Из оборонного бюджета России крадется каждый 5-й рубль

May 24, 2011 10:30

Армия и ВПК в принципе являются институтами повышенной взяткоемкости и соблазнительных откатов. И чем больше роль этих институтов в государстве, тем масштабнее проблема.

В России из выделенных на оборонку денег крадут 20%
Из оборонного бюджета России крадется каждый 5-й рубль - 20% из выделенных средств, заявил главный военный прокурор России Сергей ФРИДИНСКИЙ в интервью "Российской газете" (http://www.rg.ru/2011/05/24/fridinskij.html). Там же он поведал об основных коррупционных схемах. Ранее генерал-полковник юстиции уже не раз признавался, что его потрясает масштаб финансовых злоупотреблений (http://www.newsru.com/russia/11jan2011/armycorruption.html).
"ИЗ ГОДА В ГОД НА ЦЕЛИ ОБОРОНЫ ВЫДЕЛЯЕТСЯ ВСЕ БОЛЬШЕ ДЕНЕГ, А УСПЕХИ НЕВЕЛИКИ. ЗАТО СОВЕРШЕНСТВУЮТСЯ СХЕМЫ ИХ НЕЗАКОННОГО ИЗЪЯТИЯ У ГОСУДАРСТВА. ПОДЛОГИ И ФИКТИВНЫЕ ОТЧЕТЫ ЗА ЯКОБЫ ВЫПОЛНЕННЫЕ РАБОТЫ, "ОТКАТЫ" ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСКОНТРАКТОВ - все это в арсенале мошенников. В результате расхищаются громадные деньги, практически - каждый 5-й рубль, а В ВОЙСКА ПРОДОЛЖАЮТ ПОСТУПАТЬ НЕКАЧЕСТВЕННЫЕ ТЕХНИКА И ВООРУЖЕНИЕ. Вот тут непосредственно наше поле деятельности", - сказал Фридинский.
Отвечая на вопрос, что мешает работать на гособоронзаказ так, чтобы он не становился кормушкой для коррупционеров, главный военный прокурор сказал: "Существует ряд объективных и субъективных факторов". К первым он отнес НЕСОВЕРШЕНСТВО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, РАЗБАЛАНСИРОВАННОСТЬ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ, ко вторым - "нерасторопность и недостаточный профессионализм чиновников от ОПК, а зачастую и нечистоплотность коммерсантов".
Говоря о результатах прокурорских проверок на предприятиях ОПК по фактам "вольного" обращения с государственными средствами, Фридинский отметил, что нередко производители и субподрядчики просто "ПРОКРУЧИВАЮТ" ДЕНЬГИ, выделяемые им по гособоронзаказу, или РАСХОДУЮТ ИХ НА ДРУГИЕ ЦЕЛИ.
"К примеру, Сарапульский радиозавод в Удмуртии не выполнил в срок обязательства по четырем госконтрактам почти на 120 миллионов рублей, а полученные авансы в размере 80 процентов стоимости работ руководство пустило на свои текущие расходы. В результате продукция, которую войска ждали в 2009 году, была поставлена только в конце 2010-го", - сказал Фридинский.
"Еще хитрее, - продолжил он, - поступили руководители Курганского машстройзавода. Получив аванс в 350 миллионов, они вместо того, чтобы направить его, как полагается, контрагентам, почти на два месяца запустили деньги в собственный оборот. Естественно, работы субподрядчиков были сорваны. А потом удивляемся, почему в армию не приходят новые образцы вооружений и техники".
Печально, заявил Фридинский, но ТАКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ВО МНОГИХ ОТРАСЛЯХ ПРОМЫШЛЕННОСТИ - ОТ СУДОСТРОИТЕЛЬНОЙ И МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДО КОСМИЧЕСКОЙ И АВИАЦИОННОЙ.
Бывает, отметил он, что ПРОИЗВОДИТЕЛЬ ИСПОЛЬЗУЕТ ДЛЯ ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ КОНТРАФАКТНЫЕ ДЕТАЛИ, ВЫДАВАЯ ИХ ЗА НОВЫЕ. Буквально на днях органами военной прокуратуры завершена проверка 275-го авиаремонтного завода, где гендиректор и его подчиненные в сговоре с поставщиками использовали при ремонте авиационной техники бывшие в эксплуатации, старые и даже неисправные узлы и агрегаты. "Технические документы на них были подделаны. Материальный ущерб составил более 90 миллионов рублей, а о боеготовности и безопасности полетов, что еще более важно, речь в этом случае вообще не идет", - сказал Фридинский.
Он также отметил, что уже не первый год на одном из южных заводов по производству торпед военные прокуроры выявляют нарушения законов. "Прежде поставляли старую продукцию под видом новой. По этому факту возбуждено и расследуется уголовное дело. Теперь мы вскрыли, что при производстве торпед использованы импортные комплектующие с истекшими сроками годности, а их ввоз в Россию осуществлен без разрешений и лицензий. На оплату этой халтуры ушло около 200 миллионов рублей", - сказал главный военный прокурор.
По требованию ГВП командование флота запретило эксплуатацию этой продукции и принимает меры, чтобы исправить ситуацию. "Материалы проверки направлены для привлечения виновных к уголовной ответственности", - сказал Фридинский.
Фридинский убежден в том, что выход из положения заключается в надлежащей организации работы и совершенствовании нормативно-правовой базы. "Необходимо повысить ответственность предприятий оборонно-промышленного комплекса за соблюдение сроков исполнения контрактов и качество выпускаемой продукции. В соответствии с законодательством, если нужно, более активно взыскивать с них штрафы и неустойки за невыполнение обязательств. Бить рублем за нерасторопность и нерадивость", - заявил главный военный прокурор.

NEWSru.com, 24.05.2011
http://www.newsru.com/russia/24may2011/corruption.html

Наша армия превращается в охрану Папы римского
В ближайшие 10 лет на военных заводах России будет украдено не менее 4 трлн рублей
Каждый 5-й рубль, выделенный страной на перевооружение армии и флота, разворовывается. Таковы подсчеты заместителя Генпрокурора - Главного военного прокурора Сергея Фридинского. Поскольку на переоснащение Вооруженных сил РФ решено до 2020 года выделить 20 трлн рублей, то несложные подсчеты показывают, что в ближайшее десятилетие ушлые дельцы в российской оборонке неправедно рассуют по карманам не менее 4 трлн рублей (чуть меньше 150 млрд (!) долларов).
Методы грабежа тут достаточно разнообразны: подлоги и фиктивные акты на якобы выполненные работы, пресловутые «откаты». Судя по словам Фридинского, никто ничего особо и не боится. Тащат, не таясь. К примеру, Сарапульский радиозавод в Удмуртии получил от Минобороны в прошлом году 120 миллионов рублей. И тут же 80% этой суммы приспособил на далекие от военных целей нужды. В результате продукция, которые войска ожидали в 2009 году, дошла до них лишь в конце 2010-го. Точно также поступили со средствами гособоронзаказа на Курганском машиностроительном заводе.
Но это лишь часть безобразий, выявленных в этой отрасли военными прокурорами. Просто не поставить заказанные и давно оплаченные оружие и технику в войска - это не самая большая беда. Хуже, когда летчики получает от промышленности заведомо негодные самолеты и вертолеты, а моряки - опасные для их жизней корабли. Такое у нас тоже сплошь и рядом. По словам Фридинского, буквально на днях подобный случай органами военной прокуратуры выявлен на одном из авиаремонтных заводов. Там с ведома генерального директора на самолеты ставили контрафактные детали и механизмы. Выслужившие свой срок запчасти слегка приводили в божеский вид и ставили на боевые машины. Технические документы подделывали. Всего таким образом сперли 90 тысяч рублей.
Теперь, наверное, ушлого гендиректора авиаремонтного предприятия посадят. Но многое ли это изменит? Вспомните недавнее прошлое. В 2009 году репутации России как надежного экспортера оружия на мировом рынке был нанесен колоссальный ущерб. Алжир вернул нам уже поставленные в эту страну 15 вроде бы новеньких истребителей МиГ-29. Как выяснилось, на тех МиГах тоже стояли контрафактные детали. Их поставляла подмосковная контора «Авиаремснаб». Брали старье, переклеивали маркировки, ляпали поддельные паспорта и ставили на боевые машины.
В мае 2009 года за это мошенничество Савеловский райсуд Москвы приговорил гендиректора «Авиаремснаба» Мусаила Исмаилова и его заместителя Александра Кутумова к пяти годам и шести месяцам лишения свободы каждого. И что? А ничего. Выдавать авиахлам за только что сошедшее с конвейера последнее достижение отечественной оборонной промышленности продолжают, убедительно сообщает нам и сегодня Главный военный прокурор.
Вот это самое страшное и есть: отдельные жулики отправляются за решетку, а по большому счету с перевооружением армии и флота не меняется ни-че-го. Если полистать предыдущие доклады Фридинского по поводу выполнения гособоронзаказа, то можно убедиться, что у них вообще меняются лишь цифры и фамилии злодеев.
Вот, скажем, что Фридинский рассказывал нам год назад. В 2009-м бесследно растворились 3 млрд рублей, выделенных на создание нового оружия и техники. Между прочим, вдвое больше, чем годом ранее. Что изменилось в 2010-м? Оборонка сперла из российского бюджета еще больше. В итоге, выплатив все сполна, Минобороны получило едва треть от заказанных образцов оружия и техники.
Осерчавший президент России Дмитрий Медведев на недавнем высоком совещании по этому поводу, грозно глядя на собравшихся, зловеще намекнул: «Во времена оные уже половина присутствующих занималась бы активным физическим трудом на свежем воздухе».
Как водится, в аппарате отвечающего за оборонную промышленность первого вице-премьера Сергея Иванова тут же родился список показательно выпоротых и снятых с должностей генералов, адмиралов и генеральных директоров. Больше не поменялось ничего. Сам первый вице-премьер Иванов, предводительствующий при этом всероссийском безобразии, неприятностей избежал. Поэтому ведомству Фридинского безработица точно не грозит.
К чему дело идет, недавно неожиданно красочно предупредил бывший начальник Генерального штаба Вооруженных сил РФ, а ныне заместитель секретаря Совета безопасности России генерал армии Юрий БАЛУЕВСКИЙ: «Если мы, уважаемые друзья, в самое ближайшее время не предпримем кардинальных мер, российская армия превратится в охрану Папы римского. На вид красиво, но ни для кого не опасно. Хотим мы охраны Папы римского? По существу я не хочу, мои коллеги тоже не хотят...»
*
Сложившуюся ситуацию обозреватель «СП» обсудил с первым вице-президентом Академии геополитических наук, доктором военных наук, капитаном 1 ранга запаса Константином СИВКОВЫМ:
«СП»: - Как выяснилось, в оборонке крадут каждый пятый выделенный на перевооружение рубль. Это что, самая криминализированная отрасль? В других лучше?
- Нет, конечно. За оборонкой еще хоть как-то следят. На прочих заводах набивают карманы еще увлеченней.
«СП»: - Тем не менее, и здесь цифры выглядят ужасающе. Почему?
- Многое исходит от руководства - от коррумпированного и некомпетентного Министерства обороны. С ними же директора делятся. А о том, насколько в ведомстве Сердюкова беззастенчиво транжирят деньги, говорит такой факт. Слышали про фирму «ФиС»?
«СП»: - Что-то не припомню.
- Ей теперь поручено обслуживать здание Генштаба и Академию Генерального штаба. То есть делать то, что раньше делала военная комендатура. Так вот, после того, как комендатуру расформировали, а деньги вручили названной фирме, расходы выросли на порядок.
«СП»: - Любопытно, но это все же не оборонка.
- Ну, так в оборонке происходит то же самое. Я 12,5 лет прослужил в Генштабе. И точно знаю, что СОРВАН НЕ ТОЛЬКО ГОСОБОРОНЗАКАЗ ПРОШЛОГО ГОДА. ЗА ГОДЫ МОЕЙ СЛУЖБЫ НИ РАЗУ ОН ВЫПОЛНЕН НЕ БЫЛ. Почему? Когда-то мешал недостаток средств. Теперь денег с избытком, а все равно ничего не получается. И не получится, пока в Минобороны будут сидеть эти люди. ОНИ НЕ В СОСТОЯНИИ НЕ ТОЛЬКО КОНТРОЛИРОВАТЬ ВЫПОЛНЕНИЕ СОБСТВЕННЫХ ЗАКАЗОВ. ДАЖЕ ГРАМОТНО СФОРМУЛИРОВАТЬ ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКУЮ ПОЛИТИКУ НЕ МОГУТ. Поэтому мы то работаем над разработкой прекрасного танка Т-95, то, затратив на него миллиарды, решаем, что он вообще нам не нужен и сворачиваем проект.
Вы вспомните, кто и как раньше руководил производством оружия? Маршал ракетных войск Неделин лично присутствовал на всех испытаниях ракетного оружия. Знал каждого директора и конструктора. Что при нем можно было украсть? А сегодняшние так называемые эффективные менеджеры Сердюкова - что они вообще знают о том, как делается оружие?
«СП»: - Что скажете про недавний погром в оборонке и в Минобороны, который президент Медведев произвел, обнаружив провал гособоронзаказа в 2010 году?
- Наверное, Медведев хотел, чтобы это выглядело как грозный рык. Получился писк. Опять же, давайте вспомним, как было раньше. Например, Сталин не только лично знал главных конструкторов и директоров оборонных предприятий. Он лично определял сроки изготовления новых самолетов и танков. Во время войны сам решал, куда и какой завод эвакуировать. За счет его воли экономика быстро перестроилась на военные рельсы и смогла обеспечить армию первоклассным вооружением. Это ж не только от того, что работяги трудились, как проклятые. Организация была высочайшая. Разве Медведев способен хоть на что-нибудь подобное? Поэтому погром, о котором вы говорите, ничего не изменит. Предвыборная игра на публику, и больше ничего.

"Cвободная пресса", 24.05.2011
http://www.svpressa.ru/society/article/43703/

Украсть кусочек танка
Воровской налог на российскую оборонку составляет 20%. И в любой иной сфере экономики, где крутятся казенные деньги, крадется некая их доля
Главный военный прокурор Сергей Фридинский объявил, что из средств, выделяемых казной на гособоронзаказ, воруется каждый пятый рубль. Причем из его интервью «Российской газете» можно понять, что с ростом ассигнований на оборону (а это, кстати, предмет гордости наших нынешних руководителей) масштабы хищений увеличиваются. А вот «успехи невелики».
Вообще говоря, было бы несправедливо называть воровство в отечественной оборонке чем-то свойственным лишь России.
АРМИЯ И ВПК В ПРИНЦИПЕ ЯВЛЯЮТСЯ ИНСТИТУТАМИ ПОВЫШЕННОЙ ВЗЯТКОЕМКОСТИ И СОБЛАЗНИТЕЛЬНЫХ ОТКАТОВ. И ЧЕМ БОЛЬШЕ РОЛЬ ЭТИХ ИНСТИТУТОВ В ГОСУДАРСТВЕ, ТЕМ МАСШТАБНЕЕ ПРОБЛЕМА.
Главная военная держава мира США, по совместительству являющиеся «потенциальным противником» России, весьма подвержены этому пороку. Буквально накануне теракта 11 сентября 2001 года тогдашний американский министр обороны Дональд Рамсфельд, между прочим, обрушился на Пентагон за явные признаки финансовых злоупотреблений, пообещав объявить войну бюрократии. «По некоторым оценкам, мы не можем найти 2,3 трлн долларов», - заявил он 10 сентября того года (это тот же примерно порядок в процентах к военным расходам, о котором говорит Фридинский). Войну пришлось вместо этого вести с «Аль Каидой» и «Талибаном».
Получается, что бацилла вроде бы одна, а последствия вызываемой ею болезни драматически разные. Различным, судя по всему, является и течение болезни. Наиболее известная проблема американской оборонки - зачастую безбожное завышение стоимости продукции, закупаемой Пентагоном. В российском случае это прежде всего срыв оборонзаказа. Иначе говоря, средства растворяются в воздухе до того, как будет произведен товар. Это принципиальный момент, и, чтобы его объяснить, недостаточно констатировать, что в армии и обслуживающей ее индустрии всегда воруют.
Можно сказать, что В США ВОЕННАЯ ОТРАСЛЬ ЯВЛЯЕТСЯ ОЧАГОМ КОРРУПЦИИ, В ТО ВРЕМЯ КАК В РОССИИ - ТОЛЬКО ОДНОЙ ИЗ ПОРАЖЕННЫХ ЧАСТЕЙ ТЕЛА.
Интервью Фридинского последовало за публичным разносом, устроенным президентом Медведевым, и с этой точки зрения является типичной реакцией отечественной бюрократии на заявление политического руководства. Но, в какой бы сфере экономики, в особенности там, где крутятся казенные деньги, это руководство ни собралось сделать такое жесткое заявление, реакция могла бы быть ровно такой же (с вариациями - пятый ли рубль, четвертый или третий уворовывается). Что ж теперь, кроме главного военного заводить еще главного медицинского прокурора, главных прокуроров по госкорпорациям, по культуре и по образованию?
Так ведь и это не поможет. Потому что волна увольнений, взысканий и штрафов, прокатившаяся в последнее время в оборонке, носит явственный характер кампании. А кампании имеют неприятное свойство заканчиваться, и тогда все возвращается на круги своя.
Вот эти круги и представляют неразрешимую при сложившемся положении дел проблему. Сформулируем ее так: КОРРУПЦИЯ, С КОТОРОЙ МОЖНО БОРОТЬСЯ, - ЭТО БОЛЕЗНЕТВОРНАЯ ОПУХОЛЬ НА ФУНКЦИОНИРУЮЩЕМ НА ЗДОРОВОЙ ОСНОВЕ ОРГАНИЗМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО И ЭКОНОМИЧЕСКОГО УСТРОЙСТВА. И тут применимы и хирургия, и химиотерапия, и даже средства народной медицины. НО, КОГДА ОРГАНИЗМ ФУНКЦИОНИРУЕТ НА ОСНОВЕ КОРРУПЦИИ, ЛЕЧЕНИЕ НЕВОЗМОЖНО: ОН БУДЕТ УБИТ ПРИ ВРАЧЕБНОМ ВМЕШАТЕЛЬСТВЕ. Впрочем, это тогда уже и не коррупция, а модус вивенди.
Но, поскольку он живет, может быть, надо успокоиться? Можно и так. Но надо отдавать себе отчет, что жить он будет, по выражению Александра Лукашенко, «плохо, но недолго» - до тех пор пока его жизнедеятельность обеспечивается благоприятной внешней конъюнктурой. А плохое самочувствие объясняется мощным эффектом, которое такая система оказывает буквально на все стороны жизни общества. От подавления частной инициативы до «низовых взяток», от дикой маржи торговцев на потребительском рынке до жилищной проблемы. А оборонка - ну что ж, разве можно тут было ожидать чего-то иного, чем то, на что жалуется главный военный прокурор?
Поэтому не стоит молиться на незыблемость государственных устоев. Другой вопрос: в каком режиме их менять - в насильственном или нет. И чем дольше Россия с этим будет медлить, тем опаснее будет такая смена.

Газета.Ру, 25/05/2011
http://www.gazeta.ru/comments/2011/05/24_a_3627553.shtml

Примечание: выделение ПРОПИСНЫМИ - моё.

коррупция, бюджет, средства, преступления, оборонка, армия, Минобороны, распил, финансирование, ВПК, эксперт

Previous post Next post
Up