Социолог Борис КАГАРЛИЦКИЙ о ЕГЭ: Сказки про мальчика из деревни

Aug 30, 2011 11:35

Мы сталкиваемся с проблемой, когда элитарное образование хочет получить для себя определенные преимущества, уничтожив образование как таковое. Задача страны - качественное массовое образование. Это огромное количество людей, которые у себя на местах получают хорошие знания. Это хорошие университеты в провинциях. Это хорошие школы в каждой деревне. И это реальные равные возможности для всех

Сказки про мальчика из деревни


Самое удивительное с ЕГЭ - это то, что все скандалы, которые происходят, были предсказаны заранее. Это как в научной фантастике, когда точно описано будущее событие. О том, что в Интернете будут выложены результаты, и о том, что после Владивостока решать задания по ЕГЭ нет никакого смысла, потому что они будут стопроцентно известны всей остальной стране, говорилось уже три года назад.
Самое забавное даже не это. Когда я стал обсуждать этот скандал с прошлогодним выпускником, он сказал: «А что? В прошлом году было то же самое. Мы все всё списали, я не знаю даже никого, кто бы не списал. Им просто понадобился год, чтобы это обнаружить».
Нам говорят о новациях, о демократизации. Начнем с того, что СИСТЕМА ПОСТРОЕНА НА ТУПОМ ФОРМАЛИЗМЕ, ТУПОМ КОНТРОЛЕ. ЛЮБАЯ ПОПЫТКА НЕФОРМАЛЬНОГО ПОДХОДА К УЧЕНИКУ НЕВОЗМОЖНА В ТЕСТОВОЙ СИСТЕМЕ. Защитники ЕГЭ говорят - но ведь и раньше списывали на экзаменах. Правильно. Но раньше списывание на экзаменах не было проблемой. Если ученик готовится к устному экзамену и даже залез в учебник или шпаргалку, то я как преподаватель задам ему дополнительный вопрос. И сразу выясню, списал он или нет. Часто преподаватели вообще не мешают студенту списывать. Нас не это волнует. Нас волнует понимание предмета. И как раз этот момент тестами не проверяется.
МЫ СОЗДАЛИ СИСТЕМУ, В КОТОРОЙ НЕВОЗМОЖЕН КОНТРОЛЬ ИМЕННО ЗНАНИЙ И ПОНИМАНИЯ, - МЫ ИМЕЕМ ЛИБО КОНТРОЛЬ ПАМЯТИ, ЛИБО СОРЕВНОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ: мы у них отнимем мобильные телефоны, они достанут вторые. Мы второй отнимем, а у них третий еще где-нибудь запасен. А вообще, они уже давно не мобильным телефоном пользуются, а у них в ухе какой-то жучок. И вообще-то говоря, в шариковую ручку можно вмонтировать современное устройство. Единственный, кстати, способ - всех раздеть догола, как на зоне. Все равно все будет коррумпировано, продажно, но видимость контроля будет создаваться.
Второй пункт - НАМ ГОВОРЯТ, ЧТО ЕГЭ - СРЕДСТВО БОРЬБЫ ПРОТИВ КОРРУПЦИИ. МЫ ПОЛУЧАЕМ КОРРУПЦИЮ В ГРАНДИОЗНЫХ МАСШТАБАХ. СЕЙЧАС ПРОИСХОДИТ ПЕРЕХОД ОТ РЕМЕСЛА К ИНДУСТРИИ. ВСЕ ПОСТАВЛЕНО НА ТЕХНИЧЕСКУЮ ОСНОВУ, СТАЛО МАССОВЫМ, МАСШТАБНЫМ.
Что за этим стоит? Две вещи. Первое - нежелание защитников ЕГЭ вообще слушать специалистов, родителей, учителей, считаться с любыми аргументами. Они как попугаи повторяют одно и то же. И второе - нам все время рассказывают сказки про несчастного мальчика из далекой деревни, который, как Ломоносов, пешком придет и попадет в Высшую школу экономики. Наши интеллектуалы хотят, чтобы мальчика из деревни им доставили прямо в Высшую школу целеньким, живехоньким. Если вы, ребят, такие народники, поезжайте сами в деревню, поучительствуйте там, как делали настоящие народники. Хорошо, у нас вся Высшая школа экономики будет забита мальчиками из деревни и девочками из деревни, чтобы было все по гендерному равенству.
Для деревень, я уверяю вас, ситуация лучше не станет. Если там есть два мальчика, которые что-то могли, они уже ушли из этой деревни, из этой области, а в конце концов из этой страны уедут. Это будет для них только перевалочным пунктом. Ну хорошо, сколько мальчиков и девочек из деревень вы сможете поселить в Высшую школу экономики? А что с остальной страной-то делать? Пустыню оставить? Разрушить и уничтожить все вузы, которые там существуют?
МЫ СТАЛКИВАЕМСЯ С ПРОБЛЕМОЙ, КОГДА ЭЛИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ХОЧЕТ ПОЛУЧИТЬ ДЛЯ СЕБЯ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА, УНИЧТОЖИВ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ТАКОВОЕ. ЗАДАЧА СТРАНЫ - КАЧЕСТВЕННОЕ МАССОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. Это огромное количество людей, которые у себя на местах получают хорошие знания. Это хорошие университеты в провинциях. Это хорошие школы в каждой деревне. И это реальные равные возможности для всех. Надо вкладывать деньги туда. Отнять деньги у элитных вузов, обязательно отнять. И отдать эти деньги на сельские школы и провинциальные вузы. И тогда у нас не будет проблем с ЕГЭ, мы будем нормально сдавать экзамены.

"Взгляд", 17.06.2011
http://www.vz.ru/opinions/2011/6/17/500205.html
Примечание: выделение ПРОПИСНЫМИ - моё.

ЕГЭ, коррупция, система, скандал, технологии, Кагарлицкий, контроль, равенство

Previous post Next post
Up