Сырьевая направленность становится все более опасной для экономики (+ Н.Вардуль)

Mar 05, 2011 02:41

Что спасло Россию от еще более глубокого кризиса
Сырьевая направленность становится все более опасной для экономики
Отраслевая картина кризиса говорит о том, что сырьевая структура экономики спасла Россию от еще более глубокого спада, чем мы наблюдали в 2009 году. Да и сегодня именно ДОБЫЧА СЫРЬЯ СТАЛА ТЕМ САМЫМ ЛОКОМОТИВОМ, КОТОРЫЙ ВЫТАСКИВАЕТ ВСЮ ЭКОНОМИКУ ИЗ КРИЗИСА. К такому выводу пришли 3 марта экономисты, которые сравнивали темпы восстановления различных секторов промышленности. Правда, выход из кризиса за счет роста добычи привел к парадоксальному эффекту: ЭКОНОМИКА СТАЛА ЗНАЧИТЕЛЬНО МЕНЕЕ ЧУВСТВИТЕЛЬНОЙ К РОСТУ МИРОВЫХ ЦЕН НА НЕФТЬ, ТОГДА КАК ИХ ВОЗМОЖНОЕ СНИЖЕНИЕ БУДЕТ КРАЙНЕ БОЛЕЗНЕННЫМ.
В ходе заседания Экономического клуба компании ФБК был представлен аналитический доклад «Экономический кризис через призму отраслевого анализа». После провального в экономическом плане 2009 года, по итогам 2010 года был зафиксирован рост ВВП почти на 4%. Правда, в разных отраслях адаптация к кризису и выход из него проходит по-разному. Например, строительство в 2009 году просело на 16%, а по итогам 2010 года рост зафиксирован в пределах символического 1%. А вот оборот розничной торговли, после падения за 2009 год на 4,9% в 2010 году вырос почти на 5%.
Точкой отсчета для анализа спада производства в различных отраслях стал октябрь 2008 года, когда наиболее отчетливо проявились кризисные явления - поясняет директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь НИКОЛАЕВ. При сравнении темпов посткризисного восстановления лучше других показала себя «добыча полезных ископаемых» (см. таблицу), что связано с благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой. Второе место по приросту производства с начала кризиса занимает «производство кожи, изделий из кожи и производство обуви», что объясняется снижением таможенных пошлин на ввоз сырья и полуфабрикатов. Если верить статистике, то промышленное производство уже практически вышло на докризисный уровень. Однако это вовсе не значит, что восстановились абсолютно все производства. Так, целлюлозно-бумажное производство, деревообработка, полиграфия, производство транспортных средств, машин и оборудования, в частности электрооборудования, еще заметно отстают от докризисных показателей.
Таким образом, российскую промышленность из кризиса сегодня вытаскивает именно сырьевой сектор, который скорее всего уберег Россию от еще более тяжелых последствий кризиса. «Если бы не сырьевая структура российской экономики, то падение могло бы быть гораздо серьезнее и превысить 20%. Что, например, произошло в странах Прибалтики», - говорит Николаев.
Как пояснила директор Института «Центр развития» Наталья АКИНДИНОВА, страны, где большую долю экономики составляет экспорт сырья, пострадали в кризис меньше других. «Но успокаиваться вряд ли стоит, поскольку российская экономика разделена на два неравных сектора - сильный сырьевой и крайне слабый обрабатывающий, - отмечает она. - И пока сложно ожидать, что в скором времени этот перекос будет преодолеваться». Более того, по ее словам, в нынешних условиях отечественная экономика уже значительно менее чувствительна к росту мировых цен на нефть, тогда как их снижение будет сказываться все более болезненно.
В свою очередь, член совета директоров «ВТБ Капитал» Сергей ДУБИНИН (в 1995-1998 годах глава ЦБ) считает, что выход из кризиса для России вовсе не означает возврата к относительно благоприятной докризисной ситуации, когда отмечался рост инвестиций и приток иностранного капитала. «У нас до сих пор нет институтов, которые могли бы трансформировать сбережения в «длинные деньги». Необходимы ресурсы - государственные и негосударственные инвестиции, - а с этим сегодня очень сложно», - говорит Дубинин. По его словам, В СЛЕДУЮЩИЕ 10 ЛЕТ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ПРОБЛЕМОЙ - СОЦИАЛЬНОЙ, ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И ДАЖЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ - СТАНЕТ ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ. «Это очень тяжелая структурная проблема, решать которую придется. Очень плохо, что пока никто не знает, как именно ее надо решать», - отмечает Дубинин. Низкие темпы восстановления экономики означают, по мнению экс-главы ЦБ, что Россия фактически выпала из престижного списка стран группы БРИК с быстрорастущей экономикой.
А вот МЕНЯТЬ СТРУКТУРУ ЭКОНОМИКИ ВЛАСТИ НЕ СПЕШАТ, отмечают аналитики. «Судя по последним событиям, руководство страны намерено проводить ту же политику, что и до кризиса, - сетует Игорь Николаев. - В результате будет спекулятивный разогрев экономики, рост фондового рынка, что уже происходит. Но НЕИЗБЕЖНО БУДЕТ И БОЛЕЗНЕННАЯ КОРРЕКЦИЯ».
При этом СОБЛАЗН ПОТРАТИТЬ ДЕНЬГИ НА ПОПУЛИСТСКИЕ ПРОЕКТЫ ТОЛЬКО ВОЗРАСТАЕТ. «У нас снова начинают звучать оптимистические сообщения о росте запасов, об увеличении Резервного фонда, - отмечает эксперт. - А вместе с этим растет желание часть денег потратить. Первый звонок уже прозвенел, когда премьер-министр Владимир Путин заявил о незапланированной индексации стипендий на 9%». В масштабах страны это вроде и немного, но лиха беда начало - если дело пойдет таким образом дальше, то расходы будут только расти, тем более что желающих получить дополнительные бюджетные средства найдется много.
Посткризисное восстановление российской промышленнсти
Вид деятельности Рост производства (октябрь 2008 г. к декабрю 2010 г.), %
Добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических 129,3
Производство кожи, изделий из кожи и производство обуви 125,3
Химическое производство 110,1
Производство кокса, нефтепродуктов и ядерных материалов 107,5
Производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака 106,1
Добыча топливно-энергетических полезных ископаемых 103,2
Производство резиновых и пластмассовых изделий 101,9
Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий 97,8
Текстильное и швейное производство 97,7
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 96,0
Целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность 94,2
Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования 91,4
Обработка древесины и производство изделий из дерева 89,7
Производство машин и оборудования 88,5
Производство транспортных средств и оборудования 88,0
Производство прочих неметаллических минеральных продуктов 78,9
Источник: расчеты ФБК

"Независимая Газета" от 02.03.2011
http://www.ng.ru/economics/2011-03-02/4_crisis.html

Когда вернувшийся кризис в конце концов обрушит цены на нефть, Россия рискует встретить его так же, как в 2008 году
Одни экономисты занимаются лихорадочными и в значительной мере спекулятивными подсчетами того, сколько может стоить нефть в ближайшее время, другие уже задумываются о том, что может остановить их рост, - пишет в статье, опубликованной "Независимой газетой", Николай ВАРДУЛЬ.
Логика проста. Мировая экономика только что вступила в фазу острожного оживления после сокрушительных ударов кризиса. Однако резко выросшие и продолжающие расти цены на нефть, повышая издержки производства, могут легко вернуть кризис. Многие вспоминают о том, что росту цен на нефть способствует и мягкая денежная политика - главное антикризисное средство ФРС США. Но у этого процесса есть и оборотная сторона. Если кризис вернется, то за падением производства должно последовать и возвращение "на землю" цены на нефть. Так что впереди у мировой экономики бег по кругу.
Уже есть первый ответ на животрепещущий вопрос, когда вернется кризис. The Wall Street Journal подсчитал: оживление экономики будет остановлено при среднегодовой цене в $ 127 за баррель. Для цен этот рубеж, как мы уже видели, не предел. Так что возвращение кризиса более чем вероятно.
Москва пока празднует: вид на $127 ее вполне устраивает, особенно с учетом того, что 24 февраля МВФ повысил прогноз средней цены на нефть в 2011 году с 89,5 до $95.
Министр финансов Алексей Кудрин уже заявил, что дефицит бюджета может быть ликвидирован досрочно - к 2014 году. Премьер Владимир Путин, в свою очередь, приветствовал вероятное удвоение Резервного фонда с нынешних 775 млрд рублей до 1,454 трлн к концу года при среднегодовой цене в $93.
Но это реакция на первый ход трехходовки: рост цен на нефть - возвращение мирового кризиса - падение цен на нефть.
Если же не упускать из виду всю комбинацию, то КАРТИНА ОТКРЫВАЕТСЯ ТРЕВОЖНАЯ. НА ВЕСЬМА ВЕРОЯТНОЕ ВТОРОЕ ПРИШЕСТВИЕ КРИЗИСА РОССИЯ ОТВЕЧАЕТ СТАРАТЕЛЬНЫМ ВОССТАНОВЛЕНИЕМ ДОКРИЗИСНОЙ МОДЕЛИ ЭКОНОМИКИ, которая, по признанию самих чиновников, несмотря на наличие Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, свидетельствовала об УСИЛЕНИИ ЗАВИСИМОСТИ ЭКОНОМИКИ ОТ НЕФТЯНОЙ КОНЪЮНКТУРЫ и не спасла от САМОГО ГЛУБОКОГО СРЕДИ СТРАН "ДВАДЦАТКИ" ПАДЕНИЯ ВВП.
СНИЖЕНИЯ НАЛОГОВ ЖДАТЬ НЕ ПРИХОДИТСЯ - Минфин грудью встанет на защиту бюджета от все той же непредсказуемой конъюнктуры. Рост расходов на цели инноваций и модернизации, содержащийся в "инновационном сценарии" прогнозного развития России, предложенного Минэкономразвития, торпедирован усилиями Кудрина, которого поддержал Путин. Премьер и его зам заботились о ликвидации бюджетного дефицита. Но для экономики опасен не столько сам дефицит, сколько СОХРАНЯЮЩАЯСЯ НА ВЫСОКОМ УРОВНЕ ИНФЛЯЦИЯ, которая не только социально опасна, но и способна деформировать рыночные ориентиры развития. Однако ждать каких-либо успехов в борьбе с инфляцией теперь явно не приходится. О продолжающемся быстром росте цен позаботятся цены на нефть, не стоит забывать и предстоящие выборы.
Что же изменится? Россия может укрепить свои позиции поставщика углеводородного сырья. Она готова усилить натиск на газовом рынке Европы. Российские политики могут снова, гласно или нет, поднять на щит давнюю идею Владимира Путина о превращении России в энергетическую сверхдержаву. Однако все это НЕ ВЫХОДИТ ЗА РАМКИ МОДЕЛИ ЭКСПОРТНО-СЫРЬЕВОГО РАЗВИТИЯ, той самой модели, которая в правительственных документах официально признана устаревшей. Значит, когда вернувшийся кризис в конце концов обрушит цены на нефть, Россия рискует встретить его так же, как в 2008 году.
Это болезненное ощущение распространяется, кстати, не только на экономику. Если ей крупно не повезет, то можно вспомнить историю одного везения. Согласитесь, при всех сложностях ситуации в 2000 году ставшему тогда президентом Путину несказанно повезло, когда цены на нефть, начав свое восхождение во второй половине 1999 года, так и не переводили дыхания практически до окончания его второго срока. И вот опять, еще до середины предвыборного 2011 года, цены на нефть ринулись вверх и явно намерены не останавливаться на уже когда-то достигнутом в 2008 году. Так что если следовать законам фарта, цены на нефть уже выбрали следующего российского президента.

"Независимая Газета" от 04(?).03.2011 - «Нефть России», 04.03.11
http://www.oilru.com/news/238361/

От редакции: Ловушка застоя
Цены на нефть снова бьют рекорды - на прошлой неделе баррель стоил почти $120. Поскольку нефть - наше все, принято считать, что для России повышение нефтяных цен открывает исключительно приятные перспективы.
Так ли это?
Действительно, темп роста ВВП России, одного из крупнейших производителей и чистых экспортеров нефти в мире, при повышении цены барреля нефти с $75 до $100 может ускориться на 4,6% (при $120 за баррель - на 8,4%), подсчитали эксперты Института исследований быстроразвивающихся рынков «Сколково». Благодаря росту нефтяных цен России можно будет на время забыть о недавних мрачных прогнозах, согласно которым счет текущих операций платежного баланса обнулится или даже станет отрицательным. Темпы роста экспорта опять перекроют рост импорта, золотовалютные резервы ждет взрывной рост.
Значительная часть нефтяных доходов осядет в бюджете, существенно поправив дела: председатель правительства Владимир Путин на прошлой неделе заявил, что при среднегодовой цене нефти в $93 к концу года резервный фонд может удвоиться и достигнуть 1,45 трлн руб. Вообще-то бюджет на этот год сверстан исходя из цены $75 за баррель, но, по оценке министра финансов Алексея Кудрина, бездефицитным он становится при $105. Дорогая нефть позволяет отложить программу госзаимствований и не беспокоиться о предвыборных социальных расходах.
Однако даже для бюджета дорогая нефть - не стопроцентная радость. Высокие нефтяные цены способствуют притоку валютной выручки и спекулятивного капитала в страну, что увеличивает давление на рубль. А укрепление рубля уменьшает приток денег в бюджет: по оценкам Минэкономразвития, каждые $1-2 роста цены нефти приносят бюджету дополнительные 75 млрд руб., но до определенного порога: при росте на $30 дополнительный доход сокращается почти вдвое из-за укрепления рубля.
Судя по всему, выиграет и фондовый рынок. Снижение доллара и рост стоимости сырьевых товаров почти всегда ретранслируется в рост развивающихся рынков. К примеру, за пять лет, предшествовавших кризису 2008 г., Dollar Index снизился на 25%, сырьевой индекс CRB Reuters за это время вырос на 70%, а рост развивающихся рынков превысил 300%.
Но возрастает риск инфляции, которая и без того подстегивается ростом цен на продовольствие. Российский ЦБ уже предпринял массированный удар по денежному предложению: повышены все ключевые ставки, включая ставку рефинансирования, которая с 2008 г. только снижалась; со вторника повышаются нормы резервирования.
Крепкий рубль вряд ли порадует экспортеров, зато он увеличит стоимость национальных активов и инвестиции в отраслях, работающих на внутренний рынок. Укрепление рубля делает импортные комплектующие и импортное оборудование дешевле. Значит, компании, которые успешно работают на российском рынке и активно кооперируются с иностранными партнерами, получат преимущества.
Правда, параллельно с этим укрепление рубля, особенно по отношению к доллару, ослабляет конкурентоспособность отечественной продукции на внутреннем рынке. Все чаще главным конкурентом для российских компаний становятся китайские товары, и поскольку курс китайского юаня привязан к курсу доллара, то в рублевом выражении китайские товары становятся дешевле.
Но главная опасность высоких цен на нефть - отказ от планов развития и переход к застойному сценарию. Это понимают и власти. Слишком высокие цены на нефть станут препятствием для модернизационного развития России, заявил президент Дмитрий Медведев (цитата по «Интерфаксу»): «Если говорить прямо, то $140 за баррель - это для России катастрофа, это уничтожение всех стимулов к развитию».
ВЫСОКИЕ ЦЕНЫ НА НЕФТЬ БУДУТ СПОСОБСТВОВАТЬ ТОМУ, ЧТО МНОГИЕ РЕФОРМЫ ОКАЖУТСЯ УНИЧТОЖЕНЫ В ЗАРОДЫШЕ, ПЕРЕСТРОЙКА ЭКОНОМИКИ БУДЕТ ОТЛОЖЕНА, ПОСТРОЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ, ОРИЕНТИРОВАННОЙ НА РОСТ, БУДЕТ ПЕРЕНЕСЕНО НА БОЛЕЕ ПОЗДНИЙ СРОК И В КОНЦЕ КОНЦОВ ЭТО ПРИВЕДЕТ К НЕИЗБЕЖНОМУ ЗАСТОЮ, КОТОРЫЙ БУДЕТ ПОДДЕРЖИВАТЬСЯ СТРАХОМ НЕИСТРЕБИМОЙ КОРРУПЦИИ, предупреждают экономисты Андерс Ослунд, Сергей Гуриев и Эндрю Качинс в книге «Россия после глобального экономического кризиса». По их мнению, РОССИЯ ОЧЕНЬ БЛИЗКА К ТОМУ, ЧТОБЫ ПОПАСТЬ В ЛОВУШКУ ЭПОХИ ЗАСТОЯ, ОЧЕНЬ ПОХОЖУЮ НА ВРЕМЕНА ПРАВЛЕНИЯ БРЕЖНЕВА.

"Ведомости", 28.02.2011, 34 (2800)
http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/255744/lovushka_zastoya

Примечание: выделение ПРОПИСНЫМИ - моё.

Аслунд, экономика, Николаев, сырьевая, промышленность, Вардуль, отрасли, кризис, структура, проблемы, Гуриев, производство

Previous post Next post
Up