Николай ВАРДУЛЬ: 60% бюджета съедят силовики

Jul 14, 2011 18:30

Это не модернизационный бюджет протаскивают через «Фронт» и Думу - а бюджет воюющей страны
Слово и дело. Между ними всегда противоречие. В политике это нормально, но только до тех пор, пока не получается, что политики обещают движение в одном направлении, а на деле всё уже движется в прямо противоположном. В российской экономике именно это сейчас и происходит. А это признак кризиса власти.
Оружие и спецслужбы вместо модернизации
Правительство 7 июля одобрило основные направления бюджетной политики на 2012-2014 годы.
Азбучная истина состоит в том, что принятие бюджета с правкой парламента, а затем выполнение этого важнейшего для экономики закона - главный институт контроля представительной власти за деятельностью власти исполнительной. У нас же налицо последовательный отход от этой нормы. Сначала появилось «нулевое чтение», когда еще до внесения в парламент основные направления бюджета затверждаются на встречах премьера с руководителями думских фракций. Теперь появился еще один внепарламентский рубеж - обсуждение бюджета на «фронтовом» уровне. Дело не в том, что собой представляет этот «Фронт», главное - Дума, так или иначе, но отражающая интересы избирателей, не все из которых вытягиваются во фрунт, всё больше выводится из игры.
Дальше происходит вот что. Даже если согласиться с тем, что обсуждение бюджета стало более широким, сама бюджетная трехлетка на 2012-2014 годы по своим приоритетам никак не соответствует даже «фронтовым» пожеланиям.
Судите сами: обсуждали расширение социальных расходов, поддержку образования, науки, здравоохранения. Правительство, однако, расставляет свои акценты. Самый характерный - 2012 ГОД, КОГДА РОСТ РАСХОДОВ НА НАЦИОНАЛЬНУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОЛЖЕН СОСТАВИТЬ ЦЕЛЫХ 37,2%, А НА ОБОРОНУ - 20,5%. ЭТО БЮДЖЕТ ВОЮЮЩЕЙ, А НЕ ПЕРЕСТРАИВАЮЩЕЙ СВОЮ ЭКОНОМИКУ С СЫРЬЕВОЙ НА МОДЕРНИЗАЦИОННУЮ МОДЕЛЬ СТРАНЫ. Остается утешаться тем, что к 2014 году генеральские аппетиты несколько стихают: оборонные расходы к 2013 году увеличатся «всего» на 17,9%, а правоохранительные - на 4,8%.
Что касается СОЦИАЛЬНЫХ РАСХОДОВ, ТО РАСТУТ ТЕ ИЗ НИХ, ЧТО В ПОГОНАХ: РОСТ ПЕНСИЙ ВОЕННОСЛУЖАЩИМ В 2012 ГОДУ СОСТАВИТ 79%. «Чемпионы» же СРЕДИ ГРАЖДАНСКИХ СОЦРАСХОДОВ - ПЕНСИИ, В 2012 ГОДУ ОНИ БУДУТ ИНДЕКСИРОВАНЫ НА 11%, И СТИПЕНДИИ, ИХ РОСТ В 2011-2012 ГОДАХ ЗАПЛАНИРОВАН НА УРОВНЕ 9,5 И 6% СООТВЕТСТВЕННО.
Какая уж тут модернизация! Чтобы в этом ни у кого не оставалось сомнений, вот еще цифры: ФИНАНСИРОВАНИЕ ФОНДА СКОЛКОВА УПАДЕТ с 27,1 млрд руб. в 2012 году до 17,1 млрд руб. в 2014 году, проекты президентской комиссии по модернизации в 2012 году получат 10 млрд руб., в 2013 году - 6,3 млрд руб., в 2014 году - 3,6 млрд рублей.
Девиз бюджета можно сформулировать так: «Кто сказал модернизация? Отставить!»
Неснижаемые социальные платежи
Как не раз указывала «Новая газета», главная черная метка российского инвестиционного климата-2011 - это увеличение фискального нажима на фонд оплаты труда в виде замены ЕСН социальными платежами, из-за чего нагрузка выросла с 26 до 34%.
Сначала президент ставил задачу вернуть всё на место, причем в унифицированном виде. Однако в последнем бюджетном послании он отступил, там зафиксирована формула снижения ставки соцплатежей с 34 до 30% и 20% для неторгового малого бизнеса. Но, как показывают последние инициативы Минфина, правительство развивает успех и на этом критически важном участке экономики. Ведь речь идет о тех производствах, где главный капитал - не нефть, не производство металлов в тоннах или чушках, а люди. Именно от таких предприятий и зависят перспективы продвижения к современной постиндустриальной экономике.
7 июля премьер-министр Путин признался, что поручение президента не выполнено: окончательного решения вопроса снижения ставки социальных платежей у Белого дома нет. Однако известно, что компенсация выпадающих доходов, предложенная Минфином, фактически поддержана правительством. Речь идет о введении дополнительного платежа в 10% (для малого бизнеса - 7%) с сумм зарплат, превышающих 512 тыс. руб. в год (около 45 тыс. руб. в месяц).
Ничего не меняется. ЭТО ЕЩЕ ОДИН ВИД ВСЕ ТЕХ ЖЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ. ГРАНИЦА, С КОТОРОЙ ИХ ПРЕДПОЛАГАЕТСЯ ВВЕСТИ, ОЗНАЧАЕТ: ЕЩЕ ОДНА ШИРОКО РАЗРЕКЛАМИРОВАННАЯ ЦЕЛЬ РОССИЙСКОЙ ПОЛИТИКИ - УКРЕПЛЕНИЕ СРЕДНЕГО КЛАССА, что опять же имеет самое прямое отношение и к модернизации, и к развитию не суверенной, а подлинной демократии, - ОТКЛАДЫВАЕТСЯ В СТОРОНУ.
Можно выразиться иначе. Президент требовал снизить соцплатежи. Правительство не намерено менять ситуацию по существу. Опять знакомая команда: «Отставить!»
Закон и порядок
Вопрос о том, кто же в конце концов принимает в России окончательные решения, иногда ставится буквально. И не оппозиционерами, а госчиновниками.
Вот классический пример. Президент анонсировал новую волну приватизации, в ходе которой государство намерено распродать в первую очередь свои миноритарные пакеты. Чтобы их покупали, необходимо укрепить права миноритариев.
В июне Дума приняла в первом чтении законопроект, расширяющий их права. Речь идет о поправках в закон об акционерных обществах и о рынке ценных бумаг. Миноритариям открывается доступ к коммерческой тайне компаний и информации об их «дочках». Получить эти сведения можно будет, предварительно выдав расписку о неразглашении коммерческой тайны. Естественно, доступ к бухгалтерской информации по-прежнему смогут получить владельцы не менее 25% акций.
Президентская инициатива вызвала фронду. Появилось «письмо четырех» (его авторами выступили руководители «Роснефти», «Транснефти» и примкнувших к ним «Сургутнефтегаза» с ТГК-2), адресованное вице-премьеру Игорю Сечину. В письме утверждается, что поправки не улучшат инвестиционный климат, как надеется президент, а совсем наоборот - подорвут инвестиционную привлекательность их активов и конкурентоспособность российского крупного бизнеса. Авторы не скрывают, что они решительно против и другой, уже реализованной, инициативы президента - о замене чиновников в советах директоров компаний с госучастием на независимых директоров. Они утверждают, что чужаки, не инвестировавшие в компанию, «не могут быть уравнены в правах с ее собственниками», к тому же в законопроекте недостаточно четко проработан механизм защиты конфиденциальности, и это «создает обширное поле для злоупотреблений со стороны недобросовестных членов совета».
Стоит привести комментарий Алексея Навального, прославившегося, в частности, тяжбами с госкомпаниями, миноритарным акционером которых он является, за право на информацию. Во-первых, «Роснефть», «Транснефть» и «Сургут» именно под «крышей» Сечина ведут свои коррупционные делишки, в частности, с Gunvor - вот эту Главную Тайну России они и охраняют». Во-вторых, «президент страны начинает реформу корпоративного управления в госкомпаниях, с помпой вносит предложения, которые одобрили всяческие специалисты. После чего компании, принадлежащие государству, просят отменить эту реформу, для чего пишут письмо зампреду правительства Сечину. Где у нас президент и где зампред правительства?»
«Письмо четырех» написано еще в мае и свидетельствует, что госуправленцы, видящие в непрозрачности свое конкурентное преимущество, вступают в открытый конфликт с президентом.
P.S. 8 июля в Киришах (Ленинградская область) премьер Владимир Путин сделал два примечательных заявления.
«Необходим тщательный контроль в розничной торговле нефтепродуктами. Дефицита топлива на АЗС в стране не должно быть. Нонсенс это». - Адресат у первого заявления внутренний, если точнее, то это избиратель.
Второе заявление об одном из инструментов контроля над рынком нефтепродуктов: «В затянувшейся дискуссии о выравнивании пошлин на сырую нефть и темные нефтепродукты нужно ставить точку. Я предлагаю начать постепенное сближение уровня пошлин. В течение двух недель прошу обеспечить внесение в правительство проекта соответствующих решений».
Премьер собирается регулировать внутренние цены, воздействуя на экспортные. Логично. Но тогда одним из объектов контроля должна в первую очередь стать компания Gunvor - нефтетрейдер, на который приходится до 40% экспорта российской нефти, совладельцем которого является Геннадий Тимченко, давний знакомый Путина.
Николай ВАРДУЛЬ, экономический обозреватель

"Новая газета" № 74 от 11 июля 2011 года
http://www.novayagazeta.ru/data/2011/074/18.html
Примечание: выделение ПРОПИСНЫМИ - моё.

РАНЕЕ НА ЭТУ ТЕМУ:
Россия выбирает военно-сырьевой путь
http://loxovo.livejournal.com/2100254.html

экономика, финансирование, бюджет, расходы, Вардуль, силовики

Previous post Next post
Up