Чему учит Россию кот британского премьера

Nov 20, 2011 21:30

Животные неизбежно разделяют исторические судьбы и общественные формации людей. Прошлой осенью я писал про финского кота (СМ. НИЖЕ или http://slon.ru/world/schastlivyy_finskiy_kot_i_neschastnaya_angliyskaya-456896.xhtml), который вынужден жить по инструкции: у него есть паспорт и медицинская книжка, зато ему запрещено гулять, и если кота замечают на улице, бдительные соседи вызывают полицию. Так отразилось на коте скандинавское общество всеобщего благополучия и сглаженных углов. Недавно другой кот, английский, испытал на себе, что значит попасть во власть, пусть даже в государстве с либеральной экономикой, старинным правом и парламентской системой.
Все началось с того, что премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон увидел мышку на ковре. И не у королевы, а у себя. Чтобы быть точным - она была не на ковре, а на крыльце резиденции британского премьера по Даунинг-стрит 10, и это была крыса. Она прошлась перед телекамерой и попала на экраны страны 17 января 2011 года, в то время как журналист «Би-би-си» говорил на фоне премьерской двери важные слова про бюджетников. Посмотреть на проход крысы по крыльцу Даунинг-стрит 10 можно тут (http://www.youtube.com/watch?v=BJFsNtKqy-c). После этого в администрацию премьера решили нанять кота.


При Гордоне Брауне котов в резиденции не было, вот и развелись крысы: лишний повод напомнить, до чего лейбористы своими социалистическими экспериментами довели страну. Общественно значимое событие восстановления должности премьерского кота осуществилось со всей тщательностью. Нет, выборов не было. Но за главным котом государства (он был бы вторым, но, как известно, у королевы - собаки) отправились не на выставку, и не в клуб, и не к котозаводчикам-производителям породистых марок, и не в зоомагазин к продавцам модных кошачьих брендов. Нет, за котом пошли в приют для бездомных животных «Бэттерси».


Кот был представлен прессе и персоналу резиденции 14 февраля (отчет об этом событии можно посмотреть здесь http://www.dailymail.co.uk/news/article-1357213/Downing-Street-cat-takes-Cabinet-seeing-ITV-reporter-Lucy-Manning.html) и при этом поцарапал журналистку канала ITV.
Впрочем, Кэмерон как раз объяснил свой выбор кота тем, что он имеет имеет «very strong predatory drive» - ярко выраженное хищническое начало. Кот был взят в приют с лондонской улицы, а до этого вел бродячий образ жизни и сам находил себе пропитание, а значит, не даст спуску мышам.


Однако с точки зрения политтехнологий этим котом убивали сразу нескольких зайцев. Во-первых, кот из приюта подчеркнуто не стоил ни пенса налогоплательщикам. Наоборот, премьер-министр избавлял их от расходов на содержание одной котоединицы в приюте.
Во-вторых, премьер-министр проявлял похвальную гуманность, усыновляя детдомовского кота, который, как совершеннейшая золушка, переезжал из вертепа во дворец и превращался из сироты в принца. И, кажется, не возражал против того, чтобы кони в полночь превращались в мышей.
В-третьих, Кэмерон cтимулировал своих сограждан поступать аналогичным образом - не покупать задорого изнеженных породистых кисок, а идти в приюты за бывшими бродячими животными: если сам премьер берет такого, то и никому не зазорно.
Однако британский кот номер один довольно быстро освоился в новой роли и повел себя, как настоящий мещанин во дворянстве, став политической проблемой для Кэмерона. Ибо кадровая политика Дэвида Кэмерона, его интуиция психолога и знание жизни в этом случае потерпели публичное фиаско.
Мыши и не подумали разбегаться с Даунинг-стрит 10, они даже показывались зарубежным гостям. А в понедельник мышь появилась (http://www.bbc.co.uk/news/uk-politics-15717341) на официальном обеде у премьер-министра, причем при множестве свидетелей - в присутствии других министров британского кабинета, с которым Кэмерон обсуждал европейский экономический кризис. Премьер-министру даже пришлось прервать дискуссию и запустить в нее серебряной вилкой, отгоняя собственно мышь, а также дурные мысли.
«Где же этот Ларри, когда он нужен?» - воскликнул один из гостей, Иан Дункан Смит. Где ты была сегодня, киска?! Это должно было стать особенно дурным поворотом для карьеры кота, так как Иан Дункан Смит - министр по труду и пенсиям, и в его компетенцию входит смотреть, кто где и как трудится - особенно на государственной работе - и заслуживает ли своей пенсии.


Журналисты, которые пришли в 8 утра на Даунинг-стрит, чтобы снять положенную им часть обеда и, может быть, расспросить министров, застали кота спящим (http://www.bbc.co.uk/news/uk-politics-15733365) на струе теплого воздуха из калорифера. Его не разбудили ни приход одного за другим членов британского кабинета, ни предшествовавшая этому возня секретариата, ни появление журналистов. Поначалу им и вовсе запретили снимать и интервьюировать кота, так открыто пренебрегающего служебными обязанностями в рабочее даже у министров время. Но потом свобода слова восторжествовала над защитой частной жизни, и появились фотографии спящего в деловое утро кота. Впрочем, это было еще до скандального появления мыши посреди обеда.
Из публичной критики министра труда сделали вывод, что кота ждет увольнение. Спикер премьер-министра, однако, опроверг отставку Лари (http://www.bbc.co.uk/news/uk-politics-15733365), заявив, что, несмотря на пропущенных мышей, «кот приносит удовольствие многим людям». Смех и радость, слово и дело.
Тут же вспомнили, что премьеру Кэмерону уже приходилось отмазывать Ларри. В мае во время обеда с семьей на кухне жилой части резиденции по полу пробежала мышь, и премьер-министр заснял ее на мобильный телефон, а потом рассказал об этом происшествии (http://www.bbc.co.uk/news/uk-politics-12683608) в телевизионном шоу на «Би-би-си». Тогда на законный вопрос, где же был Ларри, он ответил, что у кота еще не было допуска в жилую части премьерской резиденции, и его ответственность распространялась только на официальные рабочие помещения. В июне Кэмерон отчитался по радио (http://www.bbc.co.uk/news/uk-politics-13845025), что Ларри с момента вселения в резиденцию поймал трех мышей.


Местная ФСО расширила допуск Ларри на все помещения Даунинг-стрит 10, однако это не помогло. Было замечено, что кот, вместо того чтобы реализовывать свой сильный охотничий инстинкт в увеличившейся зоне ответственности, предпочитает большую часть дня спать у калориферов, каминов или просто на нагретых солнцем местах. А когда бодрствует, много времени проводит в компании подруги - кошки Мэйзи, постоянно проживающей в домике смотрителя соседнего Сент-Джеймс-парка. За несколько последних месяцев Ларри поймал только одну мышь (http://www.dailymail.co.uk/news/article-2061198/Downing-Street-cat-David-Cameron-forced-throw-cutlery-mice.html?printingPage=true).


Это не говоря о том, что Ларри - мизантроп, ведет себя высокомерно и сторонится людей, но удивительным образом ластился к президенту Обаме (http://www.bbc.co.uk/news/uk-politics-13858954), видимо, шестым кошачьим чувством поняв, что имеет дело с вожаком своего собственного хозяина.


Грустная, но вполне обычная история. Кот демонстрировал «ярко выраженное хищническое начало», будучи далек от правящей верхушки. Но как только он оказался в коридорах власти, все способности, за которые он попал туда, испарились. Но, несмотря на выявленные грубейшие недочеты в работе, кот не был уволен или заменен другим: он стал своим для правящей номенклатуры, и система, как это обычно бывает, не стала сдавать своего.
Александр БАУНОВ

Slon.Ru, 16.11.2011
http://slon.ru/world/chemu_uchit_rossiyskogo_izbiratelya_istoriya_s_britanskim_kotom-699946.xhtml

Счастливый финский кот и несчастная английская кошка
К спору о путях цивилизации
Британская офисная мышка Мэри Бэйл бросила британскую кошку в помойный бак (http://www.youtube.com/watch?v=ucf9XjuxBO4&feature=related) и попала в разряд врагов западной цивилизации. Между тем, западная цивилизация существует разных видов: Англия по традиции все еще представляет один вид, а, к примеру, Скандинавия - другой. По этому поводу мне вспомнилась судьба другого кота. Он - гражданин Финляндии, которую журнал Newsweek представил к званию заслуженной народной лучшей страны мира (http://slon.ru/economics/luchshaya_strana_v_mire-440051.xhtml). В этой лучшей, чем Англия, стране врагами цивилизации оказалась бы не только шутница Бэйл, но и хозяева кота. На них бы смотрели, как на родителей, чье дитя подалось в беспризорники.
С котом я познакомился всего пару-тройку недель назад, во время своей климатической эмиграции. Я назвал финского кота гражданином, потому что у него, как у всякого добронамеренного жителя цивилизованного государства, есть паспорт: имя, дата рождения, пол, адрес постоянного проживания, окрас, имена хозяев, окрас хозяев... стоп, это я по инерции - и прочие особые приметы. Кроме того, у него, как у жителя социального государства, есть медицинская книжка, куда заносятся данные ветеринарных осмотров, прививки, даты обезглищивания и прочая полезная и приятная информация. Кажется, у него даже есть страховка. Горе хозяевам, чей кот не пройдет свой Т.О. вовремя. Или на Т.О. будет выявлено, что кот получает неправильное топливо, с не соответствующим техпаспорту количеством витаминов и микроэлементов.
Ибо у кота есть права. У хозяев тоже, конечно, есть права - но по отношению к коту преобладают обязанности. В Финляндии хозяева должны обходиться с котом согласно инструкции о пользовании котом домашним. Поскольку кот не может, в отличие от члена финского профсоюза, сам пожаловаться в надзорные инстанции, инстанции приходят и контролируют правильность эксплуатации кота сами. Если кот не идет к Магомету, Магомет приходит к его хозяевам.
И уже приходил. Хозяев навестила специальная комиссия, которая проверяла условия жизни кота: достаточность метража квартиры для его проживания, освещенность, сухость и температуру помещения, наличие туалетной ванночки со специальным наполнителем, наличие и срок годности имеющегося в доме кошачьего корма. Жил он не так, как другие кошки: спал не на рогожке, а в уютной спаленке, на кроватке маленькой.
Поскольку хозяева нашего кота были не природные финны, а - с точки зрения финнов - и поныне дикие друзья степей, приехавшие в Финляндию за лучшей, более правильной жизнью, то контролирующие органы особенно внимательно следили за соответствием эксплуатации кота финским правилам. Потому что хозяева-то - приезжие (хоть, безусловно, и защищенные всеми инструкциями по эксплуатации мигрантов), а кот - родной, финский. В обиду ни пяди не отдадим. А главным пунктом инструкции является как раз тот, что кот числится котом домашним, и поэтому на улице ему делать нечего.
Коту за время нашего знакомства не приходило на ум жаловаться властям, поэтому он жаловался хозяевам. Каждый раз, когда в дверях поворачивался ключ или раздавался звонок (не электрический, а вроде велосипедного - бряк-бряк, - потому что домовой инструкцией по обращению с соседями запрещено после 23:00 включать стиральную машину и принимать душ), кот бросался к двери и жалобно мяукал, недвусмысленно намекая на желание посетить интересный мир за дверью.
«Нельзя! Сидеть! Дома!», - грозно говорил коту опекун, распоряжавшийся котом от имени хозяев строго по правилам. Потому что ни себе, ни друзьям-хозяевам проблем не хотелось. Сам по себе гуляющий домашний кот здесь как явление удивительное и нарушающее правила быстро будет замечен патрульной полицией или соседями, которые доложат куда надо об этой чрезвычайной ситуации властям во имя блага животного. Да и хозяев тоже: вдруг сбежал, а они убиваются. А бывает.
Дальше всё просто. У неё, у кошки, на ногах сапожки, на ногах сапожки, а в ушах серёжки. А в сережках вся необходимая информация. По электронному чипу, заблаговременно и безболезненно вживленному под шкуру, легко удастся установить личность кота, а заодно адрес и имена хозяев-нарушителей.


За неделю, что я прожил в этом Хельсинкском предместье, во дворе, на паркинге и окружающих дом газонах и лужайках я видел трех кроликов, двух фазанов, одну лису. И ни одного кота или кошки. Лисе при этом вовсе не обязательно быть пацифисткой и возлечь рядом с фазаном. Она даже может на фазана или кролика поохотиться, и ей не вменят в вину жестокое обращение с животным. Потому что, согласно финским правилам, кролики, лисы и фазаны могут свободно разгуливать по газонам и даже охотиться друг на друга. Более того, воспрепятствование этому разгулу будет как раз нарушением инструкции по обращению с животными дикими.
Коту же положено появляться в городе за пределами жилища в ошейнике на поводке в сопровождении хозяев. В Финляндии ответственность и груз народного негодования разделили бы Бэйл и хозяева животного.
Однажды, вернувшись, мы обнаружили, что кот наделал в хозяйскую раковину. Было очевидно, что таким образом он обращает на представителей хозяев протест против инструкций и их составителей. Объясняет, что он равен газонному кролику и имеет право на пару блох и подранное ухо. Но такого варианта протестного поведения авторы инструкции пользования котом домашним не предусмотрели: ведь они сочинили лучшие на свете инструкции для котов. Они продумали все до мелочей для кошачьей безопасности, здоровья и счастья. Так вот, человечество до сих пор в раздумьях, кто счастливее: британская кошка, хоть ей и довелось благодаря английскому юмору Мэри Бэйл провести немало времени в темноте и неизвестности мусорного бачка, или всестороннее осчастливленный финский кот.
Александр БАУНОВ

Slon.Ru, 02.09.2010
http://slon.ru/world/schastlivyy_finskiy_kot_i_neschastnaya_angliyskaya-456896.xhtml

животные, Кошатникам, кошка

Previous post Next post
Up