Олег КАШИН: Гибель "Булгарии"

Jul 18, 2011 14:37

Вернувшись из Татарии, где 10 июля затонул теплоход "Булгария" с двумя сотнями пассажиров, спецкорреспондент ИД "Коммерсантъ" Олег КАШИН нашел связь между капитанами прошедших мимо "Булгарии" судов и московскими таксистами, повышающими тарифы в дни терактов.
Днем 10 июля в Куйбышевском водохранилище на Волге затонул двухпалубный теплоход "Булгария" с 208 человеками на борту. По факту крушения теплохода Следственный комитет возбудил уголовное дело по части 2 статьи 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации морского транспорта), арестованы директор турфирмы, организовавшей круиз, и эксперт Российского речного регистра, разрешивший эксплуатацию судна. По данным следствия, теплоход был неисправен и проводил круизы без лицензии.
12 июля, через два дня после гибели "Булгарии", мне позвонили из пресс-службы МЧС. Уезжая в Татарию, я на всякий случай оставил в министерстве номер своего телефона, и вот они мне позвонили и спросили, какая именно информация о затонувшем судне мне нужна. Я растерялся. На опознании погибших я уже был накануне. Разговаривал с родственниками, слушал истории о том, как все происходило. Сама спасательная операция к тому времени фактически закончилась, а подъем "Булгарии" со дна водохранилища еще не начинался. Выходило, что спросить у пресс-службы МЧС мне просто нечего. Поблагодарив сотрудницу пресс-службы, которая мне позвонила, я отправился искать арендаторшу "Булгарии". К концу дня выяснил, что женщина, на которую было записано арендовавшее теплоход турагентство, была явно подставной, бизнес принадлежал не ей, но, кроме меня, это, кажется, никого не смущало: в тот же день женщину не выпустили с допроса, оформив задержание, а назавтра суд выдал ордер на ее арест.
В России часто что-то взрывается, сгорает, падает с неба или тонет. Очевидно, уже можно говорить о сформировавшейся культуре общей беды - не нужно никуда ходить, ездить и даже ничего не нужно читать, чтобы безошибочно угадать, что скажет президент, что - премьер, будет ли объявлен траур (это негласное правило нигде не зафиксировано, но все и так о нем знают: если погибло больше сотни, траур будет всероссийским, если меньше - региональным), как будут хоронить погибших и какого размера компенсации получат их семьи. Последнее зависит и от географии. Месяц назад в Удмуртии, когда там взрывались армейские арсеналы и местные власти выплачивали жителям разрушенных домов по 5 тыс. рублей компенсации, удмуртские крестьяне говорили мне, что если бы несчастье случилось в Татарии, власти вели бы себя совсем иначе: "Был у них Шаймиев, его звали Бабай, то есть дедушка, а нашего (глава Удмуртии Александр Волков.- "Власть") зовут Волчара". Теория вероятности несчастий к России благосклонна: прошло чуть больше месяца, и скорбят уже в Татарии, а Бабай на правах национального лидера вместе со своим преемником Рустамом Миннихановым спускает на воду венки в память о погибших на "Булгарии". И компенсации (до миллиона рублей) действительно несопоставимы с удмуртскими пятью тысячами. Наверное, это звучит цинично, но для того, чтобы описать последствия трагедии, не нужно никуда ехать - все и так заранее известно, потому что традиция уже сложилась. Даже игрушки, которые приносили погибшим детям на причал казанского речного вокзала,- это тоже традиция, начавшаяся с Беслана. Мрачные традиции вообще приживаются быстрее жизнерадостных.
Обязательный сюжет, сопровождающий любые ЧП,- это даже не слухи в классическом смысле слова, а, скажем так, параллельная информационная реальность. Всегда помимо официальных сводок обязательным источником и новостей, и настроения становится какой-нибудь носитель "инфы 100%", который точно знает, как оно все было на самом деле и кто на самом деле виноват - "а власти скрывают!". После аварии на Саяно-Шушенской ГЭС историю о стучащих по бетону затопленных энергетиках всерьез перепечатывали не только блоги, но и СМИ. Когда взрывался "Невский экспресс", гнев публики был обращен на врачей скорой помощи, слишком долго ехавших к месту крушения, про которых тоже сначала кто-то написал в блоге, а когда выяснилось, что это неправда, всем уже было все равно. После прошлогоднего взрыва на "Распадской" рассказы об оставшихся под землей живых шахтерах циркулировали по Междуреченску несколько недель. Откуда берутся слухи - понятно. Информационная закрытость властей и низкий уровень доверия к официальной информации способствуют популярности любой "инфы 100%".
Но в прошлом году что-то изменилось. Когда случились теракты на станциях метро "Лубянка" и "Парк культуры", "инфа 100%" переехала в официальные новости. Появился новый герой - таксист-бомбила, заламывающий за проезд ненормально высокую цену и наживающийся на трагедии.
Поверить в злого бомбилу было несложно. Индустрия неофициальных такси в Москве более чем развита, и к ней в равной мере относятся и гастарбайтеры на старых "жигулях", которые просят пассажира показать дорогу, и криминального вида извозчики, дежурящие у вокзалов и торговых центров и готовые отвезти с Казанского вокзала на Ярославский за тысячу рублей. В день терактов в метро жадных таксистов осудили патриарх Кирилл и программа "Время", и в какой-то момент стало даже казаться, что во всех несчастьях виноваты именно они, обнаглевшие бомбилы, а вовсе не террористы или, скажем, спецслужбы, проморгавшие теракт прямо под собственным офисом на Лубянке.
Полтора года назад общество поверило в жадных таксистов, и они вернулись этой зимой после теракта в аэропорту Домодедово. Их снова осуждали патриарх и программа "Время", а активисты движения "Наши" даже позировали в зале вылета с плакатами "До Москвы бесплатно", которые, очевидно, должны были сбить спесь с тех, кто решил нажиться на трагедии. Но выглядело это все несколько странно - никто из очевидцев не жаловался на трудности, сопровождавшие путь из аэропорта в Москву. "Аэроэкспресс" работал в тот день бесплатно, и журналисты не могли найти никого, кто застрял бы в аэропорту или, скажем, заплатил бомбиле какую-нибудь шокирующую сумму. Но федеральные телеканалы настойчиво повторяли: бомбилы, бомбилы, бомбилы.
На Куйбышевском водохранилище никаких бомбил, конечно, нет, и если бы патриарх осудил их и в этот раз, все выглядело бы совсем странно. Поэтому патриарх осудил тех, кто снимал тонущих пассажиров на камеры мобильных телефонов (действительно ли кто-то кого-то снимал, неизвестно до сих пор - обычно таблоиды с удовольствием покупают такие видеоролики, но, судя по тому, что в этот раз роликов не было, найти их таблоидам не удалось), а главными антигероями новостей стали капитаны двух судов, прошедших мимо тонущей "Булгарии" и не оказавших помощи ее пассажирам.
"Надо посмотреть еще на тех, кто мимо проходил",- сказал приехавший в Казань Владимир Путин. Капитанов "Арбата" и "Дунайского-66", которым не повезло проходить по Куйбышевскому водохранилищу, когда там тонула "Булгария", скорее всего, даже осудят и посадят в тюрьму. Но, похоже, они просто заняли место жадных таксистов в "инфе 100%", причем буквально - пока все упреки в их адрес выглядят так, будто это не капитаны речных судов, а автомобилисты, не остановившиеся возле места ДТП. О том, что речное судно не может просто так затормозить, как автомобиль на дороге (даже если вахтенный штурман даст полный назад, судно по инерции пройдет еще несколько сот метров), никто почему-то не говорит. Вообще-то суда оказывают помощь тонущим судам не тогда, когда видят пузырьки на поверхности воды, а когда получают сигнал бедствия, а "Булгария" его не давала, потому что в момент крушения уже была полностью обесточена. Но это уже никого не интересует, капитаны прошедших мимо судов оказались не менее удобным объектом для народного гнева, чем таксисты в Москве.
Распространители слухов и паникеры всегда были и остаются серьезным раздражителем власти не только у нас, в любой стране. Но только у нас власть научилась перехватывать у распространителей "инфы 100%" инициативу и сама превращаться в них. Вы заметили, что ни после прошлогодних терактов, ни после "Булгарии" не было волны народных панических слухов? Еще бы - теперь их распространяет сама власть.

http://www.kommersant.ru/doc/1677163?isSearch=True

Стихия и матчасть
"Власть" проанализировала факторы, которые могли привести к гибели теплохода.
Крен
Согласно свидетельствам очевидцев, "Булгария" еще при выходе в рейс имела заметный крен на правый борт. После трагедии гендиректор компании-судовладельца ОАО "Камское речное пароходство" Валерий Кирчанов убеждал журналистов, что "такие суда всегда ходят с креном на правый борт", так как там "располагаются канализационные емкости". Естественно, ни для какого судна не может быть "планового крена", с которым оно "всегда ходит". У "Булгарии" на правом борту в носовой части, действительно, расположена "фекальная цистерна" объемом 12 куб. м, при заполнении которой может возникать крен на правый борт - особенно при малом запасе топлива. Однако экипаж должен был добиться исчезновения крена и восстановления устойчивости. Крен в момент катастрофы, несомненно, повлиял на то, что "Булгария" так быстро легла на борт - опрокинуть наклонившееся судно по понятным причинам гораздо проще, чем стоящее на ровном киле.
Перегруз
Одной из версий называют перегруз судна: на нем после переоборудования было порядка 140-150 мест, а в момент гибели на "Булгарии" оказалось 208 человек. Однако проектное число пассажиров на таких судах составляет 259 человек. После переоборудования пассажировместимость уменьшилась, так как в ряде кают сократили количество мест для увеличения комфорта. Но 10 июля число пассажиров все равно было меньше максимально допустимого. К росту крена и опрокидыванию могло привести скопление людей на одном из бортов, однако в шторм пассажиры, скорее всего, не выходили из внутренних помещений.
Штормовая погода
Согласно данным Государственного морского спасательно-координационного центра РФ, в момент аварии дул северо-восточный ветер скоростью до 12 м/сек. (43 км/час), высота волны достигала 1 м. Спасшийся с "Булгарии" электромеханик заявил, что перед катастрофой был порыв ветра "до 40 метров в секунду". Однако это похоже на преувеличение - такая скорость бывает лишь во время ураганов. Очевидцы говорят о волнах высотой два-три метра. Действительно, отчеты о волнении содержат средние величины, при этом регулярно попадаются волны большего размера. Кроме того, известно, что даже профессиональные моряки завышают размер волн в 1,5-2 раза. По классификации Российского речного регистра, "Булгария" относится к классу "О" - "озерный". Суда этого класса пригодны для плавания при высоте волн до двух метров и ветре до семи баллов (порядка 15-18 м/с). То есть ограничения по ветру и волне превышены не были, и сама по себе "свежая" погода не была причиной случившегося.
Неработающий двигатель
Как уверяют спасшиеся моряки, в последний рейс "Булгария" вышла с одним неисправным дизель-генератором. Главная энергетическая установка судна включает в себя два дизель-генератора и два гребных электродвигателя. Выход из строя одного из дизелей - серьезное ЧП, даже с учетом того, что механики якобы сумели подключить к оставшемуся дизель-генератору оба электродвигателя и на судне вращались оба винта. Но в подобных условиях высока вероятность остановки и второго дизеля: при качке со дна топливных цистерн поднимается осадок, который забивает топливные фильтры. Это приводит к потере управляемости, ведь руль работает лишь при движении судна.
Отказ системы энергоснабжения
Как сообщали СМИ, на "Булгарии" были проблемы и с электрическими сетями, работающими от двух вспомогательных генераторов и обеспечивающими управление, связь, иные судовые службы и быт пассажиров. Свидетели говорят, что судно обесточилось за несколько минут до того, как перевернулось. Прекращение подачи электричества влечет тяжкие последствия. Перестает работать рулевое управление. Конечно, предусмотрена и аварийная перекладка рулей вручную, но для перехода на нее требуется время. Прекращает работать радио (аварийное питание передатчика от аккумуляторов почему-то не было задействовано), громкая связь, помпы откачки воды и пр. Не исключено, что роковым стал именно отказ рулевого управления - даже при работающих винтах судно развернуло левым бортом к волне и ветру, что еще больше усугубило правый крен.
Попадание воды через иллюминаторы или пробоину
Среди главных причин затопления "Булгарии" называют попадание воды через иллюминаторы. На речных судах их часто задраивают намертво - это проще, чем бегать и проверять. Однако сами члены экипажа признают, что иллюминаторы в трюме были открыты. Кроме того, их могло просто выдавить ударом волны. Попадание забортной воды в трюм и прочие помещения могло привести к отключению электричества, возрастанию крена и затоплению. Правда, удивление специалистов вызывает то, что судно ушло на дно всего за три-пять минут. В этой связи высказывалась версия, что "Булгария" могла напороться на подводный объект и получить пробоину ниже ватерлинии, правда, при осмотре судна водолазами она подтверждения не нашла. Среди причин столь стремительной катастрофы СМИ называли отсутствие на судне поперечных переборок, но дизель-электроходах этой модели переборки имеются в количестве девяти штук. Впрочем, незадраенные двери в переборках и попадание большого количества воды в помещения в трюме и на пассажирских палубах сделали шансы на спасение призрачными.

http://www.kommersant.ru/doc/1679069

Что плавает по рекам России
"Власть" ознакомилась с реестром речного флота России и отметила ряд его интересных особенностей.
По данным Минтранса, на конец 2010 года пассажирский и грузопассажирский речной флот России состоял из 1568 судов. Большинство из них (1204) именуются в реестре пассажирскими теплоходами. Далее по массовости следуют суда на подводных крыльях (177), суда на воздушной подушке (57) и просто пассажирские суда (55). До сих пор плавают по два грузопассажирских и пассажирских парохода. В реестре также значатся восемь грузопассажирских и три пассажирских дизель-электрохода и даже один "агиттеплоход" "Святая Елена", приписанный к порту Омска.
Лидером среди портов приписки является Санкт-Петербург, где зарегистрированы 267 речных судов. Далее следуют Москва (193), Пермь (79) и Хабаровск (70). Средний возраст российских речных судов составляет 33 года. При этом лишь 12% плавредств моложе 10 лет. 7% имеют стаж от 10 до 20 лет, 46% - от 20 до 40 лет, 34% - от 40 до 60 лет и 1% держится на воде уже более 60 лет. Старейшее судно, пароход "Н. В. Гоголь", было спущено на воду в 1911 году (см. "Самые старые речные суда России"). Затонувший дизель-электроход "Булгария" занимал в рейтинге самых старых судов место в седьмом десятке.
Самым распространенным названием речного транспорта является "Москва" с различными цифровыми обозначениями. При этом только 35 из 149 таких судов приписаны к портам столицы. В список самых популярных имен также попали "Заря" (111 судов), "Метеор" (57) и "Восход" (39). На российских реках можно встретить теплоходы "Президент", "Премьер", "Дюймовочка", "Золушка", "Очарованный странник", "Всегда готов", "Боливар", а также судно на подводных крыльях "Патриарх Алексий II".

http://www.kommersant.ru/doc/1679067

Самые старые речные суда России
Название Тип судна Год постройки Порт приписки
"Н. В. Гоголь" Пассажирский пароход 1911 Северодвинск
"Всегда готов" Пассажирский теплоход 1931 Санкт-Петербург
"Максим Горький" Пассажирский теплоход 1934 Москва
"Братск" Пассажирский теплоход 1939 Осташков
"Коммунар" Пассажирский теплоход 1940 Архангельск
"Юнга-1" Пассажирский теплоход 1940 Санкт-Петербург
"Балхаш" Пассажирский теплоход 1944 Архангельск
"Волгоградец" Пассажирский теплоход 1948 Волгоград
М-33 Пассажирский теплоход 1950 Москва
М-43 Пассажирский теплоход 1950 Москва
Источник: Минтранс РФ.

http://www.kommersant.ru/doc/1680409

Журнал "Коммерсантъ Власть", №28 (932), 18.07.2011

авария, власть, Кашин, расследование, туристы, флот, трагедия, Волга, вода, транспорт, гибель, безопасность

Previous post Next post
Up