Чем дальше идет реформа МВД, тем хуже ситуация (+ ФОТО)

Mar 10, 2011 12:32

Юлия КАЛИНИНА: Коррупция лучше полиции
Начавшаяся неделю назад реформа органов внутренних дел уже принесла большие неудобства автомобилистам
В ожидании переаттестации сотрудники ДПС опасаются брать взятки, поэтому теперь от них сложно получить те услуги, на которые ранее существовал фактически легальный прейскурант.
Талоны техосмотра прежде можно было приобрести через посредников в Интернете - теперь приходится стоять за ними в диких очередях. Нарушения правил на месте не оплачиваются - надо тащиться в банк с квитанцией, а потом еще ее пересылать куда-то по почте. Что касается таких “косяков”, как вождение в пьяном виде или пересечение двойной сплошной, то они и вовсе превратились в непозволительную роскошь. Сейчас за них не откупишься никакими тысячами - отберут права, и все, гуляй полгода ногами.
Подавление коррупции даже в одном, очень маленьком сегменте общественной жизни при ближайшем рассмотрении оказалось отнюдь не радостным явлением. Одни потеряли источник существования. Другие утратили возможность эффективно и быстро решать свои проблемы. Всем грустно. Как жить?
У автомобилистов, столкнувшихся с неожиданно побежденной коррупцией, надежда только на то, что долго так не продлится. Сотрудников ДПС переаттестуют, и все вернется на круги своя.
Скорее всего так и будет. Все вернется, потому что... так удобнее.
Если бы было удобнее заплатить штраф через банк, а не лично гаишнику, - платили бы через банк. Если бы было удобнее лично пройти техосмотр - проходили бы лично. Но у нас это все крайне неудобно. УРЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ГРАЖДАНАМИ И ГОСУДАРСТВОМ ОТНИМАЕТ ТАКУЮ УЙМУ ВРЕМЕНИ, ЧТО ПРОЩЕ ДАТЬ ВЗЯТКУ, ЧЕМ ПОЙТИ ИЗМАТЫВАЮЩИМ ЛЕГАЛЬНЫМ ПУТЕМ.
В ОПРЕДЕЛЕННОМ СМЫСЛЕ ПРИЧИНА КОРРУПЦИИ - В НАС САМИХ. Мы не готовы бороться с ней, дисциплинированно выстраиваясь в очереди и жертвуя на святое дело бесценные часы своей жизни. Кроме того, мы не готовы не пить, не пересекать двойную сплошную, соблюдать скоростной режим и останавливаться только там, где положено.
Когда-то готовы, а когда-то - не готовы. Мало ли какие бывают обстоятельства.
Мы не готовы бороться с коррупцией - это факт. Но не потому, что мы такие поганые от природы, а потому, что такова реальность.
КОРРУПЦИЯ ПРОЦВЕТАЕТ ТАМ, ГДЕ ЛЮДИ НЕ СЧИТАЮТ ДЛЯ СЕБЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ СОБЛЮДАТЬ УСТАНОВЛЕННЫЕ ДЛЯ ВСЕХ ПРАВИЛА. У нас - как раз такая ситуация. У нас с мигалками ездят как хотят, и без мигалок ездят как хотят, и милиционеры ездят как хотят, и сотрудники спецслужб, и прокуратуры, и влиятельные чиновники, и их дети, и дети детей, и представители кавказских диаспор, и вся элита, и не элита - все ездят как хотят, и у каждого есть внутреннее оправдание собственной исключительности, и никакая реформа МВД этих оправданий не отменит.
Но исключений из правил не может быть больше, чем самих правил. По-хорошему, у правил вообще не должно быть никаких исключений. Правила - они или для всех, или ни для кого.
У нас они ни для кого. Поэтому борьба с коррупцией в органах ДПС воспринимается сейчас как очередная бессмысленная кампания, направленная на то, чтоб лишить людей привычных удобств и заставить терять попусту время.
ЭТО НЕ НАСТОЯЩАЯ БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ. ЭТО ВРЕМЕННАЯ ПОКАЗАТЕЛЬНАЯ АКЦИЯ. К ней все так и относятся, и знают, что она скоро закончится, поэтому никакого умиления и восторга она не вызывает, а вызывает, наоборот, раздражение.
Скорее бы их уже переаттестовали, этих полицейских. Сколько надо уволить в результате реформы? Каждого пятого? Ну и постройте их в ряд, пусть рассчитаются на первый-пятый, и увольняйте по одному из каждой пятерки. И нечего огород городить. Все равно ничего не выгородите.

Московский Комсомолец № 25587 от 10 марта 2011 г.
http://www.mk.ru/politics/article/2011/03/09/571244-korruptsiya-luchshe-politsii.html

"Милиционер должен быть свободным"
Майор Алексей МУМОЛИН дошел до Конституционного суда в борьбе за право критиковать начальство
5 марта Конституционный суд России принял к рассмотрению жалобу (http://openinform.ru/news/law_enforcement/05.03.2011/23542) уволенного после видеообращения (http://www.youtube.com/watch?v=z3eOLysQq-0&playnext=1&list=PL552A2F3F75D7A076) к главе МВД экс-майора милиции Алексея Мумолина на несоответствие Конституции положений федеральных законов «О милиции» и «О государственной гражданской службе РФ», которые запрещают критиковать начальство. Майор не очень верит в возможность выиграть дело, но уверен, что закрепощение милиционеров ни к чему хорошему не приведет.
- Алексей, вас уволили за «критику начальства», а в чем, собственно, она состояла?
- Вообще-то я критиковал не столько начальство, сколько в целом положение дел в милиции. Я опубликовал видеообращение к Нургалиеву, в котором рассказал о том, до какого абсурда доводит палочная система и в каких бедственных условиях работает милиция, когда даже бумагу и бензин приходится за свой счет покупать. В ответ начальство навесило на меня взыскания и лишило всех премиальных и 13-й зарплаты. А это существенные деньги, с учетом, что оклад участкового сейчас 15 тысяч рублей. Тем более для главы семьи с тремя детьми.
- А уволили-то вас за что?
- Меня возмутило то, что за мой честный рассказ о положении дел меня лишили премиальных, и я организовал пикет, и уже после этого меня уволили.
- Вы все-таки считаете, что милиционер может критиковать начальство?
- Милиционер должен быть свободным. Разве не главная задача сотрудника милиции - борьба с беспределом? А если этот беспредел творится в собственном ведомстве? Ведь я цивилизованно обратился к министру внутренних дел с конструктивной критикой, что же в этом плохого?
- Вы верите, что конституционный суд встанет на вашу сторону?
- Честно говоря, не очень. Я вижу, какое творится кругом беззаконие. Когда человек остается один на один с системой, у него просто нет шансов.
- А много среди ваших бывших коллег недовольных?
- Вот я проработал 14 лет в милиции, и ни одного довольного что-то не припомню. Дело не только в низкой зарплате и огромном объеме работы, но в самой СИСТЕМЕ, КОТОРАЯ ВСЯ ВЫСТРОЕНА ТАК, ЧТОБЫ ПООЩРЯТЬ МАКСИМАЛЬНУЮ ЛОЯЛЬНОСТЬ К РУКОВОДСТВУ, ЗА КОТОРУЮ ВАМ МОГУТ ПРОСТИТЬ И НЕКАЧЕСТВЕННУЮ РАБОТУ, НЕВЫПОЛНЕННЫЙ ПЛАН.
- Как вы думаете, закон «О полиции» может что-то в системе изменить?
- Да вряд ли. При такой коррупции - что тут изменишь. Вот, например, ОФИЦИАЛЬНО НУРАГЛИЕВ ОТМЕНИЛ ПАЛОЧНУЮ СИСТЕМУ И ВМЕСТО 600-ГО ПРИКАЗА ТЕПЕРЬ ДЛЯ ОЦЕНКИ РАБОТЫ СОТРУДНИКОВ МИЛИЦИИ ДЕЙСТВУЕТ 25-Й ПРИКАЗ. И ЧТО? НАС СОБРАЛИ, ЗАЧИТАЛИ ЭТОТ 25-Й ПРИКАЗ И СКАЗАЛИ: «РАБОТАТЬ БУДЕМ ПО ПРЕЖНЕЙ СХЕМЕ». ТАК ПАЛКИ И ОСТАЛИСЬ, И КАЖДЫЙ ДЕНЬ ДЕЖУРНАЯ ЧАСТЬ ДОЛЖНА ОТЧИТЫВАТЬСЯ ЗА РАСКРЫТЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ. Понимаете - каждый день! Если бы у нас милиция действительно могла каждый день по несколько реальных преступлений раскрывать, то мы бы преступность давно побороли.
- Получается, вообще ничего не меняется?
- ПОЖАЛУЙ, ДАЖЕ В ХУДШУЮ СТОРОНУ, потому что теперь, когда идет переаттестация и большое число сотрудников выведено за штат, они и ПИКНУТЬ БОЯТСЯ ПРОТИВ НАЧАЛЬСТВА. В САМОЙ СИСТЕМЕ НИЧЕГО НЕ ИЗМЕНИЛОСЬ, А ЗАВИСИМОСТЬ ОТ НАЧАЛЬНИКА ВЫРОСЛА.

Slon.Ru, 05.03.2011
http://slon.ru/articles/543465/

Весна с поличным
Почему Закон «О полиции», в отличие от весны, не принесет долгожданного облегчения российским людям
Как оценивает сотрудников милиции общественное мнение - известно. И вряд ли смена названия как-то существенно повлияет на эту оценку. Даже громкие разоблачения, кадровые чистки - вроде тех, что на этой неделе провел президент Медведев, уволив несколько генералов из региональных УВД и главного инспектора МВД РФ Валерия Матюшина, - вряд ли сформируют положительный образ полисмена. Тут скорее вопрос - в самооценке, в том, как сами полисмены/милиционеры представляют себе себя и свою работу. И как?
Репортеры «Новой» прошерстили сайты, на которых общаются будущие полицейские и куда выкладывают свои фото. Некоторые снимки шокируют, другие вызывают омерзение...
Здравствуй, полиция…


Следователь И. Фото на фоне трупа (на заднем плане)


Задержанные. Судя по всему, в воспитательных целях у них на лбах написали «милицейские заповеди»


На допросе. Надеемся, что кадр постановочный


После службы


Милиционер Кирилл


Сотрудники ГИБДД на отдыхе. Сценка из жизни


Опера


Сотрудник ГИБДД. Очевидно, день прошел не зря
Подготовил Сергей Канев
Отдельным персонажам мы закрыли лица и не стали указывать подразделений, где они служат, - бог им судья…
Завтра, 1 марта, как бы вступает в действие Закон «О полиции». И важно сразу понять, почему он не будет действовать по крайней мере как инструмент защиты прав человека, почему переодетая «полиция» не станет ответом на те «вызовы», которые, собственно, и вызвали к жизни сам президентский законопроект «О…».
Проблема не в том, хорош или плох Закон «О полиции» в отдельных статьях и конструкциях, так сказать, технически. Закон не будет работать в целом постольку, поскольку, по мысли Маркса, для данного случая абсолютно верной, он не может противоречить интересам господствующего класса. А таким классом, если знать положение в стране не по официальным текстам де-юре, а по жизни де-факто, как раз и являются менты различных мастей, «силовые структуры» от ФСО и ФСБ до пожарных и просто ЧОПов. Экономическая собственность (акции и производство) - у них, бытовая собственность (коттеджи, квартиры, авто с мигалками) - у жен и тещ. Реальная власть на всех уровнях распределяется отнюдь не по тем линиям, какие нарисованы в Конституции и в законах, а так, как складывается под давлением «компроматов», в силовых же структурах и сконцентрированных. У кого право возбудить уголовное дело и всех «закрыть»? - Правильно, а судья подпишет.
С точки зрения «силовых структур», чьим наиболее многочисленным отрядом станет отныне «полиция», то, что общество считает проблемой нарушения прав человека, таковой вовсе не является. Их проблемы лежат в иной плоскости, им важен «бизнес». Теракта в «Домодедове» не могло не быть (в этом я убедился лично три года назад, когда подвозил в аэропорт таджика с дачи), так как для ментов в зале вовсе даже и не национальность является критерием для проверки документов и багажа, а только перспектива обобрать данного пассажира. По опыту они просто знают, что определенный цвет волос указывает на шансы заработать для себя и, вне всякого сомнения, для руководства. При чем тут человек и какие-то его права? Тут нет людей ни с той, ни с другой стороны, есть функции рыболова и рыбки.
Примеров всякий читатель сам может привести десятки, но мы остановимся на наиболее свежем и ярком: в пылу борьбы с прокуратурой и МВД Следственный комитет и ФСБ накрыли в 15 городах Подмосковья целую сеть подпольных казино. Пока, правда, даже президенту не совсем ясно, кто там кому наступил на хвост, но это специально и в интересах господствующего класса так сделано, что они и сами не всегда могут понять, кто из них кто. Нам важно другое: если какое-то из прав человека - например, его право зайти в казино и оставить там все свои денежки, и казенные в придачу, - соответствует интересам господствующего класса ментов, то такое право будет ими не только оберегаться, но и поощряться. А остальные права человеку на кой, если они не приносят никаких коррупционных выгод «полиции»?
Когда акционер «Новой» Александр Лебедев, еще будучи депутатом, толкал и протолкнул в Думе закон о запрете азартных игр, сразу было понятно, что работать он не будет. Пока в стране сохраняется ментовской строй, полиция - или как ее там - крышевала, крышует и будет крышевать казино, карьеры и мусорные свалки (все имена прокуроров и «смотрящих», замешанных в нынешнем скандале, глава Серпуховского района Александр Шестун назвал в «Новой» еще в мае, см. № 51), а также - проституцию, наркотрафик и иные высокодоходные «бизнесы».
Так работают, а точнее - не работают у нас все законы, так не будет работать и закон «О полиции». При этом надо понимать, что государство в современной РФ вовсе не полицейское в нормальном (из демократического словаря) смысле слова, подразумевающем строгую дисциплину и исполнение приказов сверху. Поскольку реальная власть растекается по аморфным «силовым структурам», у нас скорее нет государства, но налицо какой-то социально-экономический (ордынно-ментовской) строй. Государства нет хотя бы по той причине, что нет суда - третьей власти или «третьей ноги», без которой эта табуретка стоять не может: суд низведен ментами до роли бессловесного орудия их господствующего класса. И хотя «презумпция правоты мента», чуть не возведенная в закон «О полиции», в последний момент все-таки туда не попала, де-факто она действует на том месте, где по Конституции в суде должна находиться презумпция невиновности.
Как только будет суд, вся эта силовая нечисть сгинет, как призраки при свете дня, поскольку юридически их полномочия без поддержки в суде вполне эфемерны. Президент Медведев это хорошо понимает, о чем свидетельствует его внимание к проблеме независимого правосудия. Но пока у него не хватает ресурсов, чтобы, по сути, совершить мирный государственный переворот: свергнуть господствующий класс ментов путем возвращения стране Конституции.
Леонид НИКИТИНСКИЙ

"Новая газета" № 21 от 28 февраля 2011 года
http://www.novayagazeta.ru/data/2011/021/13.html

Бумажная полиция
Чем дальше идет реформа МВД, тем меньше доверяют милиционерам-полицейским
1 марта в России появится полиция. Пока, правда, только на бумаге. Даже надоевшее президенту и чиновникам от правоохраны наименование «милиция» сохранится до 2012 года. По словам главы МВД Рашида Нургалиева, к этому времени должны будут измениться обозначения на транспорте и форма полицейских. Чем же отличается сегодняшний милиционер от полицейского завтрашнего дня?
Ну, во-первых, формально он выведен за штат, хотя и обязан исполнять свои прежние служебные полномочия. Во-вторых, в самое ближайшее время милиционеру предстоит пройти переаттестацию, которая включает несколько экзаменов, например, на знание Конституции. Нургалиев отмечает, что в состав аттестационных комиссий будут включены и представители общественности. В МВД пояснили, что речь идет о так называемых общественных советах. Главное же отличие, как говорят чиновники, - в том, что полицейские будут не только знать законы, но и соблюдать их. Пока что это звучит утопично.
Реформа МВД идет уже больше года, однако в милиции многое осталось по-старому. В марте прошлого года несколько сотрудников ОВД «Якиманка» были уличены (http://www.kasparov.ru/material.php?id=4BA7AB8FBF798) в том, что в массовом порядке незаконно возбуждали уголовные дела и вешали преступления на невиновных людей. Чаще всего в руки стражей порядка попадали бездомные, которых ловили на столичных вокзалах. Такая практика позволяла милиционерам улучшать свои показатели, создавать видимость борьбы с преступностью, а в освободившееся от работы время, видимо, «зарабатывать» деньги.
Несмотря на полную смену начальства в отделе, подобная история повторилась спустя год, за несколько дней до прихода в Россию полицейских. Журналист Сергей Казаков (http://slon.ru/tag/30217/) в своем блоге сообщил (http://www.gazeta.ru/news/lenta/2011/02/25/n_1720661.shtml), что его приятеля, дизайнера телекомпании НТВ Павла Ермолова (http://slon.ru/tag/30216/) задержали сотрудники ОВД «Якиманка» по подозрению в угоне автомобиля. Милиционеры по повестке вызвали Павла в отделение, где сообщили ему, что он «теперь угнал машину, выкрал из нее кредитные карточки и обналичил их». Примечательно, что ЗАЯВИТЕЛЕМ И «ПОТЕРПЕВШЕЙ» ПО ДЕЛУ ВЫСТУПИЛА СЛЕДОВАТЕЛЬ ОВД ПО САВЕЛОВСКОМУ РАЙОНУ.
«Если бы не шумиха, которая была создана вокруг этого прецедента, то Павел, скорее всего, был бы обвинен в совершении преступления и сел в тюрьму. Наш адвокат уверен, что его бы посадили. Ему уже был приготовлен суд, который бы избрал меру пресечения в виде содержания под стражей. Сейчас Павел отпущен под подписку о невыезде», - рассказал Казаков.
Многие не сомневаются, что милиционеры, несмотря на реформу, остались такими же, какими и были. Эта история - лишь небольшое подтверждение, что меры, которые принимаются со стороны президента и руководства МВД, недостаточны, чтобы называть их «реформой». Новая одежда для полицейских, наклейки на машинах к 2012 году - это всего лишь предвыборная побелка фасадов.
К слову, количество россиян, которые однозначно не доверяют работникам правоохранительных органов, в феврале этого года по сравнению с прошлым месяцем выросло на 2%. Более-менее лояльно к милиционерам относится всего 30% опрошенных. Такие данные следуют из опроса, который по просьбе Slon.ru ежемесячно проводит исследовательский центр портала Superjob.ru.
Еще пара строк о переаттестации. Издалека эта процедура напоминает декларирование своих доходов чиновниками. Сообщать о нажитом должны и милиционеры. Глава ФНС Михаил Мишустин накануне заявил, что служба не выявила фактов недостоверного декларирования чиновниками своих доходов. Если экзаменаторы милиционеров окажутся столь же слепы, как налоговики, не видать нам никогда полицейских. Они будут только на бумагах, в телевизоре и уличных растяжках с рекламой бойцовских соревнований среди полицейских и военных.
Slon.Ru, 28.02.2011
http://slon.ru/blogs/osharov/post/539045/

Примечание: выделение ПРОПИСНЫМИ - моё.

Никитинский, система, реформа, МВД, милиция, доверие, Калинина, полиция

Previous post Next post
Up