Самолеты будут продолжать падать (+ комменты блогеров, Ю.КАЛИНИНОЙ, М.ГАНАПОЛЬСКОГО)

Sep 10, 2011 02:20

Самолеты будут падать
Транспортные чиновники не пожелали выслушать мнение авиационных экспертов
Парламентские слушания о состоянии гражданской авиации в последнее время несут роковой отпечаток. В этом году в Совете Федерации они назначались дважды (загодя, за месяц), но накануне каждый раз происходило авиапроисшествие. Перед прошлыми (9 июня) совершил аварийную посадку “Боинг” в Ростове. Накануне теперешних разбился “Локомотив” в Ярославле.
В ОБОИХ СЛУЧАЯХ НИ ЧИНОВНИКИ МИНТРАНСА, НИ ПРЕДСТАВИТЕЛИ РОСАВИАЦИИ НА СЛУШАНИЯ НЕ ЯВИЛИСЬ, сообщив, что все без исключения сотрудники этих ведомств выехали на место аварии. А им было бы что послушать. Эксперты и представители авиакомпаний не только рассказали о чудовищном состоянии отрасли, но и предложили пути выхода из кризиса.
Слушания начались с минуты молчания, после которой слово взял сенатор Валентин МЕЖЕВИЧ: «Мы скорбим, но и хотим понять: на чем у нас еще можно летать? Что происходит с нашей авиацией?»
Ответом стало выступление депутата Госдумы Сергея ГАВРИЛОВА: «Ситуация крайне драматична. После каждой катастрофы мы используем кнут: ужесточаем правила, отнимаем сертификаты. А пряника нет. Мы отрасль не стимулируем, в результате она становится неплатежеспособной. НЕТ СРЕДСТВ НА УЛУЧШЕНИЕ КАЧЕСТВА АВИАПАРКА, СОСТОЯНИЯ ПИЛОТОВ И СЛУЖБ. НУЖНО ОПРЕДЕЛИТЬСЯ С ОТЕЧЕСТВЕННЫМ АВИАПРОМОМ. МЫ ХОТИМ ПОХОРОНИТЬ ПРОИЗВОДСТВО ГРАЖДАНСКИХ САМОЛЕТОВ И ДЕЛАТЬ ТОЛЬКО ВОЕННЫЕ, А ЛЕТАТЬ НА ПОДЕРЖАННЫХ МАШИНАХ? ИЛИ РЕШИМ ПОДДЕРЖАТЬ ПРОИЗВОДСТВО НОВЫХ, БЕЗОПАСНЫХ САМОЛЕТОВ? НО ТОГДА В БЮДЖЕТ НА БЛИЖАЙШИЕ ТРИ ГОДА НУЖНО ЗАЛОЖИТЬ ДЕНЬГИ НА ЭТО».
Гендиректор Центра стратегических разработок в гражданской авиации Антон КОРЕНЬ сообщил, что проблемы у нас не только в небе, но и на земле: «ТАКОЙ БИЗНЕС, КАК ГРАЖДАНСКАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ АВИАЦИЯ, СТАЛ НЕВЫГОДЕН ДЛЯ ИНВЕСТОРА. В РЕЗУЛЬТАТЕ ЗА ПОСЛЕДНИЕ 10 ЛЕТ УЖЕ ЗАКРЫТО БОЛЕЕ 2000 АВИАЦИОННЫХ МАРШРУТОВ. НА ОЧЕРЕДИ ЕЩЕ 1100, если их не будет субсидировать государство. Только в Приволжском федеральном округе было 1872 линии, а осталось 857. ЗАКРЫВАЮТСЯ АЭРОПОРТЫ. ИЗ ТЕХ, ЧТО ЕЩЕ НЕ ЗАКРЫЛИСЬ, - 60% НА ГРАНИ БАНКРОТСТВА. ТОЛЬКО 20% АЭРОПОРТОВ МОГУТ ПОЗВОЛИТЬ СЕБЕ РЕМОНТ, ОСТАЛЬНЫЕ РАЗВАЛИВАЮТСЯ».
«ПО СРАВНЕНИЮ С 1990 ГОДОМ КОЛИЧЕСТВО АВИАПАССАЖИРОВ СОКРАТИЛОСЬ В 5 РАЗ, НОВЫХ САМОЛЕТОВ ПОЧТИ НЕТ, ЦЕНЫ НА БИЛЕТЫ НЕДОСТУПНЫ, А ПЕРЕВОЗКИ ВСЕ РАВНО НЕРЕНТАБЕЛЬНЫ», - подтвердил помощник полпреда президента в ПФО Муаед КАНКУЛОВ.
Итак, что делать, с точки зрения большинства сенаторов и экспертов. Дать госзаказ на производство отечественных гражданских самолетов и создать лизинговую компанию, которая позволит перевозчику приобрести новое воздушное судно на доступных условиях. Освободить социально значимые перевозки от НДС и налога на прибыль, а аэропорты - от земельного налога. Пусть тратят эти деньги на ремонт. Пока отечественных бортов не будет хватать на всех желающих - освободить от пошлин тех, кто покупает новые зарубежные самолеты взамен изношенных.
Прозвучало и экзотическое предложение. Пусть летчики, пока везут пассажиров, еще и выполняют пару параллельных работ: патрулирование ЛЭП и трубопроводов, аэрофотосъемку. Это позволит заработать на ремонт самолета.
Предложения, кроме последнего, неоднократно передавались в правительство. Реакции нет. Самолеты падают. И, вероятно, будут падать дальше.

Московский Комсомолец № 25741 от 9 сентября 2011 г.
http://www.mk.ru/politics/article/2011/09/08/622000-samoletyi-budut-padat.html
Примечание: выделение ПРОПИСНЫМИ - моё.

"Что должно случиться, чтобы хоть один министр подал в отставку?"
Разгильдяйство транспортников, хлам вместо пассажирских самолетов и безответственность чиновников. Российские блогеры обсуждают трагедию под Ярославлем, где разбился Як-42 с командой "Локомотив" на борту. Самые яркие посты прочитал интернет-обозреватель "Коммерсантъ FM" Олег Филимонов.
Сегодня только одна тема - катастрофа в Ярославле. Основной вопрос, который задается в блогах: почему министр транспорта Игорь Левитин до сих пор не ушел в отставку? Может быть и не впрямую ставится этот вопрос, но все размышления сводятся к этому - почему такое раздолбайство в транспортном хозяйстве.
andrey-kuprikov: "Убийцы известны: владельцы изношенного в хлам борта, барыги, продающие за пол-цены б/ушные детали под видом новых, нефтяные и бензиновые короли задирающие ценник на топливо и заставляющие перевозчиков экономить на всем, чиновники допускающие вылет неисправных бортов, ну и государство, окончательно слетевшее с катушек в погоне за наживой и развалившее авиацию и всю технологию содержания и обслуживания".
master-radar: "Объясните - кто сбивает наши военные и гражданские воздушные суда, топит корабли, выводит из строя ракеты и коверкает спутники, которые ну ни как не могут добраться до расчетной орбиты? Хотя впрочем, что толку, у нас сейчас выборы на носу и посему, как-то непринято о плохом разглагольствовать. По телевизору чиновники все больше о своих достижениях, под чутким руководством верховной власти, рапортуют. А что касается этой нелепейшей трагедии, так тут опять все пойдет по накатанной колее - пошумит денек-другой блогосфера, накажут какого-нибудь мелкого чиновника из технических служб аэропорта, ну а мы с вами, по привычке будем уповать на извечный русский «авось», с затаенной тревогой поглядывая вслед улетающему самолету или уплывающему кораблю".
helenova: "Почему министры других государств подают в отставку - по самым разным причинам? Потому что, принимая пост, принимают на себя бремя личной ответственности. Почему в России министры подобны небожителям? Что бы ни случилось: гибель людей в катастрофах, пожары и экологические бедствия, провал госпрограмм и нацпроектов, обвинения в коррупции, кумовстве, незаконном обогащении и некомпетентности и так далее... они только поправляют слегка покосившиеся нимбы и продолжают сидеть в креслах, как будто бы ничего не произошло в подведомственных им структурах. Что должно случиться, чтобы хоть один российский министр подал в отставку добровольно и публично признал свои ошибки?".
Блог автора - dnevnikfila.livejournal.com

"Коммерсантъ FM", 08.09.2011
http://kommersant.ru/doc/1768448

Юлия КАЛИНИНА: Засуньте честность в задницу / Жизнь глазами домохозяйки
Летать самолетами наших авиакомпаний - нельзя. Потому что никто не знает, что у них внутри, у этих самолетов.
И большие, авторитетные компании, и маленькие «живопырки», как назвал их вице-премьер Иванов, одинаково ненадежны, потому что ненадежна система контроля за техническим состоянием их самолетов и соблюдением правил безопасности полетов.
Да что там - ненадежна! Ее просто нет, этой системы.


Есть чиновники, которые требуют солидных откатов. Есть бизнесмены, которые всеми силами вытягивают прибыль из того, что у них остается после кормления чиновников. Есть прагматичные инспектора, которым главное - урвать свою соточку. Есть механики-пофигисты, которые ставят треснутую деталь, если им так велено, и тут же о ней забывают.
Все они есть. А надежной системы контроля - нет. Поэтому нет никакой гарантии, что там все так, как должно быть, в этих наших самолетах. Узлы и детали не подменены, топливо не разбавлено, а профилактические работы проведены вовремя.
Нет, по документам у них, конечно, всегда все в порядке. Но мы же понимаем, что такое документы в нашей стране.
Если бы мы знали, что ни один инспектор не станет подписывать поддельный акт, а ни один механик не поставит старую деталь туда, где нужно ставить новую, тогда, конечно, полеты не были бы столь рискованными. Но если россиянин верит в то, что оно так и есть, - значит, он просто неадекватен. Не понимает, где живет.
Конечно, люди все разные, кто-то быстрее соображает, кто-то медленнее. Поэтому и прозревают по-разному. Один уже все понял, а другой еще тешит себя иллюзиями. Думает, да, «Як-42» - это все-таки старый самолет. И компания, которая им владеет, какая-то темная. Поэтому мне надо летать «Аэрофлотом», чтобы избежать судьбы хоккеистов «Локомотива».
А кто все понял, тот думает по-другому. Он думает, что вероятность разбиться с самолетом любой российской авиакомпании стала слишком высокой. Шутка ли - пятая авария с начала года! Можно, конечно, сказать, что это трагическая случайность. Тем более что каждая авария - трагическая случайность. Но когда трагических случайностей становится слишком много, они превращаются в неизбежные закономерности. Поэтому хватит мне рисковать. Надо летать «Люфтганзой» и не полагаться на взяточников и пофигистов, уповая на то, чего у них нет и не было отродясь, - честность и добросовестность.
Да даже если бы были! НИКАКАЯ ОТДЕЛЬНО ВЗЯТАЯ ЧЕСТНОСТЬ НЕ МОЖЕТ ЗАМЕНИТЬ СИСТЕМУ, НЕ ПОЗВОЛЯЮЩУЮ НИКОМУ УКЛОНЯТЬСЯ ОТ ПРАВИЛ. Если такой системы нет - засуньте честность себе в задницу.
Придет к начальнику честный механик, скажет: топливо разбодяжено, им нельзя заправлять самолет. Ну его тут же выгонят и приведут другого механика, который заправит чем попало. Вот и все, к чему без системы приводит честность.
После каждой авиакатастрофы власти всегда принимают одни и те же меры. Президент запрещает полеты таким же самолетам, как тот, что разбился, а Генпрокуратура или Ростехнадзор берется за их проверку.
От этих мер ничего не меняется. И не может измениться, потому что они - не из той плоскости, где лежит проблема.
ЧТОБЫ РЕШИТЬ ПРОБЛЕМУ, НУЖНО СОЗДАТЬ СИСТЕМУ, В КОТОРОЙ НЕУКОСНИТЕЛЬНО БУДУТ СОБЛЮДАТЬСЯ ПРАВИЛА - ПРИЧЕМ НЕ ТОЛЬКО В АВИАПЕРЕВОЗКАХ, НО И ВО ВСЕХ ПРОЧИХ СФЕРАХ, ВКЛЮЧАЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ.
Вместо того чтобы упорно, день и ночь, не покладая рук и не жалея друзей-мздоимцев, создавать такую систему, власти действуют так, будто система на самом деле существует. Ее надо только чуть-чуть поправлять проверками и запретами.
Они неадекватны. Не понимают, где живут.
Или, наоборот, прекрасно все понимают, но притворяются тормозами, потому что не умеют и не хотят создавать никакую систему.
В любом случае самолетами российских авиакомпаний лучше не летать. Потому что они будут падать чаще и чаще. Если в стране нет надежной системы, в которой неукоснительно соблюдаются правила, - иначе и быть не может.

Московский Комсомолец № 25741 от 9 сентября 2011 г.
http://www.mk.ru/politics/russia/article/2011/09/08/622012-zasunte-chestnost-v-zadnitsu.html
Примечание: выделение ПРОПИСНЫМИ - моё.

Матвей ГАНАПОЛЬСКИЙ: Команда, без которой нам теперь жить...
Национальное достояние - это не только лидеры страны, которых нельзя возить в одном самолете
Ничего мы с авиакатастрофами сделать не можем.
Они были и будут, пока в каком-то далеком будущем не придумают, как остановившемуся самолету зависнуть в воздухе.
Но пока не придумали, мы дрожим при взлете и посадке, вспоминаем Бога, Аллаха, прочих спасителей и испуганно хватаемся за ручки кресла, попав в воздушную яму.
Рожденный ползать летать не может!
И эти “рожденные ползать” - все мы.
Мы рождены ползать не в философском, Гагаринском смысле - тут мы, конечно, все стремимся к звездам, - а в физиологическом.
У нас нет крыльев, а страх высоты - один из базовых инстинктов самосохранения.
Эта неприятная аксиома касается всех нас - и тех, кто пьет перед полетом валокордин, кто в полете до беспамятства накачивается виски, и тех, кто врет, что самолетов не боится.
Только ненормальный не боится самолетов. И дело тут не в нашей личной смелости.
Ты можешь быть необычайно умным, ты можешь быть физически развит как бог. Но, сев в самолет, независимо от любых своих личных качеств ты пристегиваешь себя к креслу и доверяешь не что-нибудь, а свою жизнь неизвестным тебе гражданам - пилотам, авиадиспетчерам, людям, производящим авиационный керосин, ставящим запчасти, подписывающим документы о годности самолета. Ты доверяешь свою жизнь погоде, сильному боковому ветру и неожиданному обледенению…
Еще раз повторю: тот, кто не боится всего этого, - либо лжец, либо сумасшедший.
Конечно, с каждым годом самолеты падают все реже, они становятся все более надежными. Но они падают. А из этого следует ряд важных вопросов, к авиации совсем не относящихся.
Давайте спросим себя: будете ли вы перевозить ценную хрустальную вазу без упаковки в деревянной тачке? Видимо, нет.
А посадите ли вы своего младенца без страховки в машину, не обложив его какими-то одеялами, не пристегнув его креслице ремнями и не расположив его с наиболее безопасной стороны - справа по ходу машины? Видимо, вы не забудете проделать все эти процедуры, потому что ваза вам дорога, а ваш ребенок - это вообще смысл вашей жизни.
Да, вы уверены в своей машине, вы уверены в своем водительском мастерстве, но вы знаете - в жизни может быть всё!
И тут вы замечаете, что этот принцип - что может быть всё - учитывается даже на государственном уровне. К примеру, президент и премьер страны никогда не летят в одном самолете. Понятно почему - может быть всё и страна не должна остаться обезглавленной. Еще не забылась авиакатастрофа под Смоленском, унесшая не только жизнь президента Польши Леха Качиньского, но и значительную часть польского руководства. И поляки признали, что сажать почти все руководство страны в один самолет было их ужасной ошибкой и нарушением принятых норм.
Но если у охраны лидеров страны существует подобное правильное понимание проблемы безопасности, то почему нет такого понимания у тех, кто сажает в один самолет одновременно всю хоккейную команду “Локомотив”, которая, несомненно, была национальным достоянием России?
Конечно, подобный вопрос может вызвать недоумение.
Так что, воскликнут некоторые, вы предлагаете делить команду? Но если половина команды погибнет, чем это лучше?!
Отвечаю: я вообще не хочу, чтобы кто-то погиб, но это лучше, чем когда погибают все!
Я поднимаю этот вопрос, потому что гибель российского национального достояния - “Локомотива”, входящего в когорту лучших хоккейных команд России, - это не просто авиакатастрофа и горе для семей. Это настоящая долговременная депрессия для всей страны.
Говорят, что все явления можно посчитать в цифрах. Я могу себе представить уровень депрессии страны, обожающей спорт, которая сейчас переживает эту трагедию.
И дело не в том, что на каком-то заводе из-за подобной депрессии выплавят меньше стали или соберут кособокие автомобили. Круги от этой трагедии гораздо шире - возникает ощущение, что в стране всеобщий бардак и что в небе одни “летающие гробы”.
Народная логика проста: “Ну, если погибли ТАКИЕ ребята - наша гордость, то что говорить о нас?!”.
Сажать лучшую команду в один самолет, причем в чартер, конечно, можно, но это можно только тогда, когда ты уверен, что они долетят. Но покажите мне человека, который имеет право быть настолько уверенным?
И это не только наша ошибка - история авиакатастроф полна самонадеянности:
В 49-м году гибнет итальянская футбольная команда “Торино” в полном составе.
В 70-м году гибнет наша волейбольная команда, в Америке гибнет команда по американскому футболу.
В 79-м гибель “Пахтакора”.
В 61-м разбивается вся американская команда фигуристов.
В 87-м в Перу гибнет футбольная команда в полном составе.
В 93-м гибнет футбольная команда Замбии.
Иран, Киргизия, Суринам, Польша, Англия, Уругвай, Алжир…
Как видим, тут многие страны отметились.
На моем столе - бумага с огромным печальным списком жертв, жертв самонадеянности.
“Ничего не случится; все будет в порядке; а почему подобное должно произойти; давайте о плохом не думать; так что, нам теперь всю жизнь перестраховываться?” - вот обычные реплики, которые говорятся в этих случаях.
Может, все и будет в порядке, только хрустальную вазу не везут в телеге.
Да, отсылать команду разными регулярными рейсами - это, конечно, дороже; да, чартерный самолет проверен и заправлен.
Да только пылают обломки этого самолета возле речки, а газеты наполнены заголовками “Беда!”.
Предотвратить авиакатастрофы пока невозможно, но минимизировать возможную беду - вполне по силам. Просто нужно понимать, что национальным достоянием страны является не только шапка Мономаха в Кремле или икона Андрея Рублёва.
Национальным достоянием были и эти молодые ребята, которые своей игрой вдохновляли зрителей их матчей, а жителям Ярославля давали возможность ходить с высоко задранным носом и говорить: “Где вы еще найдете такую команду?!”.
Они заслуживали совсем другой участи.
Я о том, что национальным достоянием бывают не только президенты.
И те, кто держит в руках талантливые человеческие жизни - такие, как команда “Локомотив” из Ярославля, должны относиться к ним как к той самой хрустальной вазе.
Которую нельзя перевозить в тачке.

Московский Комсомолец № 25741 от 9 сентября 2011 г.
http://www.mk.ru/incident/article/2011/09/08/621880-komanda-bez-kotoroy-nam-teper-zhit.html

авария, деньги, система, самолет, отрасли, Ганапольский, авиакатастрофа, проблемы, авиакомпании, авиастроение, контроль, Калинина, безопасность, распад, Минтранс, авиация, министр, транспорт, производство

Previous post Next post
Up