Эксперт Наталья ЗУБАРЕВИЧ о механизме финансирования Северного Кавказа

Oct 24, 2011 01:15

"Разрушен баланс целесообразности экономических и политических решений"
Действующий механизм финансирования Северного Кавказа несет опасность для его местного бизнеса и своей неэффективностью развращает приходящих инвесторов, полагает директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья ЗУБАРЕВИЧ:


- Насколько эффективна и оправданна текущая политика финансовой помощи республикам Северного Кавказа?
- Текущая тенденция - это вливание в Кавказ бюджетных денег и попытки привлечь бизнес с обещанием госгарантий. Суммарный доход бюджетов всех субъектов округа в 2010 году составил 271 млрд руб. Вычитаем из этого 74 млрд руб. для Ставропольского края, который из планируемой госпрограммы получит почти меньше всех, остается 197 млрд руб. Из этой суммы в различной форме федеральных трансфертов - 145 млрд руб. А теперь финальная цифра - за ближайшие три года под проекты на Кавказе будет выделено 150 млрд руб. госгарантий, а эта цифра сопоставима с третью реального бюджета округа! Конечно, округ нужно развивать. Но почему цена вопроса столь высока и высоки риски последующих расходов бюджета, связанные с покрытием госгарантий?
- Какие есть основные риски в существующей модели финансирования?
- Сейчас на Кавказе категорически разрушен баланс целесообразности экономических и политических решений. Действует механизм абсолютно развращающего поведения бизнеса, причем преимущественно государственного же. При наличии такого объема госгарантий и поддержки госкомпании, которые сейчас стоят первыми в списке инвесторов, не ограничены в расширении своих расходов и издержек при реализации программ на Кавказе - все равно они получат их полное покрытие. Так в чем здесь экономика?
Кроме того, выстроенная модель реально оказывается опасной для местного населения и бизнеса, поскольку никак не учитывает их интересов. Например, вот есть проект по развитию курортов на Кавказе - крайне интересный проект, природа и географическое расположение действительно уникальны, но есть два пути его реализации. Первый, который практически не учитывается,- это просто поддержка местного бизнеса, снятие для него огромных коррупционных барьеров. Мало кто знает, что местное население уже само активно развивает там туристический бизнес - строит гостиницы, восстанавливает подъемники. И что самое важное, вероятно, старается обеспечить безопасность приезжающих, и вполне небезуспешно. Согласитесь, местному с местным о чем-то договориться всегда проще. Но есть и второй путь, по которому в итоге и решили идти,- выйти почти в "чистое поле", привлечь крупных иностранных инвесторов и строить с нуля. Безусловно, при таком подходе это будет европейское качество сервиса, комфорта и т. д. Но в таком случае местный бизнес не выдержит этой конкуренции, а инвесторы наживут себе огромное количество новых врагов.
Наконец, действующая модель совершенно не решает главного вопроса для округа - проблемы безработицы. Допустим, обсуждаются проекты по развитию нефтедобычи - но, опуская все вопросы, связанные с качеством запасов и их рентабельностью, могу сказать, что такие производства не требуют большого количества рабочих рук.

Газета "Коммерсантъ", №194/П (4735), 17.10.2011
http://kommersant.ru/doc/1795972

Кавказ, деньги, бюджет, инвестиции, государство, Зубаревич, финансирование, доходы, бизнес

Previous post Next post
Up