Архитектор Михаил ХАЗАНОВ: "Перенос столицы необходим"

Jul 04, 2011 14:42

"Перенос столицы необходим, я еще в 1986-м предлагал строить город между Москвой и Питером"
Вице-президент Союза московских архитекторов Михаил ХАЗАНОВ рассказал о проекте переноса административного центра из Москвы в Подмосковье, одним из авторов которого он является.
- Расскажите предысторию переноса административного центра России на новое место, идею которого решили воплотить сейсас, после предложения президента России Дмитрия Медведева.
- В 1986 году Главное архитектурно-проектировочное управление Москвы объявило конкурс на план развития Московского региона. Это был первый перестроечный год. Заканчивалась советская эпоха, происходила смена вех. Уже тогда было понятно, что Москва не справляется с административно-управленческими функциями: города, региона и страны. Уже тогда было ясно: город рано или поздно столкнется с проблемами транспортного и инфраструктурного коллапса и потеряет своеобразие, потому что центр будет выломан по совершенно объективным обстоятельствам.
- Что вы предлагали?
- Организацией конкурса занимался Союз архитекторов. Участники должны были на подробных схемах представить развитие Московской области, Москвы и центра города. Нашей командой руководил Евгений Борисович Пхор. Мы предлагали создать на базе существующих городов-спутников Москвы несколько специализированных образований: научный город, правительственный, рекреационный и так далее.
Для 1986 года это было революционное предложение: Кремль - музей с открытыми воротами, где проходят все торжества государственного масштаба, а все управление страной, регионом, вся деловая жизнь сосредоточены в деловом городе. Новый административно-управленческий центр страны предполагалось разместить на полигонах под Кубинкой или Апрелевкой. Он задумывался как вахтовый город с высокой имиджевой функцией, такой город-гостиница, где разместились бы и представительства всех советских министерств, посольства иностранных государств.
Предполагалось, что эти специализированные города будет соединять между собой скоростной транспорт, тогда мы думали, что это будет монорельс. Этот конкурс очень широко и бурно обсуждался. Первых мест мы тогда не получили, но наш проект отметили.
- Ваш проект появился на голом месте?
- Еще более глобальная идея появилась в середине 60-х годов у группы НЭР («Новый элемент расселения»).
В 1964 году их проект получил престижную международную премию. Это был проект линейной структуры городов: транспортно-энергетическо-информационное русло, к которому будут присоединяться исторические, новые города и города со смешанной историей.
- Как вы относитесь к идее переноса административного центра в том виде, в котором она была озвучена Медведевым и Собяниным?
- Как к насущной необходимости. МОСКВА НА ГЛАЗАХ ОДНОГО-ДВУХ ПОКОЛЕНИЙ ПЕРЕСТАЕТ БЫТЬ ГОРОДОМ СОВМЕСТИМЫМ С ЖИЗНЬЮ - КАЖДЫЙ КИОСК ПРОДВИГАЕТСЯ К КРЕМЛЮ. Как только мы сменим вектор, заменим центростремительное направление центробежным - жизнь переполюсуется. Но все-таки это полумеры на первые годы, глобальная идея - это линия со специализированным городом между двумя столицами, в районе треугольника Бологое-Осташков-Пено (район озера Селигер. - «Известия»). В 1986 году скорости передвижения, отношение к экологии, энергетики, экологические, инфраструктурные проблемы были другими. Сегодня все ускоряется, уплотняется, концентрируется.
Управленческий город - прежде всего технологичный, но усредненный, сделать его неповторимым, удобным и экологичным - высокая профессиональная задача архитекторов.

"Известия", 30.06.2011
http://www.izvestia.ru/news/493377
Примечание: выделение ПРОПИСНЫМИ - моё.

интервью, управление, Москва, инфраструктура, архитектура, столица

Previous post Next post
Up