Отечественная Фемида под следствием
Эксперты ставят под сомнение избирательную практику российского правосудия
Квалификационная коллегия судей Новосибирской области на днях дала согласие Следственному комитету РФ на возбуждение уголовного дела в отношении судьи Кировского районного суда Ирины Глебовой. Поводом для обращения главы СКР Александра Бастрыкина стало решение Глебовой в пользу отца-наркомана, который после восстановления его в родительских правах убил свою двухлетнюю дочь. Эксперты, не оправдывая судьи, ставят под сомнение избирательную практику российского правосудия, ОХОТНО ОТКЛИКАЮЩЕГОСЯ НА ЖАЛОБЫ СЛЕДОВАТЕЛЕЙ И ПРЕНЕБРЕГАЮЩЕГО ОБРАЩЕНИЯМИ ГРАЖДАН.
Положение «О квалификационных коллегиях судей РФ» (ККС) дает возможность обратиться в эти органы каждому россиянину, недовольному решением того или иного судьи.
Таких ходатайств - море. Однако, сообщил депутат Государственной Думы юрист Вадим СОЛОВЬЕВ, ТОЛЬКО 5% ТАКИХ ОБРАЩЕНИЙ СУДЕЙСКОЕ СООБЩЕСТВО УДОВЛЕТВОРЯЕТ. В ЭТИ 5%, УТВЕРЖДАЕТ ПАРЛАМЕНТАРИЙ, И ВХОДЯТ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ. В ОСТАЛЬНЫЕ 95% - ОБЫЧНЫЕ ГРАЖДАНЕ, ПЫТАЮЩИЕСЯ ОСПОРИТЬ ТО ИЛИ ИНОЕ СУДЕБНОЕ РЕШЕНИЕ. Обращения граждан в квалификационную коллегию, подчеркивает Соловьев, словно падают в бездонную бочку: «Людям пишут отписки».
Судейское сообщество особенно внимательно прислушивается именно к следствию, прикидывая последствия своих ответов, утверждает судья Конституционного суда в отставке ТАМАРА Морщакова: «Кто может возразить следствию? Никто! Против мнения гражданина работает многое. Ведь Следственный комитет - орган, который и против судьи может начать рассматривать дело. Представьте, СК обращается в судейское сообщество с ходатайством о начале преследования судьи: тому по-настоящему страшно. А что такого страшного может сделать гражданин - из того, на что отреагировало бы судейское сообщество? Ничего».
Судейское сообщество, уверена эксперт, не выполняет возложенную на него функцию: «Когда его создавали в начале 90-х, стояла задача защиты судьи от необоснованных преследований со стороны правоохранительных органов». Тогда случались перекосы в деятельности квалификационных коллегий, напоминает собеседница: «Как говорится, они «защищали своих негодяев». С этим давно покончено, потому что теперь судьи боятся, что сами попадут под дамоклов меч правоохранителей».
По мнению доцента Московской государственной юридической академии Александра ЕРМОЛЕНКО, следует учесть отечественную правоохранительную практику: «НАШИ СУДЬИ ОХОТНО СОГЛАШАЮТСЯ СО СЛЕДСТВИЕМ. ОНИ СТАНОВЯТСЯ ОРУДИЕМ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ. Это негативный момент - СУДЬИ ОТЧЕТЛИВО ПОНИМАЮТ, КАКИМИ МОГУТ ОКАЗАТЬСЯ ДЛЯ НИХ ПОСЛЕДСТВИЯ НЕСОГЛАСИЯ. Таким образом, демократический ПРИНЦИП РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ ПОДМЕНЯЕТСЯ ПРИНЦИПОМ РАЗДЕЛЕНИЯ ФУНКЦИЙ».
Председатель комиссии ОП по общественному контролю за деятельностью правоохранительных органов и реформированию судебно-правовой системы Анатолий КУЧЕРЕНА уверен: разница между гражданами и представителями властей, обращающимися в коллегии судей, существует: «Следственный комитет и граждане не равны в правах. Люди, обращающиеся к нам в Общественную палату, получают отписки из коллегии судей».
Как правило, отмечает собеседник, гражданам отвечают, что нарушение, допущенное судьей, несущественно или его не было вовсе: «Человек остается один со своей бедой. Отсюда растет недовольство граждан в целом к работе судебной системы».
Для того, чтобы уравнять права граждан и органов государственной власти в этой области, очень важно понимать - если судья нарушает закон, необходимо добиться его увольнения, говорит Кучерена: «И квалификационные коллегии должны уделять жалобам граждан такое же внимание, как и представлениям госорганов».
Думается, именно здесь слабое звено российской власти: СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ ПЕРЕСТАЕТ БЫТЬ ОТДЕЛЬНОЙ ВЕТКОЙ - ОНА ПРОРАСТАЕТ НА КРАЮ ВЛАСТИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ. И САМЫМ ЕСТЕСТВЕННЫМ ОБРАЗОМ НА ТОМ ЕЕ ФЛАНГЕ, ГДЕ СОСРЕДОТОЧЕНЫ СИЛОВЫЕ ОРГАНЫ. Такого рода манипулятор, однако, хоть и удобен в обращении, но никогда не заменит живой «руки». И уж тем более - отдельного механизма, призванного контролировать действие остальных институтов.
ТЕНДЕНЦИЯ СРАСТАНИЯ ВЕТВЕЙ ВЛАСТИ - болезнь, свойственная не только суду и госорганам. Достаточно вспомнить второстепенную роль парламента, который так и не стал в России местом для дискуссий. Всеобъемлющее влияние исполнительной власти мешает и ей самой: лишаясь контроля со стороны независимого суда, госорганы отказываются от тормозов, вызывая в обществе глухое сопротивление. А также и от обратной связи, которую не могут заменить искусственные образования типа Народного фронта.
"Независимая газета" от 07.09.2011
http://www.ng.ru/politics/2011-09-07/1_femida.htmlПримечание: выделение ПРОПИСНЫМИ - моё.