Школа без иллюзий
Любой призыв разделить школы на хорошие и плохие вызывает раздражение у части общества. У противников такого подхода два аргумента: во-первых, никому не нужны школы для элиты, а во-вторых, у страны так много денег, что их с лихвой хватит (если только захотеть) на поддержание высокого уровня образования по всей системе.
Словосочетание «элитное образование» в применении к школе действительно похоже на ругательство, особенно учитывая советское наследие. Доля детей элиты советского общества в престижных спецшколах, в первую очередь языковых, была непропорционально высока. Возрождать такую систему в государственных школах глупо и бессмысленно.
Тем не менее в мире полно стран, где есть элитное образование на школьном уровне. Просто разделение происходит не по происхождению, а по талантам и амбициям (что, кстати, не отменяет того факта, что детей богатых родителей в хороших школах гораздо больше, чем в плохих). Самый близкий к России пример - это Германия, по образцу которой было выстроено российское образование до революции. Школьная система там несколько отличается в разных землях, но в целом она выглядит так.
Начальные школы в Германии одинаковы для всех. Однако после первых четырех классов - уже в 10 лет - происходит разделение учеников на три группы: двоечники и троечники идут в Hauptschule, средние - в Realschule, отличники продолжают образование в Gymnasium. Только ученики гимназий имеют право поступать в университеты (куда не надо сдавать экзамены). Перейти из школы одного уровня в другой теоретически возможно, однако на практике очень сложно - программы разные (в гимназиях гораздо более интенсивные), из-за чего разрыв в уровне учеников быстро растет. Естественно, больше денег выделяется гимназиям - там же преподают лучшие учителя.
Концентрация ресурсов на тех, кто хочет и может учиться, с точки зрения плохих учеников несправедлива. Тут не может быть никаких сомнений. Однако с точки зрения распределения ресурсов и результата на выходе эта система куда разумнее, чем всеобщее высшее образование, на которое постепенно переходит Россия. Если денег и хороших учителей недостаточно, то надо применять их с наибольшей отдачей.
И тут мы плавно переходим к вопросу, почему это в такой богатой стране, как Россия, не хватает денег. Наверное, потому, что страна не такая уж богатая.
Вот пара цифр. В федеральном бюджете на 2011 г. на образование выделено около 500 млрд руб., львиная часть из которых идет на высшее образование (почти 400 млрд руб.). В целом это около 5% расходов бюджета. Теперь представим себе, что государство за счет федерального бюджета (средств регионов и муниципалитетов явно не хватает) решило поднять уровень школьного образования. Тогда нужно будет повысить зарплаты всем учителям, без чего невозможно поднять престиж профессии. Однако только повышение средней зарплаты школьным учителям до 30 000-40 000 руб. будет стоить бюджету порядка 300 млрд руб. Помечтать об этом можно, но стоит ли тратить такие деньги на то, чтобы вскипятить океан? Лучше сосредоточиться на тех, чья отдача от образования будет больше.
Андрей ПАНОВ
"Ведомости", 10.11.2011, 212 (2978)
http://www.vedomosti.ru/opinion/news/1416907/shkola_bez_illyuzijили
http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/270706/shkola_bez_illyuzij