Депутаты Госдумы обязаны жаловаться на коллег-взяточников и заносить доносы в спецжурнал (+ коммент)

Mar 23, 2011 08:25

Депутатов обязали жаловаться на коллег
Грызлов придумал новый способ борьбы со взятками
Депутатам Госдумы раздали памятки, в которых описан порядок сообщения о фактах получения взяток их коллегами. В документе за подписью председателя Госдумы Бориса Грызлова информаторам гарантируется конфиденциальность. Кроме того, согласно этому распоряжению председателя ГД все работники аппарата нижней палаты, не сообщившие вовремя о получении взятки своими коллегами, становятся автоматически нарушителями Закона «О противодействии коррупции». Этот документ оказался в распоряжении «НГ».


Памятка, как пояснили «НГ» в пресс-службе фракции «Единой России», меняет регламент работы Госдумы и касается не только парламентариев, но и сотрудников аппарата ГД. Последние тоже поставили подписи под текстом документа, который, по сути, сделает их нарушителями закона в случае умолчания о взяточничестве в рядах нижней палаты парламента. В распоряжении Грызлова подробно прописан порядок информирования о получении и даже склонении к получению взяток депутатами, их помощниками и другими госслужащими.
В частности, информатор должен указать всех участников коррупционного сговора, обозначить место их встречи (если известно) и размер предполагаемой взятки. ДЛЯ ТАКИХ СООБЩЕНИЙ БУДЕТ ЗАВЕДЕН СПЕЦИАЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ, в котором будут фиксироваться все случаи доносов. Отказать в регистрации уведомления в журнале, согласно распоряжению Грызлова, не имеют права. Кроме того, запрещается «отражать ставшие известными сведения о частной жизни заявителя, его личной и семейной тайне, а также иную конфиденциальную информацию». Проверка сообщения о нечистом на руку депутате должна осуществляться в течение 20 рабочих дней.
При этом информация о заявителе, согласно распоряжению председателя ГД, не должна разглашаться ни при каких обстоятельствах. ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ЛОЖНОЕ СООБЩЕНИЕ В ДОКУМЕНТЕ НЕ ПРЕДУСМОТРЕНО, как, впрочем, и поощрения за помощь в противодействии коррупции. Зато информаторы имеют право ознакомиться с результатами проверки, которая для остальных парламентариев и сотрудников аппарата является секретной. Также сообщивших о коррупционных нарушениях членов нижней палаты могут привлечь к работе служебной комиссии по расследованию подобных инцидентов.
При этом за умолчание предусмотрены санкции - от увольнения до привлечения к уголовной ответственности. СЛУЧАИ УМОЛЧАНИЯ О ВЗЯТКАХ БУДУТ РАССМАТРИВАТЬСЯ КАК НАРУШЕНИЕ ЗАКОНА «О противодействии коррупции». О факте получения взятки или склонения к ней, согласно документу, нужно сообщать не позднее одного рабочего дня с того момента, когда депутату или сотруднику аппарата стало известно о готовящемся сговоре. Отсрочка предоставляется только тем госслужащим и парламентариям, которые находятся в командировке.
Парламентарии, к которым «НГ» обратилась за комментариями, неохотно говорили о новом распоряжении Грызлова. Так, зампред комитета ГД по безопасности Михаил ГРИШАНКОВ, всегда охотно общающийся с прессой, на этот раз сказал: «А можно я не буду комментировать это распоряжение?» Руководитель фракции ЛДПР Игорь Лебедев вообще впервые услышал об этом документе от корреспондента «НГ».
Источник «НГ» в Госдуме, подписавший этот документ, не увидел в нем ничего страшного, но и реальной пользы в борьбе с коррупцией от этой бумаги он не видит: «Это бюрократия, и всё. Я с трудом себе представляю, как кто-то будет жаловаться на коллег и заносить доносы в специальный журнал».

"Независимая газета" от 22.03.2011
http://www.ng.ru/politics/2011-03-22/3_zhaloby.html

Матвей ГАНАПОЛЬСКИЙ: Взяточников будут хватать за записку
“Единая Россия” извращается в борьбе с коррупцией
Есть много путей борьбы с коррупцией. Например, честные правоохранительные органы ловят взяточников с поличным. Потом суд и отсидка.
Есть у нас такое? Встречается. Потому что Дмитрий Медведев придумал реформу правоохранительных органов, собирается сократить 170 тыс. человек и провести масштабную аттестацию. И, как известно, полицейские страшно испугались и перестали брать взятки - об этом сейчас все говорят.
То есть мы видим, что если “гнать волну” в замшелом болоте, то польза налицо.
Конечно, граждане уверены, что это “скромность” у полицейских временная - они надеются, что волна реформ схлынет и, просто получив новое название, полицейские вернутся к обычному своему состоянию “доения” граждан. Но это уже вопрос стратегии власти - абсолютно очевидно, что если чиновники, полицейские и прочие служивые государству люди понимают, что их поведение под неусыпным контролем антикоррупционных спецорганов, то рука за баблом тянется уже не столь уверенно.
Второй путь - ужесточения законодательства. По новому законодательству, как известно, с российского чиновника за получение им взятки (статья 290) будут взыскивать 60-80-кратно, лишая его на три года права занимать должность, либо 50-кратно, но с лишением свободы на 5-10 лет. Взяткодателям (статья 291) придется отдать в 15-60 раз больше взятки. За взятки в особо крупном размере (более 1 млн. руб.) вводится 80-100-кратный штраф или 70-кратный, но с лишением свободы на 8-15 лет.
Согласитесь, что тот, кто берет, и тот, кто протягивает конверт, сто раз подумают, стоит ли это делать. И хотя в России исторически суровость законов компенсируется необязательностью их исполнения, все равно: суровые условия коррупционной игры, заданные исполнительной властью, - это серьезный тормоз для разгула коррупции.
Теперь одна задача: выполнять то, что сами заявили.
Однако, как известно, у России свой, “суверенный” путь.
Как мы помним, России еще предлагалась “суверенная” демократия, но смысл этой суверенности был в том, что “у нас демократии нет, но пусть проклятый Запад к нам не лезет, потому что все то, что косое и кривое, мы объявляем нормальным и суверенным”.
У нас “суверенный” автопром, “суверенная” демократия, “суверенное” ценообразование, “суверенная” экономика и “суверенная” борьба с коррупцией.
Смысл суверенности прост: говорим новые слова, но новую жизнь имитируем, не более.
Слава богу, этому нафталину, продолжавшемуся долгие одиннадцать путинских лет, вроде бы приходит конец - и именно на фоне попыток реформ видно, кто есть кто.
Вот почему новая идея путинской Госдумы - самоочиститься от коррупции - это был бы сценарий для хорошей кинокомедии, если бы...
Итак, г-н Грызлов, видимо, решает, что раз уж страна встала на антикоррупционный путь, то “Единая Россия” должна и тут задавать тон.
Г-н Грызлов хорошо знает свой депутатский корпус, он знает, кто что лоббирует, кто откуда стрижет бабло, он знает, что депутаты по криминальным доходам - далеко не церковные мыши. Поэтому Грызлову нужно было придумать “суверенную” борьбу с коррупцией - то есть такую, которая не подчиняется никаким общепринятым правилам.
И он, Грызлов, это придумал!
Итак, глава “Едра” обязал (!) депутатов сообщать о фактах взяток.
В самом этом поручении вроде бы нет ничего удивительного, хотя непонятно, почему для сообщения о взятках народным избранникам нужно указание Грызлова.
Вам это не кажется странным? Казалось бы, узнал о взятке - позвони в полицию!..
Нет, Грызлов не такой простак. Оказывается, согласно документу, узнав о взятке или попытке дать взятку, служащий или парламентарий обязаны в течение одного дня (!) сообщить об этом и - внимание! - для подобных сообщений заведут специальный журнал, куда будет заноситься информация об участниках сговора, сумме взятки и других обстоятельствах правонарушения. В частности, Информатор должен указать всех участников коррупционного сговора, обозначить место их встречи (если известно) и размер предполагаемой взятки.
То есть в Думе будет, видимо, стендик, а перед ним - столик, как в супермаркете, где Информатор под суровыми взглядами продавцов-депутатов будет описывать произошедшее.
Интересно, что в грызловском документе сказано, что Информатору гарантируется полная конфиденциальность.
Я не буду комментировать эту фразу. Пусть ее прокомментирует сам Грызлов, разъяснив, каким образом может быть гарантирована конфиденциальность, если все написано в тетрадочке, которая хранится в Думе, даже если она покоится в сейфе у самого Грызлова.
Идем дальше.
Проверка по каждой жалобе должна быть проведена в течение 20 дней, а сообщившему о взятке дадут возможность ознакомиться с ее результатами.
Кто будет заниматься проверкой сведений о взятках - не сообщается.
Что будет с Информатором, если он написал в тетрадочку ложь, в документе не говорится.
Что будет с депутатом, которого в тетрадочке обвинили во взятке, - также неизвестно. Вернее, известно: с ним ничего не будет, потому что по закону депутата можно привлечь к ответственности только в том случае, если Дума согласится на лишение его депутатской неприкосновенности. И этот закон никто не отменял.
Подводим итог.
Итак, есть полиция, Следственный комитет и Генеральная прокуратура - они готовы денно и нощно рассматривать любые сообщения о взятках.
Есть Уголовный кодекс, в котором четко прописаны “кары небесные” за взятки.
Есть четкая процедура лишения депутатской неприкосновенности.
Есть, наконец, сами депутаты, которые должны быть святее Папы Римского и не только не брать взяток, но и немедленно сообщать о них в вышеперечисленные, уже существующие (!) структуры.
Все это уже есть.
Но “Едру” нужно было придумать что-то свое, “суверенное”. То, что по пиару обозначало бы, что эта партия впереди планеты всей, а по сути...
А по сути - скажу так: я буду с нетерпением ждать, чтобы в ту самую антикоррупционную тетрадочку кто-то сделал хотя бы одну запись.
Я хочу убедиться, что будет соблюдена конфиденциальность.
Я хочу узнать, кто будет проверять факты и кто даст ответ через 20 дней.
Я буду ждать результатов этого нового суверенного шага в борьбе с коррупцией! Шага, которого не знает мировая практика.
Как думаете, дождусь ли?

Московский Комсомолец № 25598 от 23 марта 2011 г.
http://www.mk.ru/politics/article/2011/03/22/574744-vzyatochnikov-budut-hvatat-za-zapisku.html

коррупция, Госдума, взятки, Грызлов, закон, депутаты, Ганапольский

Previous post Next post
Up