Авария теплохода на Волге: открытое письмо речников; комменты М.ПРОХОРОВА, А.ПОДРАБИНЕКА, И.КУРДИНА

Jul 22, 2011 18:17

открытое письмо речников; коммент Михаила ПРОХОРОВА; мнение капитана 1-го ранга, председателя Петербургского клуба подводников Игоря КУРДИНА;

Речники выступили против поиска крайних в крушении "Булгарии"
Речники Камы выступили с открытым письмом, в котором выразили свое возмущение тем, как легко комиссия по расследованию причин крушения теплохода "Булгария", в состав которой вошли министр транспорта Игорь Левитин и глава Росморречфлота Александр Давыденко, "вешает ярлыки" на "виновных" в трагедии.
Как отметили речники, "первые следственные действия комиссии наводят на мысль о том, что комиссия поставила своей целью перенести груз ответственности за развал отрасли, причиной которого стала трагедия на Волге, и объявить виновными рядовых работников". Задача комиссии, как заявляют речники, "скорейшее озвучивание конкретных фамилий, скорейшее взятие их под стражу, скорейшее обвинение и скорейший доклад наверх - виновные наказаны, причины установлены".
Примером служит публичное обвинение и арест эксперта Российского речного регистра Якова Ивашова, который всю свою трудовую жизнь провел на Каме. Как заявляют речники, на момент проведения ежегодного освидетельствования 13-15 июня 2011г. судно было технически исправным, никаких претензий и замечаний предъявлено не было.
Подписавшиеся под письмом сотрудники ОАО "Камское речное пароходство", ОАО "Порт Пермь", ОАО "Пермский судоремонтный завод", ООО "Речсервис", ООО "Снабречфлот", ФГУ "Камводпуть" опровергают заявления в коррумпированности экспертов, проводивших освидетельствование судна.
Работники указывают на другое обстоятельство трагедии, которое стоит проанализировать детальнее: реальное положение дел в речной отрасли, в которой "не только не обновлялся физически и морально устаревший флот, но и отсутствует какая-либо приемлемая ремонтная база для поддержания флота в пригодном состоянии".

РБК, 22.07.2011
http://top.rbc.ru/special/bulgaria/22/07/2011/606962.shtml

Михаил ПРОХОРОВ: В крушении "Булгарии" виновата монополия партии власти
Лидер партии "Правое дело", один из самых состоятельных российских бизнесменов Михаил Прохоров прокомментировал крушение теплохода "Булгария" на Куйбышевском водохранилище в Казани. В результате кораблекрушения 10 июля 2011г., по последним данным, погибли 114 человек.
"Булгария" - это следствие стремительной деградации и разрушения инфраструктуры. За 20 лет мы построили только 5 энергоблоков АЭС, тогда как в 80-е годы их вводилось по два ежегодно. Мы строим в год 1-1,6 тыс. км дорог, тогда как Китай - 45 тыс. км, причем несопоставимого качества. У нас содержание и обслуживание речного флота не выдерживает никакой критики. Трагедия "Булгарии" - печальный эпизод общей закономерности", - написал 22 июля в своем блоге политик.
Как отметил лидер "Правого дела", в крушении теплохода напрямую виновата сегодняшняя политическая монополия, и если ее не разрушить, деградация продолжится. Политик отметил, что необходимо привлечь к ответственности виновных в трагедии должностных лиц, однако выразил сомнение, что очередная "порция" уголовных дел и кадровых чисток позволит восстановить порядок, запустить механизм модернизации инфраструктуры и устранить тотальную коррупцию.
"Государство - неэффективный собственник, а тем, чтобы привлечь частные инвестиции в сектор речного судоходства, никто не озаботился, так как это сложно. Сложно потому, что не работает система, слишком многое в стране монополизировано и неповоротливо", - отметил М.Прохоров, добавив, что нынешняя политическая монополия неспособна обеспечить развитие страны и защитить обычных граждан.
"Под защитой монопольной партии власти чиновники стали особым классом, их число стремительно выросло, а критерии отбора свелись к наличию дружеских, коммерческих или родственных отношений с вышестоящими руководителями. Круговая порука теневого бизнеса и коррумпированных чиновников привела в действие колоссальную машину по выкачиванию ресурсов из собственной страны", - продолжает критическую тираду бизнесмен. "А поскольку паразитирует вся эта система на инфраструктуре, созданной еще в советское время, время от времени "материал" не выдерживает", - дельно отмечает политик. "Тогда и случаются трагедии, подобные "Булгарии", - подытожил он.
М.Прохоров отмечает, что современная власть неспособна брать на себя реальную ответственность за защиту своих граждан, ответственность за развитие, в том числе инфраструктуры. "Во власти должны быть политики, которые будут решать проблемы, а не заставлять людей молчать о них", - указывает он.

РБК, 22.07.2011
http://top.rbc.ru/special/bulgaria/22/07/2011/606947.shtml

Капитан 1-го ранга Игорь КУРДИН - о "Булгарии" и причинах катастроф на воде и в воздухе
Следственный комитет России предъявил 22 июля обвинения двум фигурантам дела о крушении теплохода "Булгария" - генеральному директору "АргоРечТур" Светлане Инякиной и старшему эксперту Камского филиала Речного регистра Якову Ивашову. Они подозреваются в оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлекших смерть двух и более лиц. В этот же день завершился самый трудный этап подъема "Булгарии": теплоход удалось, наконец, оторвать от илистого дна. Операция по подъему продолжается.


О том, каковы глубинные причины трагедии "Булгарии", в эфире Радио Свобода размышляет капитан 1-го ранга, председатель Петербургского клуба подводников Игорь КУРДИН:
- Расследование идет в несколько ажиотажной форме. Задержаны владелица компании и тот самый проверяющий из надзорных органов, который дал разрешение на эксплуатацию судна. Все вроде бы соответствует процессуальным нормам, однако возникают сомнения: почему-то кажется, что ищут "стрелочников". Да, задержанные, скорее всего, виновны в конкретных нарушениях и, наверное, понесут наказание. Но ведь корни проблемы не в этих людях, корни гораздо глубже. И если катастрофа "Булгарии" нас в этом плане ничему не научит, то будет очень жалко и обидно. К сожалению, именно так у нас и бывает: даже катастрофа "Курска" и то мало что изменила. Находят "стрелочников", конкретных виновных, но проблема-то гораздо шире - она в той системе всеобщей безответственности, которая сложилась и на военно-морском, и на речном флоте, да и в других структурах тоже.
Я живу в Петербурге прямо напротив Речного вокзала. Часто смотрю в окно и вижу: стоят белоснежные речные лайнеры трех-, четырехпалубные. Все эти корабли построены более 25 лет назад на верфях ГДР и Чехословакии. Ничего нового за последние 30 лет мы не заказывали и сами не строили. Суда покрашены, есть спасательные средства - шлюпки, плоты, внешне выглядят они очень хорошо. Но весь этот флот стремительно стареет. Как человек стареет неотвратимо, так и техника стареет, ничего с этим не поделаешь. И здесь просматривается очевидная параллель с катастрофой самолета Ту-134 под Петрозаводском. Понятно, что одна из причин подобных трагедий - старый парк кораблей, самолетов, другой техники.
Но, конечно, это лишь одна из многих системных причин, которые приводят к таким катастрофам. У нас перестали готовить кадры для флота, в данном случае речь идет о речном. Нет соответствующих училищ профессионально-технического образования. А где в таком случае брать квалифицированно подготовленных матросов, мотористов, механиков? Я уже не говорю о штурманах. У нас вся эта система рухнула.
В случае с "Булгарией" также злую шутку сыграл возраст, опыт капитана. На американских подводных лодках нельзя быть командиром более 5 лет - дальше, они считают, идет привыкание, притупление чувства опасности. Поэтому опытный капитан - это хорошо, но сверхопытный капитан на многие вещи просто закрывает глаза: ему неинтересно, скучно. И таких причин можно назвать еще много.
Важно, чтобы катастрофа "Булгарии" заставила не ограничиться поиском и наказанием конкретных виновников, а решать проблему в целом.

Радио Свобода, 22.07.2011
http://www.svobodanews.ru/content/article/24273385.html

Александр ПОДРАБИНЕК: Тонущая Россия
Катастрофы были всегда. И всегда будут. Всякая система может дать сбой, тем более техническая. И все-таки катастрофы, настигающие Россию в последнее время, отличаются тремя особенностями: частотой, обилием человеческих жертв и поведением людей.
Не знаю, больше ли их у нас, чем в других неблагополучных странах, но их точно больше, чем было еще недавно. Я не сравниваю с советскими временами, когда пресса была немая, а статистика лживая. Но в последние годы число техногенных катастроф очевидным образом растет, и прогноз неутешителен. Специалисты объясняют это изношенностью оборудования, инфраструктуры, плохой организацией контроля и управления. Вероятно, все так и есть.
Количество жертв ужасает. Среди нескольких десятков наиболее развитых стран, по которым Организация экономического сотрудничества и развития составляет ежегодные отчеты, Россия по уровню смертности на дорогах занимает первое место и вдвое(!) превосходит по этому печальному показателю находящуюся на втором месте Словакию. Почему в дорожно-транспортных происшествиях в России гибнет людей больше всего? Почему при катастрофах в России гибнет столько детей?
Возможно, причина многих российских бед в поведении людей. Зачастую оно просто поражает. При недавней катастрофе самолета под Петрозаводском большая часть людей, случайно оказавшихся рядом, первым делом начала снимать гибель пассажиров на видеокамеры своих мобильных телефонов. То же самое делали люди с проходивших мимо тонущей "Булгарии" двух других теплоходов.
Почему капитаны грузовых судов "Арбат" и "Дунайский-66" остались равнодушны к тонущим и пренебрегли требованием закона оказать помощь терпящим бедствие? Неужели плата за сбой рабочего графика и дороже человеческой жизни? Почему члены команды не вцепились в глотку капитанам с требованием оказать помощь гибнущим? Вряд ли все они такие черствые люди и законченные злодеи. Скорее всего они даже сочувствовали погибающим. Проблема их в том, что они не могли принять решение. Они не могли поступить вопреки обычаям и правилам, которые предписывают выполнять указания непосредственного начальства и не проявлять лишней инициативы.
Это неспособность к принятию самостоятельных решений обычно оправдывается мнимой невозможностью что-либо изменить, ссылками на отсутствие обязанности, в конце концов, банальной поговоркой "моя хата с краю". Но в основе такого поведения лежит личная безответственность и конформизм, воспитанный десятилетиями жизни в несвободе. Десятилетиями людей приучали к коллективному поведению и предостерегали от самостоятельных решений. В критических ситуациях это проявляется в нравственной убогости.
Что мешало команде "Булгарии", осознававшей весь риск выхода в плавание с поломанным двигателем, перегрузом от избытка пассажиров и недопустимым креном на правый борт, не только роптать по поводу предстоящего плавания, но и забастовать, спасая и свою жизнь, и жизнь пассажиров? Что мешало капитану Островскому, наверняка видевшему все опасности плавания в речной шторм на этом "плавучем гробу", отказаться от риска и остаться в порту? Неужели только экономическая заинтересованность и боязнь остаться без работы? Вряд ли. Инстинкт жизни не слабее жажды наживы. Им всем и каждому в отдельности мешала внутренняя неспособность пойти против своего начальства, принять решение, которое было бы не в обычаях и правилах сегодняшней российской жизни.
Похожим образом, к сожалению, повели себя и несчастные пассажиры "Булгарии", уже заметившие странный крен на правый борт, знавшие о поломке одного из двигателей и даже уговаривавшие капитана прекратить плавание. Принять решение, которое могло бы спасти им жизнь, они не сумели.
Каждый может поставить себя на их место. Все ли мы готовы отстаивать свои права и свою правоту до последней возможности? Жизнь в несвободе и привычка не перечить начальству или просто большинству делают нас заложниками трагических событий.
Поиск виновных идет в обычном режиме. Государство указывает на человеческий фактор и нарушения правил безопасности. Свободолюбивые комментаторы обвиняют государство, неспособное обеспечить гражданам безопасность. И то и другое верно лишь отчасти.
Владельцы судоходной компании и персонал теплохода нарушили, видимо, многие законы и инструкции, но не государство ли создало все условия для привычного нарушения законов? Государство, конечно, виновато, что не может обеспечить хотя бы минимальный надзор за соблюдением законов и инструкций, но не в интересах ли обычных граждан самим обращать на это внимание хотя бы в самых очевидных и рискованных случаях?
Позиции государства и его критиков - это две стороны одной медали, название которой патернализм. Государство ищет и наказывает "крайних", а пострадавшие - все наше общество - пытается свалить всю ответственность на государство. Это оно должно за всем следить, все устраивать и решать все наши проблемы. Только оно, а не мы сами.
Без сомнения, нынешней власти такой подход нравится - он гарантирует сильное государство и слабое общество. Что еще нужно авторитаризму?
Успокаивает, однако, то, что не все подчиняются страху и равнодушию. Третье судно, проходившее мимо затонувшей "Булгарии", оказало помощь терпящим бедствие. Капитан этого судна Роман Лизалин организовал спасательную операцию и спас 76 человек. Морякам помогали находившиеся на борту теплохода пассажиры. Капитану Лизалину 30 лет, он вырос в уже относительно свободной стране.
А может, дело еще и в название теплохода, спасшего тонущих, - "Арабелла". Именно так назывался корабль в популярном романе Рафаэля Сабатини, капитан которого Питер Блад был образцом истинного благородства. Имя обязывает, даже если это имя корабля.
С участившимися в России катастрофами не справится ни государство, только и умеющее ужесточать давно не работающие законы, ни народ, доверивший свою судьбу недееспособному государству. Общество само должно брать на себя ту ответственность, с которой не справляется власть. Хотя бы ради сохранения жизни.

Грани.Ру, 13.07.2011
http://www.grani.ru/opinion/m.189938.html

Подрабинек, авария, Прохоров, общество, инвестиции, государство, Волга, советское время, вода, инфраструктура, транспорт, гибель

Previous post Next post
Up