Лоукост (Low-cost) или бюджетные авиакомпании - это компании, которые предлагают пассажирам отличную от большинства авиакомпаний структуру ведения бизнеса. Жесткая экономия на всем позволяет пассажирам летать за очень скромную цену. Вы, наверное, слышали, что кто-то летает по Европе за 1 евро, а кто-то из Сингапура в Таиланд улетел за 10 баксов. В чем хитрость? Еще недавно можно было купить билеты из Киева в Лондон за 7 гривен (35 рублей), из Хельсинки в Осло за 1,5 фунта (70 рублей), а из Милана на Ибицу за 0,1 евро. Это все они.
Я люблю низкобюджетные авиакомпании и с особым удовольствием слежу за крахом Авиановы. Попробую найти ошибки и проблемы бизнес модели лоукост в России на примере Авиановы:
1. Малая численность и возраст воздушных судов.
Авианова (также как и другой "бюджетник" Скай Экспресс) нарушают один из главных принципов лоукостов - не использовать старые воздушные суда, в Европе средний возраст самолетов у малобюджетников - 3 года. Это позволяет сокращать издержки на обслуживание техники, уменьшает риск вывода из строя машины, его последующего ремонта. А у Скай Экспресс возраст самолетов до 21 (!) года. Самолеты Авиановы чуть моложе (от 7 до 14 лет).
Малый численный парк воздушных судов. При выходе из строя машины, заменить самолет было нечем, приходилось менять расписание или отменять рейсы. Из-за большего возраста парка воздушных судов - приходилось часто проводить техобслуживание, что снова вело к задержкам и изменениям в расписании.
2 Использование воздушных судов не было интенсивным.
Из-за больших расстояний между городами не получалось проводить быстрый оборот самолётов (с целью его максимальной загрузки). В Европе расстояния между городами и странами в разы меньше, самолет в сутки совершает больше рейсов.
3. Отсутствие конкуренции между аэропортами
В России нет альтернатив основным аэропортам, если авиакомпания хочет летать в Питер, то это только Пулково. Если в Самару, то это Курумоч и тд. Отсутствие конкуренции сказывается на стоимости такс, которые авиакомпания платит аэропортам. В Европе есть много небольших аэропортов, которые облюбовали лоукосты, находящиеся в небольшой отдаленности от крупных городов. Вместо Венеции Марко Поло будет аэропорт города Тревизо, вместо Стокгольмской Арланды - аэропорт Скваста, вместо Эль Плат в Барселоне - Реус или Херона. Делается это с целью экономии за счёт более низких аэропортовых сборов. В Европе, скажем, выбор есть. В России такого выбора портов нет.
4. Маленький аэропорт не загружен высоким трафиком, как крупные хабы, поэтому самолеты долго не задерживаются на земле. Самолеты бюджетников постоянно летают. Время нахождения самолета на земле до следующего взлета редко превышает 25 минут. В России такую эффективность на данное время развить невозможно. В небольшом аэропорту пассажиры следуют на посадку до самолета пешком, экономии на использовании автобусов. В России такое трудно представить. Авианова субъективно не могла экономить на ряде позиций как классические лоукосты.
5. Низкие заработки на дополнительных доходах.
Существенную прибыль лоукосты получают не от полетов, а от всего. что их окружает: шаттл-басы, страховые программы, платный багаж, реклама на борту, лотереи, бронирование отелей, доходы от сайта, продажа на борту питания и др. вещей. У Авиановы же получалось, что доход был сосредоточен на первичном продукте (полете).
6. Увеличение стоимости билетов агентскими сборами.
В современном мире почти все билеты покупаются через интернет или через call-centr. В России процент людей, пользующихся пластиковыми картами для оплаты в интернете, скромен (всего 20%). Лидерами интернет-покупок являются Южная Корея (99%), Великобритания, Германия и Япония (по 97%). В России многие до сих пор идут в кассы, которые берут себе комиссию, а значит стоимость билетов становится выше.
7. Российское законодательство.
Билеты лоукостов сдать нельзя, можно поменять дату, фамилию и имя пассажира, даже маршрут порой можно поменять, но совсем отказаться нельзя! Такой принцип работы. В России по законодательству нет понятия "невозвратный билет" на внутренних рейсах. Авианова пыталась усложнять процесс сдачи билетов, но народ упорно их сдавал.
8. Расписание полетов.
Из-за большой протяженности маршрутов и малого количества бортов сложно было составить рациональную сетку полетов. Время вылетов часто было для пассажиров неудобным, они выбирали более традиционные авиакомпании, которые имели лучшее время в расписании.
9. Потенциал рынка
Наличие потенциального рынка в регионе, является ситуационной характеристикой, зависящей от многих факторов. Основные три фактора: плотность населения, валовой внутренний продукт (ВВП), количество туристов. Есть подозрение, что для России пока что актуальны лишь рейсы из Москвы и в Москву, "point to point" невозможно соорудить из-за низкого спроса. Рейсы "Архангельск - Санкт-Петербург" или "Пермь - Астрахань" (к примеру) всегда будут пустые.
10. Внутренние конфликты и слабый менеджмент.
Полеты приостановлены на фоне конфликта акционеров авиакомпании - подразделения «Альфа-групп» А1 и американского инвестфонда Indigo Partners. В «Альфе» считают, что компания не соблюдает условия бизнес-плана из-за ошибок менеджмента, назначенного Indigo. Представители американского инвестфонда это опровергают, выдвигая встречные обвинения, передает
газета. ру Стоит упомянуть отсутствие четкого бизнес-плана с учетом специфики РФ, а не голословных заявлений бывшего управляющего директора Эндрю Пайна.
Вы как думаете? Стоит ли компанией восхищаться "за пробу пера" или записываем в ряды лузеров? Будет ли Вам не хватать этой авиакомпании или Вы торжественно выпьете бокал игристого?