Станислав БЕЛКОВСКИЙ: Коррупция - главное топливо современного российского бизнеса

Aug 02, 2011 16:33

Правила игры, по которым кого угодно можно арестовать, чтобы убрать с дороги или с рынка, создали сами наши бизнесмены. Которые на рубеже XX и XXI веков вдруг поняли, что легальные силовые структуры - более удобное и эффективное орудие решения всяческих деловых проблем, чем банальные бандиты. На смену грубому автомату Калашникова пришло нежное постановление об аресте. Именно наш бизнес начал строить систему тотальной коррупции в силовой среде и почти построил ее.

Станислав БЕЛКОВСКИЙ - политолог, президент Института национальной стратегии


Российские коррупционеры, сожрите друг друга!
Наши курорты ждет инвестиционный бум
Лед тронулся, господа присяжные заседатели.
Госдепартамент США запретил-таки въезд в Америку фигурантам т.н. списка Магнитского - следователям, прокурорам и судьям, которые, скорее всего, прямо или косвенно причастны к гибели юриста фонда Hermitage Capital в Бутырском СИЗО. Полный перечень «забаненных» российских правоохранителей американцы не оглашают. Давая при этом понять, что под санкции попали не все 60 фигурантов первоначального «списка Магнитского», а только часть. Но, сколько бы народу ни попало под каток американских санкций, решение Госдепа - это очень хорошо. По нескольким причинам сразу.
Во-первых, теперь ВСЯКИЙ РОССИЙСКИЙ БЮРОКРАТ, В ПОГОНАХ И БЕЗ, ПОЛУЧИЛ НАПОМИНАНИЕ/ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: ВЫТВОРЯТЬ У СЕБЯ ДОМА СТРАШНЫЕ КОРРУПЦИОННЫЕ ДЕЛА, А ПОТОМ ЯВЛЯТЬСЯ НА ЗАПАД И СТРОИТЬ ИЗ СЕБЯ ПОДЛИННОГО ЕВРОПЕЙЦА - ЭТО МОЖЕТ И НЕ ПОЛУЧИТЬСЯ.
Во-вторых, СОЗДАН ПРЕЦЕДЕНТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ. То есть тех функционеров, которые всегда готовы сказать, что они ни при чем - им большое начальство приказало методично Магнитского убивать, они и убивали. Нет, дамы и господа. ЕСЛИ ВЫ ВЫПОЛНЯЛИ ПРЕСТУПНЫЙ ПРИКАЗ, ТО ТОЖЕ БУДЕТЕ ОТВЕЧАТЬ, С КАКОГО БЫ УРОВНЯ НИ ПРИХОДИЛА К ВАМ СМЕРТЕЛЬНАЯ КОМАНДА.
В-третьих, СОЗДАНЫ РЕАЛЬНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА В РФ. Нынче все российские коррупционеры - большие, маленькие и средние - услышали внятный сигнал: ЕСЛИ ЧТО, ЗАГРАНИЦА МОЖЕТ ЗАКРЫТЬСЯ В ЛЮБОЙ МОМЕНТ. Вместе со всеми ее пляжами, отелями и всякой прочей недвижимостью. А значит, вполне может настать тот день, когда жить и отдыхать придется где-нибудь в Светлогорске, Кисловодске или на берегу Байкала. А инфраструктуру для такого отдохновения лучше подготовить заранее, чтобы потом не было противно за бесцельно потерянные годы.
Впрочем, сама история с делом Сергея Магнитского еще далека от завершения. Возможно, она только начинается.
Не все обратили внимание на то, что 20 июня 2011 года инвестфонд Hermitage Capital, в чьих интересах работал погибший юрист, обратился в Следственный комитет РФ по поводу хищения около 3 млрд руб. из российского бюджета, которое случилось в 2006-2007 гг. путем незаконного возврата налога на прибыль двум фирмам - «Финансовые инвестиции» и «Селен секьюритиз», подконтрольным инвестиционному банку «Ренессанс Капитал». По версии Hermitage, это хищение было вскрыто аудитором Сергеем Магнитским - и с тех пор и начались драматические мытарства юриста, закончившиеся его смертью в 37 лет. Тем самым Hermitage фактически подтвердил, наконец, версию, которая многим наблюдателям (см. НИЖЕ: Бизнес-элита общества - национальный позор России) казалась самой убедительной давно: за делом Магнитского изначально мог стоять именно «Ренессанс Капитал».
А «Ренессанс» этот - контора очень серьезная. Основали его в далеком и прекрасном 1995 году новозеландский инвестбанкир Стивен Дженнингс вкупе с парой граждан США. А в 2009 году почти 50% акций «Ренессанса» приобрел не кто-нибудь, а Михаил Прохоров, светоч и надежда русского официального либерализма, недавно представший, как известно, лидером партии «Правое дело». «Ренессанс» известен своей особенной заботой об инвестиционном климате в России. Например, ежегодно банк Дженнингса-Прохорова проводит большую конференцию для инвесторов, в которой традиционно участвуют большие начальники из российского правительства, Минфина, Центробанка и Администрации Президента. В этом году, скажем, самыми интересными докладчиками были вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин, первый зампред ЦБ Алексей Улюкаев и помощник самого президента Медведева Аркадий Дворкович. А в 2010-м самым дорогим гостем на «Ренессанс»-конференции оказался тот самый Билл Клинтон. Причем официально благодарил экс-президента США за визит в Москву лично Владимир Путин.
В общем, если по делу Магнитского когда-нибудь допросят Стивена Дженнингса, а то и Михаила Прохорова, это было бы очень прикольно. О результатах допроса надо будет обязательно проинформировать г-на Клинтона. Ну а следующую конференцию для инвесторов стоило бы провести прямо в Бутырском СИЗО, чтобы инвестиционный климат явился бы реальным и потенциальным поклонником российской экономики во всей его густой полноте.
Но есть еще кое-какие чудеса похлеще.
Пытаясь вывести на чистую воду виновников гибели Магнитского, глава Hermitage Билл Браудер и его коллеги долго бились головой о каменную стену российской бюрократии. И вдруг - именно в последние месяцы - дело как-то пошло поживее. И некоторые члены «списка Магнитского» вдруг лишились должностей. И президентский Совет по правам человека начал усиленно изучать историю смерти юриста. В общем, чует мое сердце, все это неспроста. Модернизационный идеалист, мечтающий о втором сроке президента Медведева, может предположить, что это связано с позитивным влиянием Дмитрия Анатольевича на растворившееся в коррупции российское общество. Но моя интуиция подсказывает, что ОЖИВЛЕНИЕ ВЫЗВАНО СКОРЕЕ ОБОСТРЕНИЕМ ВНУТРИКЛАССОВОЙ БОРЬБЫ В НАЛОГОВЫХ ОРГАНАХ - ТОЧНЕЕ, ЗА КОНТРОЛЬ НАД ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБОЙ (ФНС).
Исторически дело было так. В 2004 году главой ФНС стал Анатолий Сердюков. Выходец из мебельной торговли, по счастливому стечению обстоятельств оказавшийся в конце 1990-х зятем Виктора Зубкова. Сейчас - первого вице-премьера и председателя совета директоров «Газпрома», а тогда - одного из руководителей петербургских налоговых органов. Объективно важнейшей задачей Сердюкова было создать солидные налоговые долги нефтяной компании ЮКОС, чтобы под этим соусом ее обанкротить и передать «Роснефти». Задача была блестяще решена. После чего ФНС, наоборот, списала большую часть налоговой задолженности ЮКОСа - не заставлять же любимую «Роснефть» расплачиваться за Ходорковского! А заодно благодаря резкому росту в середине минувшего десятилетия нефтяных цен в те годы резко возросли налоговые поступления в разнообразные бюджеты. Сердюков оказался на очень хорошем счету, и в феврале 2007-го его бросили на особо чувствительный участок фронта. В Министерство обороны.
Впрочем, уходя, он сумел оставить во главе ФНС своего человека - Михаила Мокрецова. И сохранил таким образом реальный контроль над налоговой со всеми ее вкусными и выгодными схемами типа гигантского возмещения ранее уплаченных налогов «правильным» фирмам, фирмочкам и фирмешкам. Это не очень-то понравилось правительственному куратору ФНС Алексею Кудрину. Который долго бился и добился того, что в 2010 году г-на Мокрецова сплавили вослед его патрону в Минобороны, а главным налоговиком стал Михаил Мишустин, близкий к министру финансов.
И с осени 2010-го, судя по всему, началась большая аппаратная война между двумя кланами в ФНС - «старым» и «новым». Первый публичный удар в этой войне нанесли, как принято считать, «сердюковцы». В начале апреля 2011-го в Управлении ФНС по Москве прошли обыски, целью которых было надыбать компромат на замглавы столичного УФНС Ольгу Черничук, а также бизнесмена Александра Удодова. Требовалось доказать, что Черничук и Удодов наладили мегасхему беспардонного возврата НДС, замыкающуюся... ну, понятно на кого.
Ответный ход не заставил сегодня долго ждать. Буквально через несколько дней фонд Hermitage получил и вскоре обнародовал убойные секретные материалы на члена сердюковско-мокрецовской команды Ольгу Степанову, бывшую начальницу столичной налоговой инспекции № 28 (сейчас она работает уже в Рособоронпоставке, под крылом военного министра). Оказалось, что г-жа Степанова и ее муж (то ли настоящий, то ли бывший) Владлен на всяких деликатных схемах заработали порядка $40 млн, которые оказались частично на банковских счетах в Швейцарии, а частично вложены в недвижимость в ОАЭ. Причем, учитывая относительно скромный ранг Степановой, можно было предположить, что фактическими получателями большей части этих супердоходов были... ну, понятно кто.
У меня есть весомые основания подозревать, что ВОЛЬНО ИЛИ НЕВОЛЬНО, ПРЕСЛЕДУЯ СВОИ АППАРАТНЫЕ ИНТЕРЕСЫ, КОМАНДА КУДРИНА ОКАЗАЛАСЬ НА СТОРОНЕ ДРУЗЕЙ НЕСЧАСТНОГО МАГНИТСКОГО. ПОТОМУ ПРОЦЕСС И СДВИНУЛСЯ С МЕРТВОЙ ТОЧКИ.
«Сожрите друг друга!» - призывал царских бюрократов и революционеров-бомбистов герой романа Бориса Акунина «Статский советник». То же самое я могу предложить нашим видным бюрократам. ЧЕМ БОЛЬШЕ И РАЗМАШИСТЕЕ ОНИ БУДУТ ЖРАТЬ ДРУГ ДРУГА - А ЭТОТ ПРОЦЕСС ИДЕТ ПО НАРАСТАЮЩЕЙ, - ТЕМ БЫСТРЕЕ МЫ УЗНАЕМ САМЫЕ СТРАШНЫЕ ТАЙНЫ РОССИЙСКОЙ КОРРУПЦИИ. А «СПИСОК МАГНИТСКОГО» МОЖЕТ СТАТЬ В 5, 10, 100 РАЗ ДЛИННЕЕ.
Скорее бы! Тогда, возможно, россиянам удастся в человеческих условиях проводить отпуска на отечественных курортах.

Московский Комсомолец № 25704 от 28 июля 2011 г.
http://www.mk.ru/politics/article/2011/07/27/609524-rossiyskie-korruptsioneryi-sozhrite-drug-druga.html

Бизнес-элита общества - национальный позор России
Нацепив на себя маску мученика, предприниматели гнобят и грабят друг друга
Давно уже над всей нашей облачной Россией стоит призывный стон: освободите бизнес! Сделайте прямыми стези ему! Ибо российский бизнес глубоко несчастен. У него вымогают взятки тысячи тысяч коррумпированных чиновников. Его замучили проверками дикие орды контролеров. Его гнобят в крепостных казематах менты и кагэбэшники всех мастей. И прочая, и прочая. Непонятно вообще, почему кое-какие состоятельные россияне продолжают заниматься бизнесом, а не уходят все поголовно в библиотекари или музработники.
И Кремль, надо сказать, отчасти расслышал этот деловой стон. В Уголовный кодекс внесены поправки, смягчающие наказание за экономические преступления. На очереди, видать, амнистия для крупной партии осужденных хозяйственников. Кстати, недавно тут у нас, в Интернете, собирали общенациональные подписи за эту амнистию. И я тоже подписался, конечно, среди очень многих других. А раз подписался, то скажу уж теперь то, что есть. На самом деле.
Бизнесмены, любящие предстать в общественном мнении жертвой государственной репрессивной машины, на самом деле громят и сажают сами себя. Точнее, себе подобных. В 99% СЛУЧАЕВ РЕПРЕССИВНАЯ МАШИНА РАБОТАЕТ ТОЧНО ПО ЗАКАЗУ РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ. И ЗА ИХ ДЕНЬГИ. ПРОКЛЯТЫЕ СИЛОВИКИ, КОТОРЫЕ ВРОДЕ КАК НАСИЛУЮТ БИЗНЕС, - КОММЕРЧЕСКОЕ ОРУДИЕ ЭТОГО САМОГО БИЗНЕСА. Не больше и не меньше.
Возьмем, к примеру, прогремевший недавно трагический случай - тюремную гибель юриста Сергея Магнитского, работавшего на инвестиционный фонд Hermitage Capital. Вся Россия уже знает имена следователей, судьи и тюремщиков, которые постепенно привели юриста к мучительной смерти. Один уважаемый журнал нашел даже некое здание на Лубянке (наверное, книжный магазин, так как “Детский мир” давно закрыт на реконструкцию), куда заносили взятку за уничтожение Магнитского. Впрочем, тот же журнал в несгибаемом простодушии своем признал: заказчика, он же взяткодатель, установить не удалось.
Хотя имя заказчика на самом деле не большой секрет. “В тусовке” все хорошо знают, что уголовные дела против Магнитского и его клиентов из Hermitage заказала конкурирующая фирма, известный в России и мире инвестиционный банк, который раньше был партнером Hermitage, а потом с ним поругался - как считается, из-за торговли акциями “Газпрома”. Этот инвестбанк - условно назовем его “Хренессанс Социал” (чтоб никто не догадался) - располагает иностранными (нерусскими) соучредителями и весьма солидным имиджем. Даже внутренний документооборот в банке ведется по-английски, чтобы никакой лох не проник в инвестиционные тайны. И о роли этого учреждения в гибели Магнитского почему-то не принято говорить вслух. Почему? Потому что страшно. Ведь банк, если обидится, может еще кого-нибудь заказать. Видите - мне тоже страшно. Иначе бы я назвал банк его настоящим именем, а не псевдонимом.
Еще гражданское общество много обсуждало в последние годы страдания бизнесмена Алексея Козлова, мужа известной журналистки Ольги Романовой. Там тоже всех виновных ментов и прокуроров назвали наперечет. Но только припоминать главного виновника торжества - солидного и прозрачного бизнесмена (назовем его Вольдемар Хруцкер, чтобы никого лишний раз не обидеть) - многие стесняются. Поскольку Хруцкер - очень приличный человек элитной породы. Без пяти минут совесть официального русского еврейства. Ну, помог он Козлову расстаться с каким-то там заводом. С кем не бывает? В конце концов, это не самое большое достижение Хруцкера: недавно, чтобы отвоевать у бывшей жены детей, он «снес» (в хорошем смысле) подвернувшегося ему под ноги президентского уполномоченного по правам ребенка. Так у наших бизнесменов принято, они жесткие люди. А кто виноват? Кровавая гэбня с ментами, кто же еще.
Или возьмем, к примеру, известного Евгения Чичваркина. (Внезапно осмелев, этого героя назову его подлинной фамилией.) Парень сделал себе состояние на сером импорте мобильных телефонов. Ясно, что серый импорт никак бы не мог состояться без платных услуг (крышевания) со стороны, скажем так, внутренних органов. Потом парень со своими внутренними органами немного поругался (из-за денег, как это часто бывает). А тут как раз подоспели очень солидные и прозрачные компании - из числа цвета & гордости российского капитализма. И решили у Чичваркина его бизнес забрать, т.е. купить - по справедливой, но предельно скромной цене. И наняли те же органы.
Чичваркин рыпался, но проиграл - его коррупционные возможности оказались меньше, чем у благородных контрагентов. Чтобы подкрепить свои позиции, наш герой в 2008 году обернулся доверенным предвыборным лицом Дмитрия Медведева и активистом подкремлевской псевдопартии “Правое дело”. Не помогло. Деньги оказались главнее политических игрищ. Бизнес-покупатели заставили его уехать в Лондон, чтобы не мешал им развивать его бывший бизнес. В общем, более мощный вор отнял дубинку у менее мощного. Но об истинных причинах драмы никто старается не говорить. Либеральная общественность уже преподносит сероимпортного парня как великомученика гэбни и ментуры. А сам он, чтобы поскорее получить в Великобритании политубежище, пытается нагнетать страсти вокруг смерти собственной матери: дескать, ее гэбня с ментурой убили. Тьфу!..
ПРАВИЛА ИГРЫ, ПО КОТОРЫМ КОГО УГОДНО МОЖНО АРЕСТОВАТЬ, ЧТОБЫ УБРАТЬ С ДОРОГИ ИЛИ С РЫНКА, СОЗДАЛИ САМИ НАШИ БИЗНЕСМЕНЫ. КОТОРЫЕ НА РУБЕЖЕ XX И XXI ВЕКОВ ВДРУГ ПОНЯЛИ, ЧТО ЛЕГАЛЬНЫЕ СИЛОВЫЕ СТРУКТУРЫ - БОЛЕЕ УДОБНОЕ И ЭФФЕКТИВНОЕ ОРУДИЕ РЕШЕНИЯ ВСЯЧЕСКИХ ДЕЛОВЫХ ПРОБЛЕМ, ЧЕМ БАНАЛЬНЫЕ БАНДИТЫ. НА СМЕНУ ГРУБОМУ АВТОМАТУ КАЛАШНИКОВА ПРИШЛО НЕЖНОЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОБ АРЕСТЕ. ИМЕННО НАШ БИЗНЕС НАЧАЛ СТРОИТЬ СИСТЕМУ ТОТАЛЬНОЙ КОРРУПЦИИ В СИЛОВОЙ СРЕДЕ И ПОЧТИ ПОСТРОИЛ ЕЕ.
КОРРУПЦИЯ - ЭТО ВООБЩЕ ГЛАВНОЕ ТОПЛИВО СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО БИЗНЕСА. НИЧТО НЕ ПРИНОСИТ ТАКИХ БЫСТРЫХ И ЛЕГКИХ ДЕНЕГ, КАК КУПЛЕННАЯ ЧИНОВНАЯ ДОЛЖНОСТЬ, с погонами или без. И потому, о чем бы ни мечтали прекраснодушные теоретики РФ-модернизации, НИКАКИМИ ИННОВАЦИЯМИ НАШ БИЗНЕС ЗА СВОЙ СЧЕТ ЗАНИМАТЬСЯ НЕ БУДЕТ. ИННОВАЦИИ ДЕЛАЮТСЯ И ВНЕДРЯЮТСЯ ТАМ, ГДЕ ОНИ - НЕПРЕМЕННОЕ УСЛОВИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ. У НАС ЖЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ БИЗНЕСА ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ПРЕЖДЕ ВСЕГО КОЛИЧЕСТВОМ И КАЧЕСТВОМ ПОДКОНТРОЛЬНЫХ ЕМУ БЮРОКРАТОВ. В том числе тех, кто вскоре щедро раздаст деньги налогоплательщиков на разные “инновационные мегапроекты”.
ПОКА РОССИЙСКИЙ КАПИТАЛ НЕ ПРИЗНАЕТ СВОЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ за создание страшной коррупционной машины, за целенаправленную приватизацию государственного аппарата, пока не покается перед страной и обществом - деловой климат в стране не изменится. И никакие медведевские реформы, сопровождаемые томными стонами, не помогут.

Московский Комсомолец № 25329 от 16 апреля 2010 г.
http://www.mk.ru/social/article/2010/04/15/469348-bizneselita-obschestva-natsionalnyiy-pozor-rossii.html?action=comments?action=comments

Примечание: выделение ПРОПИСНЫМИ - моё.

коррупция, Белковский, система, элита, чиновники, бизнесмен, ответственность, кланы, бизнес

Previous post Next post
Up