Юрий ШЕВЧУК: "Мозги бы нам включить"

Nov 02, 2011 20:20

Лидер «ДДТ» Юрий Шевчук считает, что мы могли бы жить иначе


«Дотащить 2-3 трейлера с аппаратурой по нашим дорогам до Хабаровска - это уже война», - признался Юрий Шевчук, находящийся с группой «ДДТ» и новой программой «Иначе» в гастрольном туре по крупным городам России.
Музыкальный обозреватель «АиФ» Владимир Полупанов отправился «на маршрут» и настиг Юрия Шевчука и К° в Воронеже.
Слово на заборе
«АиФ»: - Юра, ваша программа называется «Иначе». Иначе, чем у кого?
Ю.Ш.: - Иначе, чем вся реклама по ящику, иначе, чем то, что нам навязывается официальной политикой. Иначе жить. Не тащить с собой в могилу всякую дрянь, мусор цивилизации, а быть внутренне свободным и задавать себе главные вопросы: кто ты? Что такое Россия? Зачем ты живёшь? Что ты можешь сделать хорошего для идущих рядом? Иначе - это значит быть личностью, а не бараном в плешивом стаде, которым легко управляют. Вот такой рекламы очень не хватает в нашей стране. Про пиво - сколько угодно, про Путина и Медведева, про «Единую Россию», «БМВ» - про всё, что хочешь. Но я не видел ни одной рекламы: «Будь личностью!», «Развивайся!», «Будущее страны зависит от твоего интеллекта, души и сердца». Вот мы и вешаем на заборах это слово «Иначе» во всех городах.
Хотим молодёжи показать, что рок-н-ролл в стране не умер. На мой взгляд, без серьёзных, масштабных программ отечественный рок может потерять актуальность. Почему в нашей стране нет таких мощных концептуальных рок-программ, какие делает «Ю-Ту» или в своё время «Ху» или «Пинк Флойд»? И мы взялись за это. Скажу вам, дотащить 2-3 трейлера с аппаратурой до Хабаровска - это уже война. Залы не приспособлены для концертов. Спонсоров почти нет (с постановкой помогли друзья, за что им огромное спасибо). А себестоимость программы высокая (свет, звук, экраны, 30 техников), и поэтому далеко не везде окупается, билеты у нас дешевле, чем у каких-нибудь попсовых звёзд. И что бы там ни говорили, средняя зарплата в стране - 5-10 тысяч рублей. Так что у народа не всегда есть лишние 500-1000 рублей, чтобы сходить на шоу. Но радует то, что люди всё же идут, соскучились, наверное (смеётся).
«АиФ»: - Людям действительно не до музыки. Жизнь стала в разы дороже, а зарплаты и пенсии почти не растут. Поэтому единственное развлечение - телевизор.
Ю.Ш.: - Чувствуется, что серьёзная свободная культура - в тяжелейшем состоянии. Вижу это в каждом городе. За последние годы народ приучили ходить на концерты, в кино, театр и оперу за развлечением. Телевидение мозг вообще не напрягает. Есть женские группы типа «Поющие трусы», а я придумал название для псевдомужской половины этого стада - «Музыкальные вибраторы». И вот эти поющие трусы в обнимку с музыкальными вибраторами - к сожалению, и есть вся наша общенациональная телевизионная культура.
Ещё лет 10 назад люди приходили на концерт за эмоциями, за тем, чтобы сверить свои размышления о стране, о себе, о мире с мыслями поэтов, музыкантов. А сегодня, к сожалению, идёт большой отток интеллекта из страны. Читаю залу стихи и вижу по лицам - некоторые уже русских литературных слов не понимают. Но в каждом городе есть тысяча-две людей, идущих на концерт сопереживать, а не только ритмически раскачивать свои яйца.
Дыра в истории
«АиФ»: - Ваш концерт начинается с кадра ХХVII съезда КПСС на экране. Это намёк на возвращение брежневских времён?
Ю.Ш.: - Косвенно, наверное, намёк на эпоху застоя. Но главная идея - это прощание с ХХ веком, в котором было много и прекрасного, и чудовищного, и хорошего, и плохого.
«АиФ»: - Не поздновато прощаетесь?
Ю.Ш.: - Не поздно. Потому что ХХ век у 60% населения так застрял в мозгах, что диву даёшься. А некоторые живут ещё в ХVI веке - ностальгируют по Ивану Грозному. Путин для них слишком мягкотелый (смеётся). Таких, знаешь, сколько? Полстраны. Россия - удивительная страна, дыра в истории земных цивилизаций. Но дыра красивая, мощная, завораживающая.
Я иногда смотрю, как бьются на телеэкране две исторические мифологии. Похожий на бесноватого, экспансивный Кургинян, империалист, патерналист с царём-батюшкой и истинной верой, и мягкий рассудительный Сванидзе, у которого панацея - западная либеральная демократия. Один миф - это демократический путь развития, другой - это патернализм с царём и истинной верой. В ХIХ в. Погодин, Уваров, Пушкин, Чаадаев, Вяземский, Соловьёв, Карамзин, Достоевский и др. спорили на эти же темы. Уже почти 200 лет говорим об одном и том же, топчемся на одном месте.


Юрий Шевчук на митинге-концерте в защиту Химкинского леса
«АиФ»: - За Химкинский лес вы рубились-рубились. Но сегодня щепки летят. Получается, всё напрасно?
Ю.Ш.: - Всё не зря. Эта движуха была одним из очагов зарождения нового гражданского общества. Оно должно быть в стране. Очень тяжело и со скрипом идёт его становление, как наша новая программа. Но борьба за Химкинский лес повлияла на граждан. Они увидели, что есть люди, которые и за деревья рубятся, и за небеса, и за свободу. «Не дадим родину на съедение партии жуликов и воров» - вот лозунг борьбы за Химкинский лес. А то, что проиграли... Но ведь газпромовскую башню в Питере передвинули. Так что счёт один - один. Сейчас в Туапсе построили чудовищный химкомбинат на берегу моря, который убивает людей. Вонища страшная. Весь город против, но взяли, как на Байкале, и построили. Надо давать отпор. Не думайте, что от нас ничего не зависит. Надо что-то делать, чтобы детям достались трава зелёная, лес, питерская архитектура, независимые суды.
«АиФ»: - Ты поёшь про цену на нефть и даже целую песню («Когда закончится нефть») посвятил «чёрному золоту». По-твоему, это зло?
Ю.Ш.: - До сих пор размышляю: нефть - благо или зло для России? Бесконечная халява, о которой я пою, развращает прежде всего наше правительство. А потом уже и наш народ, который получает жалкие крохи с «чёрного» барского стола и этому рад. Люди перестают думать головой, прекращают работать. Зачем думать, если есть нефть? Кончится нефть, леса дорежут. А потом - всеобщий кирдык. Что в этом хорошего? Говорят, если бы не было таких цен на нефть, мы бы уже сдохли. Но у русского мужика есть смекалка, опыт выживания в любых ситуациях. Мозги бы включить у нации.
Дайте руль другим
«АиФ»: - Чтобы мозги включить, нам обязательно нужна встряска?
Ю.Ш.: - Не хотелось бы встряски. Но если брать историю, то получается именно так. Посмотри, как рифмуется нынешняя эпоха с временами Николая I. Не моя мысль, многие историки про это говорят. Чем закончилась при Николае эта идеология «стабильности», этот «народный фронт» и убеждение, что у России свой путь, своя особая суверенная демократия? Закончилось всё тяжёлым поражением в Крымской кампании: английские и французские нарезные ружья стреляли дальше и точнее. Мы проиграли эту войну. Николай I от этого горя и помер. А после него появился Александр Освободитель, который попытался модернизировать, реформировать страну, за что и был убит своим горячо любимым народом. Поэтому понимаю кремлёвских ребят, которые боятся настоящих реформ. Освободите вы себя от этой власти. Поживите спокойно где-нибудь на Канарах, на своих дачах, напишите воспоминания. Дайте порулить другим.
«АиФ»: - Думаешь, другие будут лучше?
Ю.Ш.: - Не знаю. Но это будут другие. Я считаю, что стабильность в сменяемости власти, а не в её несменяемости. Пускай порулит победивший на честных выборах, а потом другого выберем. Найдём человека, который поможет нам вытащить страну из дерьма. Подпевалы и жо..лизы дуют в уши нашему тандему, потому что боятся потерять свои деньги. Если сменится власть, следующий президент, конечно, потащит их в прокуратуру.
«АиФ»: - У тебя есть пронзительные строчки про нищую старуху в «Проводнике» - признаюсь, слёзу вышибает...
Ю.Ш.: - Я много езжу по стране и, когда бабушки бегают по перрону с этими узелками, скажу тебе честно, покупаю всё, что могу: огромные плюшевые игрушки, пластмассовые машинки, коврики, вышитые бисером, картины с малахитовой крошкой с Сергеем Есениным, целующим берёзку, и картошку с карасями, и грибы маринованные. А потом пытаюсь всё это кому-нибудь подарить. Но что делать? Я только так могу помочь людям (если, конечно, выдали суточные).

АиФ №44, 02.11.2011
ВИДЕО: "Осень" - по ссылке:
http://www.aif.ru/culture/article/46953

Юрий ШЕВЧУК: «Через несколько лет Россия будет уже другой»
В Белгороде состоялся первый концерт новой программы группы «ДДТ» «Иначе»
Полный зал зрителей, заполненный молодёжью танцпол перед сценой, видеоряд на экране во всю сцену, свет, звук, тексты - всё новое, как и было обещано, всё иначе. Накануне концерта Юрий Юлианович встретился в представителями белгородских СМИ и рассказал о новом альбоме.


Об альбоме
- У нас было три специальных программы. Первая - «Чёрный пёс Петербург» - о маленьком человеке и большом городе. Такие тяжелые тёмные сны. Альбом был написан в 1992 году, когда страну ломало и корежило, она искала новое, прощалась со старым, и всё это было очень трагично, и вот альбом отражал наши представления о той эпохе. Потом через несколько лет вышел «Мир номер ноль». Я никому не рассказывал об этой истории: мы с друзьями в 1996 году проехали весь Чуйский тракт, от Новосибирска до русско-монгольской границы, пели там по погранзаставам. Помню, мы подъезжаем к границе, там стоит столб, а на нем надпись: «0» и больше ничего нет. И такая тоска, и вечность! И я стал задавать вопросы: кто есть я? кто есть Бог? кто есть мы? почему мы такая недружная страна, порванная вся? и что этим делать? Это был 1998 год.
Программа «Иначе», с одной стороны, более приземленная, более социальная. В песне «Солнечный свет» есть строчки: «При коммунизме человек теряет личность, батальонам она не нужна». И вторая строчка: «Капитализм человека делает вещью, а на каждую вещь есть вор». С другой стороны, я продолжаю задавать вопросы: можно ли освободиться от этого груза ненужных вещей, которые мы таскаем на себе как вериги? можно ли стать освобождённой личностью? можно ли научиться не ходить строем, и не искать выход в каким-то вожде? Многие сейчас вообще себе вопросов не задают. Они едят рекламу и пытаются, встроив себя в этот мир, механистично существовать. Мне это страшно не нравится.


Мы собираемся объехать где-то около ста городов. Мы старались сделать качественное шоу, не поём под фонограмму, у нас свой свет, звук, экран. Для городов без больших залов есть программа «Сольник»: она облегченная, без видеоэкранов, акустическая. Мне хочется проехать по всем моногородам, которые не смогут финансово потянуть «Иначе». «ДДТ» вообще редко гастролирует, мы больше работаем на студии. Альбом сейчас выложили на youtube.com, потому что мы шесть лет буквально вычеркнуты c центральных телеканалов благодаря моей болтовне про власть.
Русский рок есть, его надо поднимать, а не ныть, что он умер, и петь под фонограмму в казино. Мы последние идеалисты в этой стране, но нас это греет, потому что нам это интересно.
О России
- В 80-е мы рубились за свободу и хотели освободить личность. Личность мы не освободили. Тогда она верила в светлое будущее, сейчас верит в большие деньги. Но мы-то остались, мы-то ведь себе не изменили! И я уповаю на молодежь, которая подрастает. Через несколько лет Россия будет уже другой.
Две концепции довлеют над нашей страной. Одна - это патернализм, то есть вождь, отец родной, который спасет Россию, а мы - его дети малые, рабы нашей власти. Эта концепция очень старая, очень выстраданная, мол, мы ни Европа, ни Азия, у нас свой путь развития. Другая теория: мы - Европа, государство не ломает нас, а служит освобожденной личности. Эта концепция у нас пока не прижилась. Но это совершенно не значит, что завтра мы не добьемся того, что государство будет служить народу, а не народ государству.
А вообще, я за полемику и против того, чтобы одна мысль была у всей страны, один плакат, один герой, один выход. Должно быть множество выходов!


О любви
- Я музыкант и им останусь, пока голос есть. Политика - это серьёзнейшая вещь, в ней надо уметь играть в шахматы, а я только в шашки играю. Я пою о том, что думаю, чему родители научили, может быть, это вредит моей карьере, тогда Бог с ней! Главное - песни пишутся. Я не знаю, что с ними делать, много песен не вошло даже в эту программу. А раз песни пишутся, значит Господь не оставляет, значит надо этим заниматься. Когда перестану писать, может быть, пойду в управдомы. (Смеется).
Что я хотел сказать этим альбомом? Знаете, когда-то у Льва Толстого одна гимназистка спросила: «Что Вы хотели сказать своим романом "Война и мир"?» Лев Николаевич почесал свою бороду и сказал: «Мне легче его написать заново».
«Иначе» о том, что надо иначе любить. Сейчас по всем поп-каналам диктуют пластмассовую любовь. Мне печально за это слово. Любовь - это же вечность, на любви Вселенная держится! Это не механика, любовь это не только наслаждение физическое, это работа ума, души.

АиФ, 24.10.2011
http://www.aif.ru/culture/article/46759

ДОПОЛНИТЕЛЬНО:
Юрий ШЕВЧУК: «Страна у нас больна. Всем надо выздоравливать» (сент 2010)
http://www.aif.ru/culture/article/37606
Юрий ШЕВЧУК: «Я не пессимист, но вижу, как болеет страна» (дек 2009)
http://www.aif.ru/culture/article/31862

Шевчук, интервью, песня

Previous post Next post
Up