Евгений САТАНОВСКИЙ: Ближний Восток на пороге катастрофы

Sep 13, 2011 18:15

На Ближнем Востоке идет очередная перетасовка карт в политической колоде, которая вполне может привести к очередной большой войне.
Египет, как показывают последние события, теряет контроль не только над Синайским полуостровом, но и над собственной столицей.
Турция снижает уровень отношений с Израилем, наращивает сотрудничество с Египтом, жестко высказывается в адрес Асада, участвует в разгроме Каддафи, воюет против курдских боевиков в Ираке и демонстративно поддерживает ХАМАС в секторе Газа.
Саудовская Аравия и Катар, готовясь к столкновению с Ираном, продолжают ликвидацию светских арабских автократий, перейдя от непрямой поддержки «арабской весны» в Тунисе и Египте к открытому участию в гражданской войне в Ливии. На повестке дня зачистка Сирии, и похоже, что она произойдет (с резолюцией ООН или без нее), - правящему в Дамаске режиму не уцелеть.
Иран, теряя в лице сирийских алавитов союзника в борьбе с Израилем и проиграв в Бахрейне, где восстание шиитов подавлено в результате интервенции монархий Персидского залива, пытается наладить отношения с Египтом и сохранить их с Турцией.
Радикальные исламисты всех мастей получили свободу деятельности в Северной Африке, где их последним серьезным соперником осталась алжирская армия, как ранее получили ее в Ираке - глобализация джихада развивается ускоренными темпами.
Палестинцы, подталкиваемые всем исламским миром, идут на самоубийственную конфронтацию с Израилем в ООН, требуя признания несостоявшегося государства в справедливой уверенности, что Генассамблея им в этом не откажет.
Наконец, Израиль полным ходом движется к ситуации, напоминающей преддверие шестидневной войны, с теми поправками, что в 1967 году ему противостоял весь арабский мир, но не Иран и Турция. Сегодня же Иран - его открытый враг, а недавний стратегический партнер Турция - скрытый.
В предстоящих в регионе междоусобицах и войнах ЕС и США будут играть обычные для них роли внешних арбитров, стараясь извлечь из происходящего максимальную пользу. Американские и европейские гарантии и союзнические обязательства, как продемонстрировало падение североафриканских секулярных режимов, оказались ничего не стоящими словами.
Еще более осторожной обещает быть позиция Китая. Да и Россия, научившись на горьком опыте советских времен, не проявляет желания разводить конфликтующие стороны за собственный счет или вмешиваться в происходящее, поддерживая лишь одну из них. Впрочем, за Москву это с успехом делают Лондон, Париж и Вашингтон, распространяя в регионе демократию с такой же последовательностью и с тем же результатом, как СССР - социализм.
При этом старые советские мантры об империализме, тянущем руки к арабской или иранской нефти, имеют мало общего с сегодняшней действительностью. После Ливии скорее НАТО на Ближнем Востоке можно рассматривать как инструмент Катара и Саудовской Аравии, хотя конечный результат происходящего играет на руку в первую очередь Турции, с успехом строящей новую Оттоманскую империю.
На протяжении длительного периода расстановка сил в регионе сводилась к сравнительно простым комбинациям, сегодня ситуация значительно усложнилась. Наметился союз, в котором армия и военно-промышленный комплекс постепенно исламизирующейся Турции будут поддержаны саудовскими и катарскими финансовыми, информационными и лоббистскими ресурсами. Это ослабит не только Иран и его союзников, но и Израиль, который в эту группу стран просто не вписывается. Зато в нее отлично вписываются Марокко, Иордания и «послереволюционные» арабские государства Северной Африки.
Похоже, что региональная сверхдержава, выстраиваемая на базе Ирана Махмудом Ахмади Нежадом, в ближайшем будущем может столкнуться с военно-политическим блоком, на центральную роль в котором претендует эрдогановская Турция. Столкновение шиитского и суннитского политического проекта в Ливане, Сирии, Ираке или Йемене представляется неизбежным. Вопрос лишь в том, когда и где именно оно произойдет.
Во многом это зависит от того, добьются ли успеха радикальные исламистские группировки, пытающиеся спровоцировать столкновение с Израилем Египта. А также от соотношения арабского, турецкого и иранского влияния в Африке, хода иранской ядерной программы и судьбы пакистанских ядерных арсеналов. Ни один из этих факторов не является величиной постоянной и, как показывает опыт, не зависит от усилий мирового сообщества, включая НАТО и ООН, вне зависимости от того, что их лидеры по этому поводу думают и заявляют. Впрочем, хорошим исход событий не может быть по определению, а будет он просто плохим, катастрофой или апокалипсисом, мы увидим довольно быстро. К сожалению для всех участников этого процесса.
Евгений САТАНОВСКИЙ - президент Института Ближнего Востока

«Московские новости» № 116, 12 сентября 2011
http://mn.ru/newspaper_opinions/20110912/304789249.html

политика, Сатановский, Израиль, Ближний Восток

Previous post Next post
Up