Ситуация с интеграцией детей мигрантов в Москве - критическая

Sep 09, 2011 01:37

Мигрантам хотят запретить привозить в Россию детей
Эксперты обнаружили в Москве районы, где до 25% населения не говорит по-русски
Не исключено, что вскоре трудовым мигрантам запретят привозить в Россию свои семьи. Мнения о том, что законодательные решения на этот счет необходимы, причем, необходимы срочно, придерживается ряд влиятельных членов Совета Федерации РФ. Это стало очевидным во время «круглого стола» в верхней палате российского парламента, на котором обсуждались вопросы, связанные с социализацией детей мигрантов.


Участники «круглого стола» отметили, что ситуация с интеграцией детей мигрантов является критической. В столице имеются школы, где число приехавших из других государств составляет до 70%. Между местными учениками и приезжими часто вспыхивают конфликты. Родители возмущаются происходящим и пытаются устроить детей в школы, где меньше чужаков.
Трудовые мигранты не хотят жить по законам страны пребывания, не желают адаптироваться к её культуре, изучать русский язык. Они замкнуты, не стремятся к ассимиляции.
С учетом этого обстоятельства заместитель председателя комитета Совета Федерации по делам Федерации и региональной политике Василий ПАРФЕНОВ, представляющий Самарскую область, заявил: «Семья (иностранного рабочего - «СП») должна оставаться на родине, куда приезжие могут ездить примерно раз в полгода и отсылать туда заработанные деньги». Подробнее аргументировать свою позицию «Свободной прессе» сенатор отказался. Зато это сделал его единомышленник в этом вопросе член комитета Совета Федерации по делам Содружества независимых государств Вадим ГУСТОВ. Он сказал:
- Серьёзной проблемой является поведение представителей этнических диаспор в школах. Многие классы московских школ более чем наполовину состоят из детей, приехавших из других стран. Нередко там случаются потасовки между ними и другими учениками.
«СП»: - Кто должен решать подобные конфликты?
- Дирекция школ и родители.
«СП»: - А власть?..
- Не придёт же в школу президент или министр внутренних дел?
«СП»: - Вы поддерживаете мнение о том, что трудовые мигранты не должны привозить в нашу страну свои семьи?
- Думаю, что им не следует этого делать.
Чем продиктована столь предельно заостренная постановка вопроса? Жители московского района Чертаново Северное говорят, что проблема «других» детей в школах для них самая важная.
- Мы занимаемся развитием детей с пелёнок: определяем на занятия танцами, музыкой, рисованием. Они изучают иностранные языки, мы учим их культуре общения. А многие дети мигрантов выросли в аулах или на рынках и в подвалах домов, куда вселяют дворников. Они совершенно не умеют себя вести: во время уроков могут устроить драку или собрать вещи и уйти. Для одноклассников и учителей такие дети - большая проблема, - говорит жительница Балаклавского проспекта Анна.
- Чему может научить педагог, если половина учеников не говорят по-русски! Мы готовы возить своих детей хоть на другой конец Москвы, но в класс, где нет чужих, - поддерживает Анну жительница улицы Сумской Ирина.
Процесс остановить невозможно
- Если дети из других государств приехали сюда, они должны иметь право на обучение и лечение, - говорит заместитель заведующего кафедрой ЮНЕСКО «Международное (поликультурное) образование и интеграция детей мигрантов в школе» Московского института открытого образования Людмила КОСТЫЛЁВА. - Наша кафедра готовит педагогов для обучения детей мигрантов русскому языку. Дети в нашу страну приезжают разного возраста, из разных социальных групп. Мы выпускаем пособия для детей всех возрастов, слабо владеющих, любо не владеющих русским языком. Разрабатываем программы обучения. В некоторых московских школах существуют классы, в которых детей мигрантов обучают русскому языку. Проблема в том, что многие родители не имеют возможности возить своих детей на уроки русского языка из одного округа в другой. Занятия по обучению русскому языку проходят после окончания остальных уроков.
Мы обучаем и педагогов, которые затем учат русскому языку детей дошкольного возраста в детских садах.
«СП»: - Какое количество педагогов в год выпускает кафедра?
- Краткосрочные курсы по методике изучения русского языка, которые длятся 72 часа, ежегодно заканчивают 100-120 человек. Длительные курсы проходит приблизительно такое же количество… Они получают специальность «теория и методика обучения русскому языку как иностранному».
«СП»: - Кто приходит обучаться на кафедру?
- Приходят педагоги начальной школы, логопеды, дефектологи, психологи, библиотекари, преподаватели русского языка и литературы, иностранных языков, воспитатели из детских садов.
У нас интенсивные курсы, особые учебники, это позволяет обучающимся в короткий срок получить необходимые навыки.
Процесс приезда в нашу страну жителей бывших советских республик остановить невозможно. Поэтому нужно сделать всё, чтобы они смогли адаптироваться здесь.
Дети из разных стран: Афганистана, Узбекистана, Таджикистана, которые уезжают отсюда, пишут нам очень добрые письма, дружат между собой. Проблема, о которой говорили в Совете Федерации, надуманная. Дети всегда могут найти общий язык.
«СП»: - Какой период дети обучаются русскому языку?
- Большинство один год, некоторые два… Наши учителя совершают подвиг: не только обучают ребятишек из других стран русскому языку, но и учат их жить в новом обществе, воспитывают их.
«СП»: - Как реагирует руководство школ на открытие классов для обучения русскому языку детей мигрантов?
- По разному… И родители других учеников реагируют по-разному. Некоторые не хотят, чтобы их дети учились в школах, где обучается много детей из других стран. Но что значит «много»? В каждой школе разное количество детей-иностранцев. В Южном округе их значительно больше, чем в Центральном. Если возникают конфликты между детьми разных национальностей, их должна решать администрация школ. В некоторых школах такие проблемы решались.
«СП»: - В каких?
- Не могу назвать конкретные школы… Это может повлечь нехорошие последствия.
В 12 московских школах действуют структурные подразделения по обучению детей русскому языку (тех, кто совсем не владеет им), а в 250 школах имеются группы по обучению русскому языку (для детей, мало-мальски говорящих по-русски).
Сегодня в столичных школах обучаются 750 тысяч учащихся, из них около 70 000 - приехавшие в Москву.
Аспирант социологического факультета Российского государственного гуманитарного университета Александр МАКАРОВ провёл исследование, посвящённое особенности этнокультурной адаптации детей мигрантов в московских школах. Он написал: «Сегодня вряд ли существует безусловная, толерантная среда в московских школах. Четверти опрошенных школьников, коренных жителей Москвы, не нравится, что с ними вместе учатся представители других народов, 55% относятся к ним с безразличием, и только 20% были бы им искренне рады. Московские школьники среди основных трудностей в общении с представителями других национальностей называют то, что они не хотят общаться с ними, общаются только между собой (22%). Не нравится их манера общения, тон (26%), агрессивное поведение (11%). Дети мигрантов не понимают наших традиций и обычаев (9%)… Социальная адаптация детей мигрантов в московских общеобразовательных школах происходит скорее стихийно… Не является пока целенаправленной программой гражданских сообществ. Ни один из субъектов образовательной среды не готов полностью к обучению таких детей. Это касается педагогов, которые имеют малый опыт и навык в работе с этническими мигрантами, администрации школ, не идущей навстречу, а также русских сверстников, которые зачастую относятся к ним с непониманием или враждебностью».
Качество обучения резко снижается
В июне мэр столицы Сергей Собянин сообщил, что эксперты обнаружили в Москве районы, где до 25% населения не говорит по-русски, а из-за огромного количества учеников из других стран в школах введены дополнительные курсы русского языка.
Представитель таджикской региональной общественной организации «Сомониён» Зиёратшо КОДЫРОВ возмущен утверждением членов Совета Федерации о том, что дети мигрантов не желают учиться: « В Москве проживает много таджикских семей, приехавших сюда давно. Их дети выучились, внуки выучились. Некоторые учились за границей».
«СП»: - Члены Совета Федерации также сказали, что мигранты не желают жить по законам страны пребывания, не желают адаптироваться к её культуре. Они замкнуты, не хотят ассимилироваться.
- Люди заняты решением собственных проблем, которых у них множество. Они мало общаются между собой, поскольку заняты своими семьями. Я бы не сказал, что они не желают ассимилироваться. Я с семьёй живу в Москве уже около 20 лет. Мои дети родились здесь. Я защитил докторскую, у меня более 300 научных работ, 7 монографий. Мой сын окончил МГИМО, сейчас учится в Великобритании, старшая дочь окончила медицинский университет, младшая дочка учится в 11 классе, отличница.
По словам эксперта Всероссийского фонда образования Олега СЕРГЕЕВА, даже если в классе несколько учеников-иностранцев, слабо владеющих русским языком, качество обучения резко снижается: «Особенно негативно это отражается в младших классах. Проблема требует немедленного решения. Детей мигрантов очень много. Если их учить - произойдёт то, что случилось в Париже и Лондоне».
Недавно председатель движения «Таджикские трудовые мигранты» Каромат Шарипов заявил в эфире «Русской службы новостей»: «В наших деревнях все поколения школьного возраста готовятся выехать на территорию российского государства».

"Cвободная пресса", 05.09.2011
http://svpressa.ru/society/article/47457/

Московское столпотворение
Каждый 4-й подросток в столичной школе хотя бы раз в год участвует в конфликтах на национальной почве
5 сентября «Свободная пресса» опубликовала статью «Мигрантам хотят запретить привозить в Россию детей». В ней приведены неслыханные еще недавно факты: в Москве уже существуют районы, где до 25% жителей не говорят по-русски. В городе имеются школы, где число приехавших из других государств детей составляет до 70%. Согласно одному из опросов, 1/4 московских школьников, коренных жителей Москвы, не нравится, что с ними вместе учатся представители других народов, 55% относятся к ним с безразличием, и только 20% приезжим искренне рады.
Вместе с тем это реальность, с которой ничего невозможно поделать. Но ее надо изучать, чтобы понять, как жить дальше в быстро меняющемся российском обществе. «Свободная пресса» обратилась в ИНСТИТУТ ЭТНОЛОГИИ И АНТРОПОЛОГИИ РАН. Там нас познакомили с ПОСЛЕДНИМИ ИССЛЕДОВАНИЯМИ на эту тему, проведенными в Москве.
Столичный Вавилон
По данным официальной статистики в Москве проживает более чем 130 национальностей и народностей. Если сравнить динамику численности некоторых городских диаспор в 1994-2002 гг., можно увидеть весьма существенные темпы прироста иноэтничного населения. Так, численность азербайджанцев выросла на 320%, узбеков на 240%, казахов на 70%, башкир на 30%, таджиков на 707%, киргизов на 31%, чеченцев на 391%, туркмен на 99%, кабардинцев на 7%, ингушей на 307%. И только численность татар уменьшилась на 3%, вероятно, в связи с процессами ассимиляции.
Численность различных мигрантских групп и этнических общин Москвы эксперты оценивают следующим образом: азербайджанцы - от 800 тыс. до 1 млн человек и более (400 тыс. из них имеют российское гражданство, по всей России проживает до 2 млн азербайджанцев); татары - от 250 до 500 тыс. человек; таджиков - до 600 тыс.; чеченская община, по разным данным, достигает от 80 до 150 тыс. человек.
Структура прямого миграционного потока в Москву на протяжении последних лет претерпела изменение. В 1995 году 75% мигрантов прибыли в столицу из различных регионов России. Но уже к 2003 году доля внутренних российских мигрантов превысила 91%. Роль международной миграции сократилась с 25% до 9%, причем сокращение затронуло как долю миграционных потоков из стран СНГ и Балтии, так и старого зарубежья.
Наибольшие изменения в сравнении с концом 90-х гг. затронули южные и юго-восточные районы Москвы. По данным регистрационной базы ЗАГС за 1993-2003 гг., совокупная доля этнических групп в этих районах выросла с 5 до 15% (в несколько меньшей степени это характерно и для севера города). Немаловажный фактор при выборе мигрантом места жительства - его близость к местам проживания родственников или месту работы (в большинстве случаев это рынки, стройплощадки и предприятия общепита). По-прежнему актуально тяготение к церкви, костелу или мечети.
Наибольшая концентрация иммигрантов наблюдается в районах со сравнительно дешевым жильем. Больше всего выходцев с Кавказа на востоке (Метрогородок, Гольяново, Измайлово, Вешняки, Новокосино, Ивановское, Кузьминки, Текстильщики и Люблино) и юге Москвы (Чертаново, Бирюлево, Зябликово, Орехово-Борисово, Братеево). Кроме того, обеспеченные представители армянской диаспоры предпочитают центр (Замоскворечье и Таганка), а также кварталы Сокола и Аэропорта. Азербайджанцы селятся в основном на юго-западе (Теплый Стан и Бутово), в центре (Замоскворечье), в Химках и Гольянове.
Почти по всему городу достаточно равномерно расселились татары: практически весь центр, северо-восток (вдоль Проспекта Мира и Ярославского шоссе), север (Алтуфьево), а также юго-восток (Волгоградский проспект) и запад (ближе к Можайскому шоссе). Традиционной зоной расселения татар еще с советских времен остается Марьина Роща.
Выходцы из Юго-Восточной Азии в основном обосновались на северо-востоке и востоке города. Китайцы живут в районе ВДНХ и в Измайлово, а также в Очаково и на Автозаводской. Очень много китайцев проживает в общежитиях на улице Панфилова (всего таких общежитий в городе около 30), Дмитровском шоссе, на Студенческой и на Палехской улицах.
Обращают внимание следующие три факта. Во-первых, НАИБОЛЕЕ КРУПНЫМ МЕНЬШИНСТВОМ ЯВЛЯЮТСЯ ОБОБЩЕННЫЕ «КАВКАЗЦЫ», чья доля в населении города достигает 4,5 %. Во-вторых, ПОДАВЛЯЮЩАЯ ЧАСТЬ МОСКОВСКИХ ДИАСПОР И МИГРАНТОВ - ЭТО ВЫХОДЦЫ ИЗ РЕГИОНОВ, ГДЕ ТРАДИЦИОННО ИСПОВЕДУЕТСЯ ИСЛАМ (хотя доля глубоко верующих среди и православных, и мусульман не превышает 2-6 %). В-третьих, ЗНАЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ИНОЭТНИЧНЫХ ГРУПП ПРОЖИВАЕТ В МЕГАПОЛИСЕ НЕДАВНО, 10-15 ЛЕТ. Таким образом, этнический состав городского населения изменился быстрыми темпами.
*
Война и мир за школьной партой
По данным опроса Центра социологии и образования РАН, в течение года каждый 4-й подросток в той или иной степени участвует в конфликтах на национальной почве. При этом каждый 10-й школьник сам готов провоцировать такие конфликты.
Как показало исследование, проведённое в одной из школ Беслана, осетинские мальчики чаще, чем русские или армянские, прибегают к «непрямой физической агрессии», в том числе и для нападения. То есть для победы над противником используются какие-то подручные предметы, или физическая сила других людей. Девочки тоже используют эти методы, но только как способ отражения чужой агрессии.
Важнейшее различие в поведении подростков - гендерное. Мальчики ведут себя в ссорах иначе, чем девочки, независимо от национальности - чаще используют угрозы и физическую силу, тогда как девочки чаще пытаются ослабить конфликт, а для агрессии используют непрямые вербальные методы - скажем, распространение слухов и сплетен.
При этом, независимо от национальности, дети убеждены, что любой конфликт должен быть улажен, причём извиняться за своё дурное поведение обязан агрессор. При этом с нейтральными одноклассниками, недрузьями примириться проще - так как вокруг такой ссоры нет особых эмоциональных переживаний.
Исследователи пришли к выводу, что при длительном общении школьники-мигранты, как правило, усваивают нормы поведения этнического большинства и адаптируются к местным нормам поведения. Скорость адаптации зависит от многих факторов: возраста, пола, образования, исходных психологических установок на интеграцию в социуме.
«В случаях хорошего климата в школе и инкорпорированности детей мигрантов в группировки одноклассников их интеграция происходит быстрее и эффективнее. Не последнюю роль в этом процессе играют школьные учителя, на них ложится задача правильного освещения феномена культурных различий и стимулирование положительного интереса между представителями разных этносов» - заключают исследователи.
Семейные уроки
Кроме школьного коллектива, где мигранту волей-неволей приходится общаться со сверстниками, непосредственное влияние на учеников-мигрантов оказывает семья. Важно, на каком языке говорят с детьми родители, какие соблюдаются правила и ритуалы.
Армяне
Исследователи интервьюировали 14 армян, из них трое - родились в Москве, четверо живут в Москве более пяти лет, семеро - приехали в Москву менее пяти лет назад. Почти все опрошенные говорят дома на армянском и русском языках. В семьях, проживающих в Москве более пяти лет, «говорят дома на русском, родители редко на армянском, дети понимают, но плохо разговаривают по-армянски».
«За столом строго соблюдаются свои места, отец сидит «наверху», т.е. во главе стола, обычно напротив двери, мать или рядом с ним, или ближе к кухонной утвари. Если отца нет, то на его место может сесть старший сын или мать. Посуда в семье, за редким исключением, общая.
Все дети отметили почтительное отношение к гостю, так, при гостях «мать сидит с краю», хозяева, «если понадобится, уступают свои места». При этом отмечается, что, «папа сидит на своем месте, мама рядом с папой».
Особо респонденты подчеркивают уважительное отношение, «осмысленное уважение к старшим». «Мы, младшие, встаем, старшие садятся». При пожилом человеке «веду себя скромно, с уважением». Если приехала пожилая родственница, то «радоваться нужно, угостить ее». Мальчики отмечают, что «если нужно сделать выбор, то надо посоветоваться с родителями, они помогут, скажут, как правильно сделать». Девочки при входе старшего могут привставать, говоря о незнакомых мальчиках, которые могут прийти в гости, девочки отмечают то, что они не обратят внимания на них.
На вопрос, что сохранилось свое, армянское, дети называют язык, традиции, «то, что в церковь каждую неделю ходим», вероисповедание, армянскую еду и армянские праздники.
Азербайджанцы
Были взяты интервью у трёх азербайджанцев, все они родились и выросли в Москве.
Один респондент рассказал, что у них в семье «посуда у каждого своя, если разбилась, то некоторое время можно брать посуду у кого-либо из членов семьи, потом покупают и снова своя». При этом гости едят из отдельной посуды. В семьях других респондентов такое правило не соблюдается.
За столом отец сидит во главе, напротив окна, сын чаще всего напротив отца. У женщин нет определенного места за столом, они садятся «кому как удобно». Женщины могут есть отдельно от мужчин, и уже после них едят дети. Последние сидят ближе к двери.
К пожилому человеку дети относятся с уважением: «я встану, поприветствую», «конечно, уступаем всегда, потому что вдруг несчастье какое случится».
Один респондент отметил, что дома братья и сестры говорят по-русски, «привыкли, потому что папа и мама иногда к нам обращаются иногда по-азербайджански, иногда по-русски». Остальные дома говорят на азербайджанском, при этом «мама говорит на русском, боится, что русский забудем».
Девочка рассказала, что ей папа «говорит, что нельзя с мальчиками общаться, а мама говорит, если мальчик тебе плохое слово сказал, ты ему ответь». Если в гости придет незнакомый мальчик, она его выгонит. Особо отмечается желание делать намаз, «делают с 9 лет и до смерти».
Вайнахи
Было взято интервью у 9 чеченцев и 7 ингушей, из них только четыре человека живут в Москве больше пяти лет. Все опрошенные отметили традиционное соблюдение мест за столом. Так, отец сидит во главе стола, обычно это ближе к окну или напротив двери. Мать садится чаще всего напротив отца, дети вокруг них. «За столом у каждого свое место, кричат, если кто-то сел не на то место».
Гостей усаживают на самые почетные места, это может быть самый мягкий стул, расположенный ближе к окну, там где мама или папа сидит. Сначала едят мужчины, потом женщины, без детей. «Гости мужчины едят отдельно от женщин и детей, дети едят самыми последними». Ночуют гости в гостиной (родительской), если это мужчины, то мать спит в детской. Когда гости ночуют, им отводят тоже самые лучшие места.
Если в комнату входит гость, все дети отмечают, что по этикету младший обязательно должен встать, мальчик может просто привстать. То же правило соблюдают дети и при входе отца в комнату - «папа пришел, резко встали, поздоровались и ушли».
Перед телевизором у каждого свое место, строго соблюдается. Многие отмечают наличие своей любимой посуды, но при этом брать чужую разрешается. На улице дети начиная с семи лет всегда по традиции идут впереди родителей. Соблюдение этой традиционной нормы отмечают все респонденты. В метро первой садится мама, потом папа, затем от младшего к старшему. Мальчики не заходят в спальню девочек. «Если в машине едешь, то нужно уважение оказывать, дверь открывать, нельзя взрослому дорогу пересекать, любому человеку, всегда здороваться».
Все респонденты отмечают знание родного языка и русского. Дома чаще всего говорят на чеченском (ингушском), иногда на русском, или говорят с родителями на чеченском, а с братьями и сестрами - на русском. Отмечают и желание соблюдать намаз.
Все дети отмечают, что их поведение со сверстниками в Москве изменилось. «Здесь я веду себя спокойней и свободней, чем там» (в Грозном). «С мальчиками мы там вообще не общаемся, здесь, как хочу, могу подойти спокойно, ударить. Мой старший брат как хочет, так себя и ведет. Там ведут себя смирно, а тут как хотят».
«С девочкой нельзя сидеть, на личные темы разговаривать, но, если она из класса, то можно». «Поведение здесь изменилось, всё изменилось. Когда приехал, был стеснительным, уступал друзьям, сейчас увидел как все, не стесняюсь, научился не уступать. С одноклассницами, конечно, веду по-другому, обычаи там другие, с девчонками у нас не особо можно общаться, гулять, а здесь можно гулять с девчонками. Привык к новым нормам поведения за 2-3 месяца».
«Если честно, если бы я там жила, то я бы намного себя скромнее вела, здесь можно больше смеяться на людях. С мальчиками там можно спокойно разговаривать, но не так, чтобы на улице перед всеми оживленно беседовать. Здесь традиции другие и это более позволительно».
Хотя девочки отмечают и соблюдение традиционных норм общения с мальчиками: «Я с мальчиками не болтаю, даже не подхожу, соблюдаю традиции», мальчики же соблюдают традиции только со своими девочками: «К одноклассницам можно притронуться. Если чеченка, - то нельзя. Если нечеченка, то как здесь принято».
Дети отмечают также, что здесь хорошо общаются с одноклассниками, в школе отношения хорошие. «Русские и чеченские мальчики хорошо общаются, в гости ходят». Хотя отмечают и интолерантное отношение со стороны взрослых: «соседка в подъезде нас ненавидит, она всех ненавидит, так нас боится».
Русские
Участие в опросе приняли и 25 русских детей. Дети отмечают, что за обеденным столом чаще всего рассаживаются, кто как хочет, «кто первый встал, того и тапки». В редких семьях есть глава стола, там сидит или отец, или мать, последняя может там сидеть даже, если семья полная.
Часто дети отмечают, что в семье не принята совместная трапеза, каждый член семьи ест в то время, когда ему удобно, и там, где ему удобно. Дедушка может сидеть и на самом непрестижном, с точки зрения представителей других культур, месте. «Каждый ест у своего телевизора». Гости обычно садятся, кто как захочет, кому как удобно.
Гости редко ночуют, если же они остаются, то в большинстве случаев их кладут на свободные места, на пол. Хозяева чаще всего остаются спать на своих кроватях.
Многие опрошенные отмечают наличие любимой посуды у каждого члена семьи, чаще всего ею пользуется один человек. Телевизор смотрят, «кто как уткнется, кто-то с дивана, кто-то с кресла». Отмечают также полное равноправие всех членов семьи: ребенок может сказать отцу, чтобы он смотрел телевизор потом, так как «я сюда пришёл раньше». Когда входят старшие, дети обычно не встают. Если это пожилой гость, то предлагают ему сесть.
Таким образом, дети из семей мигрантов с Кавказа строго соблюдают нормы и традиции пространственного и невербального поведения в семье, а также со взрослыми и детьми своей национальности, но в школе в условиях иноэтничного окружения с другими нормами поведения они начинают вести себя в соответствии с нормами, принятыми среди москвичей», - отмечают исследователи.
Сами авторы исследования научный сотрудник института этнологии и антропологии РАН Валентина БУРКОВА и социальный антрополог, аспирант института этнологии и антропологии РАН Юлия ФЕДЕНОК не считают свои исследования оконченными, а данные - полными. Так как вокруг темы взаимоотношений «местных» и «понаехавших» очень много стереотипов, то «СП» решила задать уточняющие вопросы именно с точки этой зрения.
«СП»: - Подростки народов Кавказа воспринимаются российским обществом, русскими как более агрессивные, стремящиеся доминировать. Насколько это мнение подтверждается результатами исследования?
- Да, в ходе нашего исследования мы обнаружили, что при общении дети и подростки народов Кавказа общаются на более близкой дистанции по сравнению с детьми русской этничности, первые более экспрессивны, говорят громче, чаще прикасаются друг к другу и смотрят в глаза. Все это носителями других норм пространственного поведения, например, русскими, которые более замкнуты, может восприниматься как агрессия. С другой же стороны представители народов Кавказа могут воспринимать русских как холодных, невежливых и странных, опять-таки за счёт разницы в невербальном поведении.
Кроме того, наши исследования показывают, что у осетин и армян уровень агрессии выше, но у них же и выше уровень примирения.
«СП»: - Ещё один распространённый стереотип, что «кавказцы держатся друг за друга, а русские - нет». Действительно ли кавказские подростки чаще привлекают посторонних в конфликтной ситуации (родственников, друзей, знакомых)? Можно ли то же сказать о русских подростках?
- Нет, это неправильно. Если сравнивать отдельно русских и осетин или армян, то русские дети и подростки чаще обращаются за помощью третьих лиц в конфликтах. Но если мы возьмём ситуацию, как кавказцы действуют, находясь в иноэтничном окружении - это так, они сплачиваются.
Но точно также поступают и русские дети, которые живут и учатся на Кавказе. Русские дети, которые, например, учатся во Владикавказе среди преимущественно осетин, больше дружат именно с русскими детьми и могут действовать коллективно. Таким образом, тут не вопрос этничности, а вопрос ситуации.
«СП»: - Можно ли сказать, что традиционная культура выходцев с Кавказа и Средней Азии ведёт к социальной сегрегации - «свои со своими»? Или причина образования замкнутых мононациональных общностей - в отторжении национальным большинством?
- Cоциальной сегрегации в классическом ее понимании ни в Москве, ни в России не наблюдается. Говорят о некоторых тенденциях и возможностях такого. Тяга к своим и непринятие чужих - одно из универсальных свойств человеческой психики, что проявляется у представителей различных культур по всему земному шару.
Если говорить о причинах замкнутости иноэтничных представителей в полиэтничном принимающем обществе, то тут и тяга быть со своими, и отторжение принимающего общества, и много еще каких факторов играют роль (например, незнание языка принимающего общества, невозможность устроиться на хорошую работу и пр.).
Помимо этого играет очень огромную роль национальная политика в данной конкретной стране в данное конкретное время, состояние экономики. При плохих условиях жизни принимающее общество всегда плохо принимает мигрантов и видит в них угрозу, а зачастую и причину своих бед, хотя в действительности чаще все прямо наоборот. Этим стереотипом успешно пользуются политики.
«СП»: - Есть ли обратное влияние меньшинств на большинство? Усваивают ли русские подростки какие-то элементы «пришлых» культур, повадки, жесты, привычки? Если да, то хорошо бы услышать о примерах.
- Да, есть. К примеру, при разговоре с армянами русские дети говорят значительно громче, как это принято в армянской культуре, а при общении с вайнахами (ингушами и чеченцами) - наоборот, гораздо тише, как принято у вайнахских народов.
С другой стороны, русские во Владикавказе ведут себя не так, как русские в Москве. Окружающее большинство на них влияет, и они адаптируются к нему.
«СП»: - Что касается социальной адаптации, принятия норм большинства - начиная с какого возраста восприятие человека «консервируется», т.е. с какого возраста ассимиляция в школе или других коллективах перестаёт быть эффективной, или становится менее эффективной?
- Наши наблюдения показывают, что нормы принимающего общества - я подчеркиваю, что речь идёт о нормах невербальной коммуникации - усваиваются к старшему подростковому возрасту, т.е. к 15-16 годам. В старших классах или в университете подростки и молодые люди ведут уже себя так, как принято в их культуре, и изменить это порой бывает уже невозможно (если только есть мотивация у самого человека менять свое поведение).

"Cвободная пресса", 07.09.2011
http://www.svpressa.ru/society/article/47425/
Примечание: выделение ПРОПИСНЫМИ - моё.

Кавказ, социология, Москва, мигранты, национальности, дети, школа, конфликты, язык, русский язык

Previous post Next post
Up