Первые итоги эксперимента по введению в школе "Основ религиозных культур и светской этики"

Mar 24, 2011 20:18

Взялись за душу
В ходе эксперимента по введению в школе "Основ религиозных культур и светской этики" почти половина родителей выбрали светскую этику.
В школах 19 регионов России прошел эксперимент по введению в школе нового предмета - "Основ религиозных культур и светской этики". Новая учебная дисциплина включала в себя шесть модулей или, иначе говоря, шесть вариантов, из которых ученик, разумеется не без помощи родителей, должен был выбрать один: "Основы православной культуры", "Основы исламской культуры", "Основы буддийской культуры", "Основы иудейской культуры", "Основы мировых религиозных культур" или "Основы светской этики". Изучали школьники выбранный курс в течение полугодия - в последней четверти 4-го класса и в первой четверти 5-го. Эксперимент стартовал 1 апреля 2010 года, а завершился осенью. Какие же результаты он принес?
Разобщить или сблизить?
Как и любой эксперимент в сфере образования, введение нового курса вызвало множество споров. Учителя в целом встретили идею благосклонно. "Сам по себе этот курс очень важен, и попытку его введения я считаю оправданной, - говорит кандидат исторических наук, заслуженный учитель РФ, директор ГОУ гимназии № 1505 Леонид НАУМОВ. - Эксперимент нужен: чем раньше начнем пробовать, тем лучше".
Среди родителей мнения поляризовались сильнее. Большинство не возражало против нового курса, полагая, что хуже от него не будет. Однако на вопрос, зачем, по их мнению, нужен новый предмет, многие внятно ответить не могли. Но нашлись среди родителей и категорические противники эксперимента, которые увидели в нем попытку нарушения принципа отделения церкви от школы.
Противники нововведения высказывали также опасения, что разделение класса в зависимости от выбранного модуля может привести к обострению межнациональных и межконфессиональных конфликтов в школьной среде. Хотя одной из главных задач нового предмета ставится как раз "воспитание толерантности и уважения к представителям других вероисповеданий".
Отдельной темой для споров и дискуссий стали учебные пособия по новому предмету и подготовка учителей. В современной России образовательная практика опережает появление учебных пособий. А любой новый курс тем более требует большой работы по подготовке педагогов.
"Учебник по химии "черно-белый", пока учитель не начнет демонстрировать опыты, пока ученик сам не сопоставит написанное с результатом эксперимента, - рассуждал директор НОУ "Симбирская общеобразовательная православная гимназия" Валерий МОРОЗОВ. - В данном контексте учебник по истории религий можно переложить в некую умозрительно-исследовательскую функцию. Учебник по основам религии так и останется либо учебником с картинками, либо учебником без картинок. Захочет ли ребенок, прочитавший в школе адаптированную красочную Библию для детей, воспринимать, повзрослев, серьезный, исходный текст?"
Но как бы ни были хороши пособия, проблема именно в "посреднике", уверяли эксперты. "Мы имеем дело с преподавательским корпусом из десятков тысяч учителей, которым в руки попадет подобная литература в лучшем случае за несколько месяцев до внедрения предмета. И, конечно, этого недостаточно, чтобы начать потом транслировать детям его содержание, - говорил директор Института политических перспектив, исламовед Александр ВАРСКОЙ. - И мы не берем в расчет уровень теологической подготовки самих преподавателей. Если же говорить конкретно о пособии "Основы исламской культуры", то это книга похожа на одну сплошную просьбу к школьникам: "Не убивайте, не враждуйте с другими, мир и согласие лежат в основе ислама". Конечно, цель праведная преследуется, но в книге обошли вниманием такие важные аспекты, как история создания халифата, захват иноверческих стран арабами и так далее. И в итоге ученик может вырасти с чувством, что его обманули, а ведь новое поколение очень чувствительно к информационной среде, очень требовательно".
О схематичности и "необъективности" нового курса говорил и главный редактор Международного информационного агентства Shalom News Антон ТРУБКИН: "Я более чем уверен, что современные школьники, окруженные ноутбуками, смартфонами, электронными книгами и другими плодами высоких технологий, без труда разберутся в основах даже сразу нескольких религий, но тронет ли эта информация их души? И смогут ли преподаватели религиозных основ избежать искушения выступить в роли "ловцов человеческих душ" и повлиять на детскую психику в ту или иную сторону? Ведь если преподавать основы православия или ислама не как исторический предмет, а с точки зрения общепринятой морали, разве можно избежать субъективных оценок и спекуляций?"
Одним словом, противники введения предмета в школьную программу высказывали большие сомнения в способности рядовых учителей правильно донести информацию до учеников - ведь одним из основных условий эксперимента ставилось преподавание курса светскими учителями. И чаще всего проводниками "разумного, доброго и вечного" становились учителя начальных классов, классные руководители. Что же получилось на практике?
Глас народа
После завершения первого этапа эксперимента по заказу Общественной палаты РФ в регионах апробации нового курса было проведено специальное исследование, в ходе которого родители 5-классников выразили свое отношение к новому предмету. Исследование было выполнено Агентством социальных технологий "Политех". Всего было опрошено 700 респондентов. В целом родители "подопытных учеников" восприняли новый предмет позитивно - 78% опрошенных положительно относятся к изучению религиозных культур в рамках школьной программы. При этом их отношение мало зависит от религиозной принадлежности семьи: положительно к изучению религиозных культур относятся не только православные, мусульмане и буддисты, но и неверующие родители.
Однако выяснилась одна весьма тревожная вещь: каждый 5-й участник опроса заявил, что ему не была предоставлена возможность выбрать тот или иной модуль курса. Многие респонденты также указали на то, что осуществлялся коллективный выбор модуля, то есть все дети в классе впоследствии изучали тот модуль, за который проголосовало большинство родителей. В большинстве случаев объяснялось это, конечно, не злым умыслом, а чисто техническими проблемами - нехваткой кадров и обеспечения, попытками "упрощения" поставленной задачи. "Нам сказали, что школа решила изучать дисциплину, которая называется "Основы светской этики", - сообщили некоторые родители. - Вот все и написали заявление: "Прошу, чтобы мой ребенок изучал основы светской этики".
Конечно, можно понять школы, которым не хотелось дробить классы на множество мелких групп по модулям, но свобода выбора - существенный момент. И ее отсутствие может стать поводом для обвинений в дискриминации. Кстати, большинство опрошенных одобряют возможность выбора того или иного модуля. Но при этом считают, что наряду с более подробным изучением одной религиозной культуры у учеников должна быть возможность ознакомиться и с основами других культур.
Опасения по поводу межнациональных конфликтов не оправдались. Очень небольшое число участников опроса (менее 2%) отметили, что изучение нового предмета негативным образом сказалось на сплоченности класса, в котором учится их ребенок. Более того, 20% респондентов уверены, что класс стал более дружным.
Однако какими бы ни были результаты исследований, споры вокруг нового курса будут продолжаться. "Главную ошибку я вижу в том, что вместо истории религий, истории культуры конкретной религии, вместо сопоставления определенных фактов о роли исторического развития религиозности, связанных с теми или иными историческими личностями, мы стали внедрять в сознание детей массу терминов, массу обрядов, массу недетских эмоций, называя это духовностью, - говорит Валерий Морозов. - На мой взгляд, повторяется ситуация с некогда бурно обсуждавшимся курсом "Этика и психология семейных отношений". На неготового в плане своего физиологического и социального развития ребенка мы взваливаем суть некоторых своих взрослых проблем, до которой сами только-только дошли. Нам все кажется, что без нас он себе соломку не подложит, что он все еще не готов для "самостоятельной работы". Мы слишком по-разному читаем и воспринимаем этот курс! И для себя, и для детей. Трудно идти к центру лабиринта. Еще труднее из него выйти".
И в этом, видимо, главная проблема: если курс бьет мимо цели, то зачем он нужен? "Эксперимент никак не влияет на духовное развитие, - считает отец, чей ребенок учится в школе, где обкатывался новый предмет. - Ученики относятся к этому просто как к курсу. Идут они так же, как на иностранный, например, одни учат французский, другие - немецкий и все вместе - английский".
Как сообщили в Министерстве образования и науки РФ, эксперимент будет продолжаться до конца 2011 года. При этом география его расширяться не станет. Если эксперимент будет признан успешным, с 2012 года предмет введут в учебный план на всей территории России. Правда, что значит "успешным", нам в министерстве так и не объяснили.
*
КСТАТИ
Тиражи учебных пособий по новому курсу рассчитывались по результатам выбора того или иного модуля родителями. Так, наибольшим тиражом был выпущен учебник по основам светской этики - более 120 тыс. экземпляров. На втором месте - книга "Основы православной культуры": пособие Андрея Кураева разошлось тиражом более 90 тыс. экземпляров с учетом допечаток. И на третьем месте по объему тиражей - пособие "Основы мировых религиозных культур", в котором представлен своеобразный срез основных религиозных традиций. РЕГИОНЫ, ПРИНИМАЮЩИЕ УЧАСТИЕ В ЭКСПЕРИМЕНТЕ:
1. Еврейская автономная область
2. Камчатский край
3. Пензенская область
4. Удмуртская Республика
5. Чувашская Республика
6. Вологодская область
7. Калининградская область
8. Красноярский край
9. Новосибирская область
10. Томская область
11. Курганская область
12. Свердловская область
13. Костромская область
14. Тамбовская область
15. Тверская область
16. Республика Калмыкия
17. Карачаево-Черкесская Республика
18. Ставропольский край
19. Чеченская Республика

"Профиль" №10(709) от 21.03.2011
http://www.profile.ru/items/?item=31856

религия, история, предмет, школа

Previous post Next post
Up