виновником считают кризис, хотя фильмов вышло ненамного меньше (53 за первые 10 месяцев 2009 г. и 46 за 10 месяцев 2011 г., по данным Movie Research).
Надо отметить, что ГОСЗАКАЗ НА ПАТРИОТИЧЕСКОЕ КИНО СУЩЕСТВОВАЛ ВСЕГДА, как и господдержка кинематографа. В последние два года она сильно выросла, но, очевидно, все еще недостаточна, чтобы на равных бороться с голливудской машиной, пропагандирующей их ценности. ВЕРОЯТНО, САМОКОНТРОЛЬ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РОССИЙСКИЕ ХУДОЖНИКИ ДОЛЖНЫ ПРОЯВЛЯТЬ ПРИ ПОКАЗЕ РОССИЙСКОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ. ГЛАВНАЯ РАЗНИЦА МЕЖДУ АМЕРИКАНСКИМ И РОССИЙСКИМ ЭТИЧЕСКИМИ КОДЕКСАМИ СОСТОИТ В ТОМ, ОТКУДА БЕРУТСЯ ЗАКРЕПЛЯЕМЫЕ В НИХ ЦЕННОСТИ. Принятие кодекса Хейса - это корпоративное решение Ассоциации производителей и прокатчиков фильмов, основанное на их понимании ценностей общества. Кстати, в 1968 г. на место кодекса пришла система рейтингов, работающая и поныне и ограничивающая только прокат, но не производство. В НАШЕМ СЛУЧАЕ ЭТО ПОЖЕЛАНИЯ ВЕРХОВНОЙ ВЛАСТИ, КОТОРАЯ ОДНОВРЕМЕННО ПРИНИМАЕТ РЕШЕНИЯ О РАСПРЕДЕЛЕНИИ ДЕНЕГ.
Кстати, один из обсуждаемых способов поддержки - дифференцированные налоги при прокате зарубежных и российских фильмов - противоречит нормам ВТО. Александр Авдеев (министр культуры) и Путин решили вернуться к нему после вступления.

"Ведомости", 23.11.2011, 221 (2987)
http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/271602/suverennaya_etika
Примечание: выделение ПРОПИСНЫМИ - моё.

Путин предложил ввести этический кодекс в отечественном кино
Заседания правительственного Совета по кино обычно бывают посвящены экономическим вопросам, однако на сей раз его глава Владимир Путин решил сосредоточиться на проблемах морального свойства, предложив ввести этический кодекс, аналогичный тому, что действовал в США с 1930 по 1967 г.
Лишь после этого эффектного выступления участники заседания приступили к обсуждению конкретных вопросов - строительства новых залов, получения отчетности от существующих, обучения новых сценаристов и продюсеров, поощрения аниматоров и усовершенствования Фонда кино.


Законы корпоративной этики
«Кинотеатры, телевизионный и радиоэфиры заполняет продукция со сценами насилия, убийств и предательств», при этом доступ детей к экранам практически не ограничен, заявил премьер-министр. Между тем, убежден он, «крайне важно обеспечить киноискусству достойную содержательную миссию». В этой связи Путин напомнил о кодексе Хейса, действовавшем в Голливуде с 1930 по 1967 г.
Эта хартия, подписанная Ассоциацией производителей и прокатчиков фильмов, предполагала, что нравственные устои зрителей нельзя подрывать, показывая симпатичных преступников или издевательства над законом и религией. Кроме того, кодекс запрещал употребление на экране наркотиков и нецензурной лексики, демонстрацию обнаженного тела и гомосексуальных отношений и провозглашал высшими ценностями семью и брак.
«Не будет лишним подумать над тем, чтобы перенять этот позитивный опыт, сформулировать для российского киносообщества подобный свод внутренних этических норм», - провозгласил премьер-министр.
При этом глава правительства подчеркнул, что подобная мера не подразумевает введения цензуры: «речь не о каких-то жестких требованиях, регламентирующих свободу творческого процесса», а о «своего рода пожеланиях, выполнение которых будет зависеть только от доброй воли и степени ответственности мастера», о «законах корпоративной этики» в сфере культуры.
Внимавшие выступлению Федор Бондарчук и глава Фонда кино Сергей Толстиков позже заверили журналистов, что «морального кодекса строителя коммунизма не будет» - имеется в виду регулирование этических вопросов, необходимость которого остро ощущается представителями отечественной киноиндустрии.
Градусник для киноиндустрии
«Огромным сдвигом» решение доработать закон о едином билете назвал присутствовавший на встрече глава «Дирекции кино» Анатолий МАКСИМОВ. «Будет доработан закон о едином билете. Нам дано поручение успеть внести поправки еще в эту Думу», - заявил он.
Президентское поручение о создании единой федеральной системы сведений об электронных кинобилетах (ЕАИС) было дано Минкультуры еще в 2008 г., а с 18 октября 2010 г. подобный отчет о проданных местах сделался обязательным. Тем не менее в ЕАИС зарегистрировано не более 25% имеющихся в стране залов, т. е. из 7300 российских кинодемонстраторов - около 1800. Продюсеры и Минкультуры объясняют эту ситуацию смехотворными суммами штрафов, ассоциация кинотеатров - неправильной постановкой задачи.
Однако, подчеркнул Максимов, индустрия нуждается в ЕАИС как в градуснике, способном показать степень нужности тех или иных фильмов, а также как в инструменте контроля над кинотеатрами. «НДС с билетов не платится, контрольные органы ими не интересуются», - посетовал он. Вместе с тем решено было пойти навстречу кинотеатрам в вопросе о выплате авторских отчислений композиторам: они в ближайшее время должны быть сокращены с 3 до 0,2% или даже до 0,15%.
«Все этого давно добивались: оборотный налог в пользу неизвестно кого - самое тяжелое, что может быть для любого бизнеса. Кинотеатрам надо тратить существенные деньги на установку нового оборудования, а не отдавать их неизвестно кому. Ведь если 90% рынка - это американское кино, то, по идее, 90% этих сборов должны отправляться в Америку, в которой абсолютно нет этой нормы, а продюсеры приобретают все права сразу, в том числе и у композиторов», - объяснил «РИА Новости» глава продюсерской компании СТВ Сергей СЕЛЬЯНОВ, давно настаивавший на таком решении. «Надеюсь, что результат не за горами», - заключил он.
Ранее навстречу кинотеатрам был сделан еще один шаг - как напомнил в начале заседания Совета министр культуры РФ Александр АВДЕЕВ, с лета 2011 г. отменена пошлина на импорт цифровых проекторов на территории России, Белоруссии и Казахстана.
Терпение и труд все перетрут
На предыдущем заседании совета проект «КиноСити», подразумевающий строительство мультимедийных кино- и образовательных центров в средних и малых городах России, получил поддержку главы правительства - однако денег на него выделено не было. Впрочем, инициатор проекта Федор Бондарчук пообещал проявить упорство: «Вы же знаете мой характер - попробуем доделать», - пообещал он журналистам в октябре. На ноябрьском заседании действительно было решено, что вопрос вынесут на ближайший наблюдательный совет ВЭБа. Правда, режиссер не знает, когда именно состоится заседание.
Конкурентная анимация
Тема анимации, впервые поднятая на июньской встрече с классиками «Союзмультфильма», всплыла и в понедельник на совете.
«Тут Disney хочет приходить на наш рынок - это потребует дополнительной поддержки отечественного производства анимационных фильмов. Запретить им мы не можем, ну, наверное, это и не очень хорошо. Но это значит, что наши отечественные мультипликаторы должны быть конкурентоспособны», - заявил премьер-министр, предложив Авдееву «подумать об этом».
Эфирный телеканал Disney должен начать вещание до конца 2011 г. на частоте 7ТВ. Соответствующая сделка была заключена в конце октября.
Глава Минкультуры отчитался о том, что в программу «Культура России до 2020 г.» ведомство заложило поддержку анимационных студий и субсидирование проката детских и юношеских картин.
«Мы договорились, что по социально значимой продукции будет рассмотрен вопрос о такой же поддержке производства телефильмов. Ее будет осуществлять «Роспечать», - отметил Авдеев.
Образовательные практики
Проблемы кинообразования, впервые всплывшие на февральском заседании, обсуждались и в этот раз. «Речь шла о вопросах практических, всю идеологию обсудили на прошлом заседании», - объяснил С.Сельянов. «Дело за тем, чтобы максимально быстро модернизировать наши кадры», - добавил он.
По его словам, предметом рассмотрения стали гранты общим объемом в 60-90 млн руб. в год, предоставляемые нескольким учреждениям, в том числе «Союзмультфильму». «Деньги небольшие, а инвестиции в образование - самые главные инвестиции, какие можно себе вообразить. Надеюсь, что и здесь мы добились прогресса», - резюмировал глава СТВ.
Со своей стороны Авдеев предложил решать проблему нехватки кинокадров, создавая по всей стране филиалы ВГИКа, а глава Фонда кино Сергей ТОЛСТИКОВ подчеркнул, что «не может быть нового кино без новых продюсеров». «Хороший продюсер должен обладать двумя главными качествами - независимостью и креативностью. Эффективность всей последующей системы будет страдать, если этого не отразить. Мы постараемся в следующем году что-нибудь сделать», - пообещал глава фонда.
Отчет фонда
О деятельности самого фонда речь, разумеется, тоже заходила.
Толстиков сообщил, что за полтора года своего существования организация, потратив 5,5 млрд руб., поддержала в прокате и производстве 86 фильмов, из которых более 18 были сделаны с бюджетом, превышающим 150 млн руб.
По мнению главы фонда, именно такие картины способны вернуть зрителя отечественному кинематографу, и даже если доля российских фильмов в миллиарде долларов, заработанном в нашем кинопрокате в 2011 г., составляет, по разным оценкам, от 9 до 12%, говорить о неуспешности самого механизма преждевременно: ведь цикл производства зрительского проекта составляет около трех лет, а фонд существует, по сути, лишь полтора года, и на его счету - ряд несомненных удач: «Елки» Бекмамбетова, цикл о «Трех богатырях» студии Сельянова, выручивший за первые выходные проката 6 млн руб. «Бой с тенью - 3».
Продюсеры, вошедшие в число семи поддержанных фондом мейджоров, затронули на совете вопрос об увеличении числа лидеров, получающих господдержку через фонд, тогда как глава фонда говорил скорее об усовершенствовании его структуры и о создании при нем Индустриального совета, обладающего широкой компетенцией.

РИА Новости - Vedomosti.Ru, 22.11.2011
http://www.vedomosti.ru/lifestyle/news/2011/11/22/1431116

РАНЕЕ:
!!! (ИЗ СТАРОГО) Даниил ДОНДУРЕЙ о состоянии российского кинопроизводства и кинопроката (2008 г.)
http://loxovo.livejournal.com/2580482.html

государство, власть, кино, производство, фильм, Путин

Previous post Next post
Up