Обращение главы государства к Федеральному Собранию (часть 7 - анализ, комментарии)

Dec 01, 2010 00:42

Дмитрий Медведев не ответил на главные вопросы, которые волнуют общество

Разочарование
Президентское Послание не оправдало ожиданий
Третье Послание президента Дмитрия Медведева к элите страны, готовившееся в режиме жесточайшей секретности, сенсаций не принесло. Президент повторил во многом то, о чем говорил на протяжении последнего года. КОНКРЕТНЫХ ОТВЕТОВ НА ГЛАВНЫЕ ВОПРОСЫ, КОТОРЫЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ВОЛНУЮТ РОССИЯН: СОЗДАНИЕ РАБОЧИХ МЕСТ, ДОХОДЫ, ОБРАЗОВАНИЕ, ЖИЛЬЕ, ЗДРАВООХРАНЕНИЕ, А ТАКЖЕ СОСТОЯНИЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ И СУДОВ КАК ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО ЗАЩИТНОГО КАРКАСА ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЭТИХ КЛЮЧЕВЫХ ЗАДАЧ, - НЕ ПРОЗВУЧАЛО. ОБРАЩЕНИЕ МЕДВЕДЕВА СКОРЕЕ ВЫГЛЯДЕЛО ПОСЛАНИЕМ К БЛАГОПОЛУЧНОЙ СТРАНЕ, ГДЕ ЖИЗНЬ ДАВНО НАЛАЖЕНА и надо лишь что-то подкорректировать. В итоге оно оказалось оторванным от российской действительности.
Как уже писала «НГ», подготовка третьего Послания президента Дмитрия Медведева Федеральному собранию существенно отличалась от прошлогодней. Осенью 2009-го глава государства выступил со статьей «Россия, вперед!» и предложил гражданам подключиться к написанию его Послания. Теперь с гражданами не посоветовались. Подготовку ежегодного обращения главы государства к стране, по информации «НГ», координировали помощник президента по экономическим вопросам Аркадий Дворкович и помощник главы государства Джахан Поллыева. Дворкович отвечал за содержательное наполнение, а Поллыева - за риторическую часть.
Как удалось выяснить «НГ», в оставшуюся пару дней до выступления президента из Послания были выхолощены наиболее интересные инициативы. В результате СТРУКТУРА ТЕКСТА ПОЛУЧИЛА ПРОБОИНЫ И УТРАТИЛА ЛОГИЧНОСТЬ. Создалось впечатление, что при подготовке третьего обращения были допущены МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОСЧЕТЫ.
Основная тема Послания - дети и демография. Президент заявил, что мы ответственны за то, в каком виде передадим им страну. Этот месседж скорее подходит благополучной европейской стране, где по большому счету есть только одна серьезная проблема - демографическая. С первых фраз Послания складывалось ощущение, что президент обращается к стране, где жизнь, в общем-то, уже налажена, а теперь надо лишь кое-что скорректировать. А как иначе можно рассматривать рассуждения на не первостепенные для нашей страны темы экологии, демографии, физкультуры? В то время как людей волнует: будут ли создаваться рабочие места, светит ли им повышение доходов, какие меры будут предприняты, чтобы повысить качество здравоохранения и образования. И, в конце концов, поможет ли государство решить проблемы с жильем, дифференцируя потребности различных групп населения? В этом вопросе упор должен быть сделан на поиск адекватных моделей обеспечения жильем с учетом возраста и материальных возможностей, доходов и доступности кредитов. Ведь не случайно число людей, живущих в ветхом и трущобного типа жилье, выросло за последние годы. И перспектив для них выбраться из этого кошмара не видно, потому что многие граждане никогда не смогут позволить себе ипотечные формы кредитования.
Четкие ответы на эти наиболее болезненные для российского общества вопросы так и не последовали. Почему? Не потому ли, что ТЕКСТ ГОТОВИЛИ ЧИНОВНИКИ, ДАВНО РАБОТАЮЩИЕ В КРЕМЛЕ И УТРАТИВШИЕ ОЩУЩЕНИЕ РЕАЛЬНОЙ СТРАНЫ С ЕЕ НУЖДАМИ И ПРОБЛЕМАМИ? В ИТОГЕ ПОЛУЧИЛОСЬ, ЧТО ГРАЖДАНЕ НЕ ВПИСАЛИСЬ В ИХ ВИДЕНИЕ ИДЕАЛЬНОГО УСТРОЙСТВА ЖИЗНИ.
В Послании не было сказано и о том, что глава государства с помощью модернизации намерен создать условия для самореализации граждан. И вообще о том, как модернизацию сделать выгодной людям. И кто будет ее главным проводником. Тему формирования конкретных условий для продвижения идей модернизации президент Дмитрий Медведев обошел стороной.
Не захотел президент и развить высказанную им в видеообращении мысль о том, что в отечественной политической жизни наметился застой. Стоит ли говорить, что глава государства так и не сформулировал методы борьбы с ним. В политической части прозвучала лишь одна инициатива - о том, что на муниципальном уровне нужно ввести смешанную систему выборов. То есть выбирать горсоветы по спискам и по мажоритарным округам. Эту тему Медведев поднимал еще во втором Послании. Причем в течение 2010 года был даже разработан проект закона на этот счет, однако он несколько месяцев отлеживался в Государственно-правовом управлении президента. Теперь, видимо, с него стряхнут пыль и все-таки внесут в Госдуму. Но неужели только этой мерой президент собирается бороться с застоем? ВЫХОДИТ, ВСЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ЗАВЕРШЕНЫ?
Очень странную подсветку в Послании получила тема реформирования МВД. Глава государства так и не объяснил, зачем затеял трансформацию ведомства. В КАЧЕСТВЕ ГЛАВНОГО ДОСТИЖЕНИЯ ОН ВЫДЕЛИЛ ТО, ЧТО ОБСУЖДЕНИЕ ЗАКОНА «О ПОЛИЦИИ» КАК МИНИМУМ ДАЛО НЕПЛОХИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ. А ТЕПЕРЬ, СОБСТВЕННО, В ТОМ ЖЕ КЛЮЧЕ МОЖНО ОБСУЖДАТЬ ЗАКОН ОБ ОБРАЗОВАНИИ.
Странно прозвучал и пассаж на тему отношений России и Запада. Медведев заявил, что между Россией и США может возникнуть новая гонка вооружений, если не удастся договориться о создании совместной глобальной противоракетной обороны. И «нам придется принимать решение о размещении новых ударных средств», отметил президент. Каких именно, он не уточнил, но и в Европе, и за океаном знают, что речь, как правило, в этом случае идет об оперативно-тактических комплексах «Искандер-М», которые время от времени российское руководство обещает разместить в Калининградской области в ответ на американские системы ПРО в Польше.
Многие военные эксперты считают, что такие страшилки не могут обеспечить уважение США и НАТО к интересам Москвы относительно укрепления российской безопасности. А ГОНКА ВООРУЖЕНИЙ СПОСОБНА ТОЛЬКО ПОДОРВАТЬ И БЕЗ ТОГО НЕ ОЧЕНЬ ЭФФЕКТИВНУЮ ОТЕЧЕСТВЕННУЮ ЭКОНОМИКУ, как она подорвала экономику Советского Союза. Следует искать другие методы воздействия на Запад, считают они. Надо договариваться. И даже, несмотря на развертывание новых американских систем оружия в Старом Свете, у границ России, сохранять спокойствие и выдержку. Для парирования таких угроз достаточно иметь минимум, но очень эффективных вооружений. Они у нас все-таки есть.
*
Эксперты «НГ» говорят, что ожидали от Послания большего. Профессор кафедры политологии МГУ им. Ломоносова Ростислав ТУРОВСКИЙ предположил, что, ВОЗМОЖНО, ТРЕТЬЕ ПОСЛАНИЕ МЕДВЕДЕВА СТАЛО РЕЗУЛЬТАТОМ КОМПРОМИССОВ. «СУДЯ ПО ВСЕМУ, ОНО ОТРАЖАЕТ НЕОПРЕДЕЛЕННУЮ СИТУАЦИЮ С ПРЕЗИДЕНТСКИМИ ВЫБОРАМИ. Оно в каком-то смысле прозвучало не вовремя, политический момент был выбран крайне неудачно для Медведева». Но главное, на взгляд эксперта, то, что ПРЕЗИДЕНТ НЕ РЕШИЛСЯ ЗАЯВИТЬ ПОСЛАНИЕ КАК ПРЕДВЫБОРНУЮ ПЛАТФОРМУ, возможно, в силу отсутствия ответа на вопрос, кто пойдет на выборы в 2012 году. «ВИДИМО, ЕМУ НЕ ХВАТИЛО РЕСУРСОВ И ВОЛИ», - рассуждает эксперт.
Впрочем, Туровский оговорился, что, может быть, и необязательно было выступать с предвыборной программой. Однако важно было, чтобы президент обозначил в Послании свое персональное место в политическом раскладе. «В выступлении Медведева не хватало его реального или вымышленного образа, который мы наблюдали последние 2,5 года. Образа, который сложился, который вызывает определенные ассоциации с модернизационной тематикой, а также реформой политической системы», - замечает Туровский. Больше прочего эксперта беспокоит тот факт, что Медведев не захотел в третьем Послании дать развитие темы политической реформы, предложив лишь одну инициативу - введения смешанной системы на муниципальных выборах. Эксперт хвалит эту идею и считает, что она учитывает интересы прежде всего оппозиционных партий. Однако, на взгляд Туровского, одной ею ограничиваться не стоило, чтобы поддержать реноме политического инноватора, ведь, кроме Медведева, в России в таком амплуа никто не выступал.
Замдиректора Центра политических технологий Алексей МАКАРКИН также ожидал от Послания другого. «Я НАДЕЯЛСЯ, ЧТО БУДУТ ДАНЫ ОТВЕТЫ НА ВОЛНУЮЩИЕ ОБЩЕСТВО ВОПРОСЫ О ТОМ, КАКОВА СОЦИАЛЬНАЯ ЦЕНА МОДЕРНИЗАЦИИ И КАК ОНА ПОВЛИЯЕТ НА КАЧЕСТВО ЖИЗНИ. Но они как-то затерялись», - поделился ощущениями эксперт. Макаркин признает, что Медведев попытался найти народные темы. Однако проблемы, которые он вынес на первый план, волнуют граждан не в той степени, в которой, например, их беспокоит вопрос сохранения социальных гарантий.

"Независимая газета" от 01.12.2010
http://www.ng.ru/politics/2010-12-01/1_poslanie.html

Медведев призвал россиян заниматься физкультурой
А также рожать ради участка земли
30 ноября президент РФ Дмитрий Медведев выступил с посланием Федеральному Собранию. Примерно за неделю до этого постоянными утечками из администрации президента россиян интриговали: президент, дескать, выскажет какие-то сенсационные мысли (то ли на тему своего выдвижения на второй президентский срок, то ли вообще самороспуска России). Но всё прошло, как и прежние выступления старших президентов Ельцына и Путина, да и самого Медведева в начале срока: вяло, банально и неинтересно. Основными темами его монолога стали дети и здоровье. Причём президент не сказал ничего нового, чего бы не знали россияне.


«Всему нашему обществу нужно преодолеть инфантилизм в области здорового образа жизни! 80% наших граждан не занимаются физкультурой и спортом!», - критиковал россиян Медведев. Хочется добавить, что не по всей России такое плачевное состояние с физкультурой. К примеру, в станице Кущевской банда Цапка за 10 лет своего правления открыла 35 новых спортивных залов (предварительно закрыв все дома культуры и кружки).
Также президент призвал россиян строже относиться к педофилам: ««Мерзавцев, которые этим занимаются, нужно наказывать самым суровым образом!» Конечно, нужно. Только это не прерогатива простых людей, а правоохранительных органов, прокуратуры и судов.
Медведев посетовал и на нехватку детских садов. Только вместо логического вывода - нового строительства таких учреждений - глава государства предложил очередной «модернизационный ход»: «А для детей, которые не посещают детские сады, надо создавать дошкольные группы в общеобразовательных школах». Правда, непонятным осталось, где в школах 3-4-летние дети будут спать - не в учительской же. Где у них там будет дворик для гуляния, игровые комнаты и т.д. Странно, что президент не предложил открывать детские сады в ПТУ и университетах. В общем, Медведев не стал уточнять детали нововведения.
Президент придумал и способ поощрить многодетные семьи, пообещав бесплатно выделять землю тем, кто родит третьего ребёнка.
Самое странное, что Медведев почти слово в слово повторил УЖЕ ДЕЙСТВУЩИЙ Указ президента РФ от 5 мая 1992 года №431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей». В нём, в частности, говорится:
установить для многодетных семей:
в) оказывать необходимую помощь многодетным родителям, желающим организовать крестьянские (фермерские) хозяйства, малые предприятия и другие коммерческие структуры, обеспечивать выделение для этих целей земельных участков, а также предоставлять льготы по взиманию земельного налога и арендной платы в виде полного или частичного освобождения от налога на определенный срок либо понижения ставок налога; предоставлять безвозмездную материальную помощь либо беспроцентные ссуды для возмещения расходов на развитие крестьянского (фермерского) хозяйства; предусматривать полное или частичное освобождение от уплаты регистрационного сбора с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью;
г) обеспечить первоочередное выделение для многодетных семей садово-огородных участков.
Удивительно, зачем было президенту Медведеву выдвигать такое положение, если оно уже существует?
Президент не обошёл стороной и свою самую любимую тему: гаджетов и интернета. «В этом году мы научили всемирную сеть русскому языку! Это важно для нашей страны! Доменная зона «.рф» открыта и набирает популярность». Стоит добавить, что неделю назад руководитель координационного центра национального домена в сети Интернет Андрей Колесников назвал «лохотроном» порядок работы некоторых компаний-регистраторов, придумавших массу хитрых схем для дополнительного заработка в зоне регистрации «.рф».
Прямо в прямом эфире президент уволил главу ГУВД Краснодарского края Сергея Кучерука. Причиной такого шага Медведев назвал «один эпизод». Он не стал пояснять, шла ли речь о станице Кущевской, подготовке к Олимпиаде в Сочи, бытовом разложении или ещё о чём-либо.
Странно было бы, если бы президент ограничился только одной физкультурой. Зал напряжённо слушал, надеясь, что под конец свой речи Медведев приготовил какую-то изюминку. И эта изюминка прозвучала! «Я предлагаю сделать обязательной использование пропорциональной или смешанной избирательной системы в муниципальные и местные органы власти, численностью депутатов не менее 20 человек. Рост политической конкуренции на низовом уровне будет способствовать повышению доверия к партийной системе в целом, это шаг по укреплению демократической власти. Таким образом, выборы в Госдуму в следующем году пройдут в условиях политической системы, обновленной на всех уровнях!», - обнадёжил он заждавшихся слушателей.
Интересно, что в Послании-2009 Медведев тоже призывал россиян заниматься физкультурой: «Показателем личного успеха должно стать, скорее, здоровье человека, а не количество заработанных им денег. И если у молодёжи появится привычка к занятиям спортом, то будут решены и такие острые проблемы, как наркомания, алкоголизм, детская безнадзорность». В прошлом послании, по сравнению с нынешним, было больше конкретики и в плане модернизации. Так, Медведев основными на этом пути в 2009 году видел применение энергоэффективных ламп и использование в качестве энергоносителей торфа и отходов древесины.
В Послании 2008 года президент Медведев также призывал вводить современные спортивные залы в школах.
*
Переход на пропорциональную систему выборов в органы местного самоуправления, конечно, выгоден для партий, в том числе и для «Яблока», - прокомметировал «СП» инициативу Медведева лидер партии Сергей МИТРОХИН. - Но правильно ли это с точки зрения функций и задач местного управления - я сильно сомневаюсь.
Во-первых, отметил Митрохин, навязывание пропорциональной системы - это вторжение в компетенцию местного самоуправления, поскольку система выборов в местном самоуправлении устанавливается самими этими органами и отражается в их уставах. Если это навязывается законом сверху - то налицо вторжение властей в чужую компетенцию.
Даже в случае с заменой избранных мэров областных центров на сити-менеджеров вмешательство сверху получается не столь грубым, ведь местному самоуправлению предлагается альтернатива, пояснил лидер «Яблока». Там орган самоуправления сам выбирает, какой из вариантов выбрать - пусть даже оба варианта ему навязаны. Но если с самой высокой трибуны говорится, что однозначно должна везде быть пропорциональная система - это очень грубое вмешательство. «Следует как минимум прописать «развилку», как в случае с мэрами: ввести сохранение мажоритарной системы в качестве одного из вариантов», - заявил политик. Такое предложение говорит о том, что наши центральные власти плохо понимают особенности местного самоуправления и его сущность, подчеркнул Сергей Митрохин.
*
Трактовку вопросов детства и образования в послании Дмитрия Медведева в разговоре с обозревателем «СП» оценил Евгений БУНИМОВИЧ, уполномоченный города Москвы по правам ребенка. По его мнению, вопросы в послании поставлены абсолютно правильно. Сейчас ситуация в стране такова, что заниматься нужно не только образованием, но и базовыми вопросами семьи и детства. «Ставка на семью, на ее сохранение - это, в общем, отказ от советской идеологии, которая считает, что государство лучше понимает в воспитании детей, - пояснил Бунимович. - Я надеюсь, что отход от этого все-таки состоялся - хотя бы на уровне деклараций это так».
Детский омбудсмен согласился с тезисом послания, что главное - это сопровождение семьи, помощь семье, сохранение ее в трудной ситуации. «Посмотрим, впрочем, как это будет воплощаться, - замечает Бунимович, - ведь это противоречит многим традициям тех же органов опеки, которые занимаются часто не столько сопровождением, сколько контролем семей и изъятием из них детей».
В сфере же образования эксперт обнаружил у президента мысль, крайне важную в сегодняшней ситуации для Москвы и некоторых других регионов. «Что действительно важно - это речь о том, что образовательные нормативы для детей должны быть дифференцированы, - сказал Бунимович. - Во многих регионах сейчас власти заявляют, что образовательные стандарты должны быть одинаковыми - это, дескать, справедливо. А это неправильная вещь. Если ребенок хочет и может учиться больше, то это дело не одной его семьи, которая может или не может платить за это дополнительные деньги. Нет, это приоритет всей страны, всего государства. Если эта идея будет воплощена, то мы вновь откроем социальный лифт в образовании».
*
Кирилл КАБАНОВ, председатель Национального антикоррупционного комитета, объяснил «Свободной прессе», что МОДЕРНИЗАЦИЮ МЕДВЕДЕВ ВЕДЁТ ОТ БЕЗЫСХОДНОСТИ.
«СП»: - Медведев предложил разработать и принять новую редакцию 94 ФЗ, так как текущая версия позволила «нецелевое расходование средств, в том числе прямого воровства и откатов на 1 трлн рублей». Вам известно что-либо об этих разработках?
- Нового документа я не видел, но из тех позиций, которые президент уже заявлял, известно, что наказание за формирование откатов и завышение цен должны нести по цепочке люди, которые утверждают данное положение. Президент говорит об этом с лета, и я считаю эту технологию правильной.
Любой бюджет согласовывается в рамках министерства начиная с замминистра. Многомиллионные бюджеты, о которых говорил президент, они согласовываются по всей вертикали - также это происходит и в региональных, и в местных органах власти. Всегда можно проследить цепочку ответственных лиц. Никогда начальник департамента не получит 55 млн рублей на создание сайта, если этот расход не будет согласован на уровне замминистра - это как раз уровень принятия решений.
Если мы не можем доказать уголовную причастность должностного лица, то совершенно спокойно можно наказать по административной позиции. Потому что тот уровень безответственности, который существует на уровне руководства министерства, и порождает всю коррупцию.
«СП»: - А что касается борьбы со взятками. Медведев предложил не сажать взяточников, а штрафовать на стократный размер суммы взятки. Фактически конфискационная мера, «конфискация незаконно нажитого имущества». Это правильная мера?
- То, что касается мелких взяток, а по статистике они составляют 80% от общего наказания, это врачи, учителя, муниципальные чиновники - это правильная мера. Эти взятки обусловлены невыполнением государством своих социальных обязательств. Их количество в статистике растёт в том числе и путём провокаций, чтобы сделать статистику по «палочной системе».
Я был категорически против, и моя позиция остаётся неизменной, что в случае, если госслужба связана с обеспечением безопасности, включая ГАИшников, их наказание не должно ограничиваться только штрафом. Потому что они порождают последствия, приводящие к гибели людей. Взятка на дороге, пожарному надзору, и так далее. Самое страшное, мы не можем проследить, повлекла ли взятка последствия для жизни и здоровья граждан.
«СП»: - Кроме самых очевидных случаев, вроде трагедии в «Хромой лошади». Из тех мер, которые озвучены в послании, некоторые и сами могут стать подарком коррупционерам. Например, уголовное наказание за продажу спиртного несовершеннолетним. Мы все прекрасно понимаем, что милиция будет провоцировать торговцев нарушать закон и продолжит заниматься «палкособирательством».
- На это ужесточение президент пошёл от безысходности. Да, «палкособирательство» будет. Но если в советское время у людей, которые вызывали подозрения в том, что им нет 18, спрашивали паспорт - я это помню из своей молодости - угроза уголовным наказанием будет достаточно серьёзным сдерживающим фактором.
Даже если вы делаете провокацию, отправляете подростка купить спиртное, то продавцу всегда лучше подстраховаться, спросить «сколько вам лет», как это происходит в США и многих странах Европы. Если люди будут дураками, то что делать?
Коррупция будет, и она будет очень большая. Откупиться от уголовного дела - не самое дешёвое мероприятие. Это будет дороже, чем штраф. Дорогая взятка тут будет сдерживающим фактором.
«СП»: - Дороговизна взятки как средство предотвращения преступления?
- К сожалению, да. Например, в регионах закрытие мелкого уголовного дела - это не меньше 100 тысяч рублей. А в Москве это может обойтись и в 10, и 20 тысяч долларов. Для коммерсанта-палаточника, который продаёт спиртное, такая ситуация практически неподъёмна.
*
Политолог Станислав БЕЛКОВСКИЙ отметил в интервью «Свободной прессе», что РЕЧЬ МЕДВЕДЕВА БЫЛА БЕССОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ.
«СП»: - Сложилось впечатление, что ПОСЛАНИЕ БЫЛО ОБО ВСЁМ, КРОМЕ ПОЛИТИКИ, за исключением момента с дальнейшей реформой муниципального самоуправления. Почему Медведев избежал этой темы?
- Изначально это послание позиционировалось как социальное и направленное на конкретные меры, которые можно исполнить и привести в действие в предвыборном году. МЕДВЕДЕВ ФАКТИЧЕСКИ ЗАФИКСИРОВАЛ, ЧТО ПОЛИТИЧЕСКАЯ РЕФОРМА БЛИЗКА К ЗАВЕРШЕНИЮ, и электоральный цикл 2011-2012 годов пройдёт в условиях медведевской политической системы.
«СП»: - От Медведева ждут перестройки, есть общественные ожидания перестройки. Но в послании, тем не менее, ничего перестроечного заявлено не было.
- ОТ МЕДВЕДЕВА ЖДУТ РАДИКАЛЬНЫХ РЕФОРМ. ЭТИ ОЖИДАНИЯ СОВЕРШЕННО НЕ ОПРАВДАНЫ, ПОТОМУ ЧТО ОН НЕ СОБИРАЕТСЯ КРУШИТЬ НЫНЕШНЮЮ ПОЛИТИЧЕСКУЮ СИСТЕМУ - ОН САМ ЕЁ ПОРОЖДЕНИЕ, ЕЁ ФУНКЦИЯ, ОН СОБИРАЕТСЯ ЕЁ ТОЛЬКО УКРЕПЛЯТЬ. ОН ГОТОВ ТОЛЬКО К ТОЧЕЧНЫМ МЕРАМ ДЛЯ УКРЕПЛЕНИЯ ФАСАДА ЭТОЙ СИСТЕМЫ, НО НЕ К ИЗМЕНЕНИЮ ОСНОВ.
ЗАПРОС И ОЖИДАНИЕ ПЕРЕСТРОЙКИ - ЭТО СОВЕРШЕННО ДРУГОЙ ПРОЦЕСС, КОТОРЫЙ НЕ КОНТРОЛИРУЕТСЯ ВЛАСТЬЮ. ОН СВЯЗАН С РАСПОЛЗАНИЕМ ОСНОВ ПОЛИТИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ, ДЕМОНСТРАЦИЕЙ ЕЁ НЕЭФФЕКТИВНОСТИ, И С ТЕМ, ЧТО ЗНАЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ВЫГОДОПРИОБРЕТАТЕЛЕЙ СИСТЕМЫ, ПРАВЯЩЕЙ ЭЛИТЫ, НАЧИНАЮТ ЭТО ОСОЗНАВАТЬ. ЭТОТ ПРОЦЕСС ИДЁТ ИЗ ГЛУБИНЫ СИСТЕМЫ, А НЕ СВЕРХУ.
Всё больше людей во власти, при власти, и далёких от власти начинают понимать, что СИСТЕМА ТОТАЛЬНОЙ КОРРУПЦИИ, КОТОРАЯ СЛОЖИЛАСЬ В РОССИИ, ЯВЛЯЕТСЯ НЕЭФФЕКТИВНОЙ ПОЛИТИЧЕСКИ, ЭКОНОМИЧЕСКИ И СОЦИАЛЬНО. ПОЭТОМУ ПЕРЕСТРОЙКА НЕИЗБЕЖНА вне зависимости от воли и желания Дмитрия Медведева. Как это было и в 80-х, когда процессы были обусловлены отнюдь не волей Горбачёва и его соратников, которые, как и сегодня Медведев, напротив, хотели сохранить существующее положение вещей.
«СП»: - Из сегодняшней речи стало ли понятнее, пойдёт ли Медведев на второй срок? Была ли это предвыборная речь?
- Из речи это непонятно, потому что речь малосодержательна. В ней не было ничего, чтобы заставило кипеть возмущённый разум сограждан. Самым ярким в послании было упоминание отставки начальника ГУВД Краснодарского края. Но по моторике, по манере подачи послания скорее да - Медведев собирается вновь идти на президентский пост.
Сегодня он более, чем при прочтении предыдущих посланий, хотел показать, что он настоящий президент и хозяин положения. Он правильно интонировал, делал нужные паузы, подсказывая аудитории, где надо аплодировать, и так далее.
«СП»: - В том числе и давление на эмоции, упор на тему детей - «нашего будущего»?
- Медведев хотел напомнить, что он социальный президент, что он изначально, ещё когда стал приоритетным кандидатом в преемники Путина, был куратором приоритетных национальных проектов. Нацпроекты, как мы помним, провалились. Поэтому все анонсированные сегодня замечательные меры и нанореформы не факт, что будут успешными.

"Cвободная пресса", 30.11.2010
http://svpressa.ru/politic/article/34740/

"Снизить инфляцию можно за год - было бы желание"
Главный экономист «Тройки Диалог» Евгений ГАВРИЛЕНКОВ рассказал, что вызывает вопросы в послании президента Медведева Федеральному Собранию
Президент Дмитрий Медведев выступил с посланием Федеральному собранию. Экономическая часть небольшая, к тому же включающая в себя некоторые давно известные лозунги: Сколково, международный финансовый центр и др. Главный экономист «Тройки Диалог» Евгений ГАВРИЛЕНКОВ прокомментировал основные положения президентской речи.


#
«Наша цель - повысить к 20 году энергоэффективность экономики на 40%. Эта цель реалистична и достижима, я в этом абсолютно уверен. Это приведет и к снижению затрат предприятий, и к экономии личных средств граждан, в первую очередь, что, может быть, самое главное, по оплате услуг ЖКХ. Совсем недавно мы этот вопрос обсуждали. Главный вывод: чтобы предотвратить дальнейшую деградацию коммунального хозяйства и одновременно повысить эффективность использования энергии, в жилищно-коммунальный сектор нужно активнее привлекать частный капитал».
#
В [сокращении] энергоэффективности потенциал - немереный. [40%] - это цифра вполне реализуемая с учетом ожидаемых темпов роста [экономики] и умеренных темпов роста энергопотребления, тем более, что у нас очень низкая база. Избыточное потребление не только в ЖКХ, но и на многих промышленных предприятиях. Но с учетом того, что цены в секторе ЖКХ регулируются, и непонятно до конца, будет ли правительство следовать заявленным целям, реализуемость этой меры [привлечения частного капитала в ЖКХ] оставляет желать лучшего. С точки зрения потенциала энергосбережения - да, есть потенциал. Но пойдет ли туда частный капитал, и даже если пойдет, насколько он там задержится, - это большой вопрос.
#
«Несмотря на повышение цен на продовольствие, а оно, к сожалению, произошло во всем мире, мы не допустили скачка инфляции. Задача на трехлетнюю перспективу - снизить ее до 4-5% в год».
#
Инфляцию можно снизить не за 3-4 года, а за один год до этого уровня - было бы желание. Тут прогнозировать всегда просто, поскольку правительство, скорее всего, будет наращивать расходы. Я хочу напомнить, что в середине этого года инфляция уже снизилась в годовом выражении до 5,5%. То есть мы практически уже были там [в требуемом президентом диапазоне инфляции]. Но после этого были приняты поправки к бюджету. Это породило повышенные инфляционные ожидания и на этот год, и на последующий.
Другой элемент экономической политики, который мог бы сдерживать инфляцию, - это полное отсутствие интервенций Центрального банка на валютном рынке. В марте-апреле возврат к этой практике интервенций привел к тому, что, по сути, ЦБ, нарастив в первом полугодии резервы на $42 млрд, напечатал 1,2 трлн руб. Эти деньги были тут же стерилизованы в облигациях Банка [России], который тут же их выпускал, но это ликвидность, которая хотя и не была в системе, но она ждала любого повода, любого сигнала, чтобы вернуться обратно. Вот этим сигналом стала плохая погода, ожидания голода и нехватки гречки, роста импорта, и деньги стали, возвращаться в систему, провоцируя рост цен. До этого года расходы [бюджета] росли на 30%, но в I полугодии расходы не росли, и инфляция снизилась. Если мы заморозим расходы, а не будем их увеличивать, как это прописано в бюджете, а еще лучше их сократим, плюс отсутствие интервенций на валютном рынке - без проблем снизим инфляцию.
#
«Чтобы поднять пенсии и провести модернизацию здравоохранения, мы пошли на целый ряд непростых решений, включая увеличение обязательных страховых взносов. Об этом сейчас довольно много говорят, но нам надо найти возможность смягчить отрицательные последствия этой меры для предпринимательской деятельности. В этом контексте я принял следующее решение. Для малого бизнеса, работающего в производственной и социальной сфере, предусмотреть двухлетний переходный период с установлением более низкой ставки взносов на уровне 26%».
#
Это может быть не очень действенной мерой, поскольку разница между 26% и 34% не так уже велика. Кроме того, в масштабах страны малого бизнеса немного. Судя по всему, в секторе малого бизнеса происходит существенная часть недоплаты налога - эффективная ставка единого социального налога невысокая. Думаю, что 26% - это [все еще] много, поэтому я не ожидал бы большого эффекта.

Slon.Ru, 30.11.2010
http://slon.ru/articles/503181/

Игорь НИКОЛАЕВ: Парадокс приватизации
Продажа госпакета акций не избавляет компании от государственного давления и контроля
Медведевский призыв (http://spb.rbc.ru/freenews/20101130132035.shtml) избавляться от государственного контроля над «заводами, газетами и параходами» нельзя воспринимать слишком буквально. Во всяком случае в том, что касается газет и в целом СМИ - тут в выборный период послаблений ждать точно нечего. Но вот что касается крупных компаний с госучастием: РЖД, ВТБ, «Роснефти», - то они уже стоят в плане на приватизацию, и этот план, скорее всего, будет выполнен.
ВОТ ТОЛЬКО ПОЧЕМУ ГОСУДАРСТВО ВДРУГ РЕШИЛО ПРОДАТЬ СВОЮ ДОЛЮ? Вообще, известны две основные функции приватизации: фискальная (то есть заработать для бюджета побольше денег) и функция повышения эффективности. Я что-то не слышал, чтобы наши чиновники говорили про неэффективные РЖД и «Роснефть». Выходит, для них единственная цель распродажи государственной собственности - заработать денег.
Это вполне понятно с учетом того, что в выборный период мы входим с огромным дефицитом бюджета. Вот только ОБОЛЬЩАТЬСЯ НЕ НАДО: ДЕФИЦИТ В СЛЕДУЮЩЕМ ГОДУ БУДЕТ ПОД 2 ТРЛН РУБ., А ЗАРАБАТЫВАТЬ НА ПРИВАТИЗАЦИИ ПЛАНИРУЕТСЯ ПО 300 МЛРД РУБ. В ГОД. Но особого выбора нет: в последние годы Россия на фоне мирового кризиса отличилась особой оригинальностью, повышая зарплаты и пенсии, теперь же государство оказалось наедине с этим обязательствами, и как-то их надо выполнять.
Но слишком далеко государство тут тоже не зайдет - все-таки госкомпании по-прежнему обременены серьезными социальными обязательствами, которые нельзя взвалить целиком на частного собственника. Кто будет, помимо государства, заниматься газификацией сел? Кто будет обеспечивать работу так называемых малодеятельных железнодорожных линий, которые не окупаются, но остаются единственным средством транспорта для населенных пунктов? Кроме того, не надо забывать, что железные дороги связаны и с обеспечением безопасности, в том числе и ядерной. Так что в той или иной степени государство вынуждено будет сохранить свое присутствие в некоторых компаниях. Теоретически эту проблему можно решить за счет социального обременения, когда акции приватизируются с условием выполнения определенных обязательств. Но компании стараются всеми правдами и неправдами от такого обременения избавиться, и поэтому более эффективным и надежным вариантом представительства общественных интересов будет все же сохранение определенной доли акций в руках у государства.
Пусть власти и преследуют исключительно корыстные цели, но эффект от приватизации будет не только в пополнении бюджета. ВМЕСТЕ С СУЖЕНИЕМ СФЕРЫ КОМПЕТЕНЦИИ ЧИНОВНИКОВ СНИЖАЮТСЯ И ОБЪЕМЫ КОРРУПЦИИ. Откаты, конечно, сохранятся и в частной сфере, но вот коррупция как возможность снимать административно-статусную ренту сократится.
Тут, впрочем, есть один любопытный парадокс. СЕГОДНЯ НИ ОДНА ЧАСТНАЯ КОМПАНИЯ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ПОЛНОСТЬЮ НЕЗАВИСИМОЙ ОТ ГОСУДАРСТВА. ЯВЛЯЯСЬ ФОРМАЛЬНО ЧАСТНЫМИ, КОМПАНИИ ПО СУЩЕСТВУ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ. И НАОБОРОТ, ИЗ-ЗА ВЫСОКОЙ КОРРУПЦИИ ФОРМАЛЬНО ГОСУДАРСТВЕННЫЕ КОМПАНИИ ВО МНОГОМ РЕАЛИЗУЮТ ЧАСТНЫЕ ИНТЕРЕСЫ. ЭТО ЗАСТАВЛЯЕТ ВИДЕТЬ ПРИВАТИЗАЦИЮ В НЕСКОЛЬКО ИНОМ СВЕТЕ. ПРИВАТИЗАЦИЯ ДЕ-ФАКТО НЕ ИЗБАВЛЯЕТ КОМПАНИИ ОТ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДАВЛЕНИЯ, А МОЖЕТ БЫТЬ, ДАЖЕ НАОБОРОТ, МОЖЕТ СДЕЛАТЬ КОМПАНИЮ МЕНЕЕ ЗАЩИЩЕННОЙ ОТ РЕПРЕССИВНОГО ДАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВА.
Впрочем, даже с этой оговоркой, приватизация - положительная тенденция. Приходят новые люди с другим менталитетом, и постепенно правила игры будут меняться. Надо приготовиться к тому, что этот процесс долгий и постепенный.
Игорь НИКОЛАЕВ - директор департамента стратегического анализа ФБК, доктор экономических наук, профессор Высшей школы экономики

Slon.Ru, 30.11.2010
http://slon.ru/blogs/nikolaev/post/503239/

Адвокат Людмила АЙВАР: Народные поправки Медведева
Поправки, которые президент вносит в Уголовный кодекс, затронут огромную часть населения страны
Президент Дмитрий Медведев внес (http://kremlin.ru/acts/9646) в Госдуму проект поправок в Уголовный кодекс. Они направлены на либерализацию уголовного законодательства в стране. В частности, мера наказания по многим не тяжким преступлениям будет заменена с лишения свободы на исправительные работы или же штраф.
Сейчас исправительные работы крайне редко назначаются судами. Помимо этого, они не исполняются, поскольку в законе «О муниципальных образованиях» нет порядка исполнения, а исполнять должны, конечно же, муниципалитеты. В этой ситуации вместо того, чтобы применять арест, вполне возможно штрафовать. Материальное наказание может быть более эффективным, чем наказание, которое не исполняется или не может быть исполнено.
Статьи, которые президент предлагает пересмотреть, допускают наказание в виде штрафов и снятия нижнего предела наказаний, но многое будет зависеть от судьи. Судья должен будет индивидуализировать наказание в отношении конкретного лица и в каждом конкретном случае.
Я пока еще не ознакомилась с законопроектом, но поправки, как следует из пояснительной записки, будут касаться преступлений небольшой и средней тяжести. Это незначительные кражи, хулиганство, вандализм. По этим преступлениям нет необходимости помещать человека в тюрьму. Тюрьма никого не исправляет: преступников она делает более матерыми, а тех, кто впервые попал в тюрьму, лишь обучает школе преступления.
Медведев предлагает также либерально взглянуть на осужденных условно. Если сейчас человек, который имеет условную судимость и проходит так называемый испытательный срок, совершает преступление, он автоматически попадает в места лишения свободы. То есть сразу же применяется реальная мера наказания. Если поправки будут приняты парламентариями, суд по новой системе будет индивидуально подходить к подозреваемому. Например, преступление, совершенное по неосторожности, такое, как ДТП, не влечет за собой обязательного изменения меры наказания. То есть суд будет разбираться, умышленно или же случайно человек совершил преступление.
Поправки, которые внес президент, могут затронуть большую часть населения страны. На сегодняшний день мера наказания в виде лишения свободы касается большинства совершенных преступлений. Кроме того, огромная часть населения России сейчас находится в местах лишения свободы. И многие - за те преступления, мера наказания по которым могла бы быть альтернативной.

Slon.Ru, 30.11.2010
http://slon.ru/blogs/aivar/post/503235/

Примечание: выделение ПРОПИСНЫМИ - моё.

Белковский, приватизация, Николаев, законодательство, право, инфляция, Бунимович, Медведев

Previous post Next post
Up