Про "Класс коррекции"

Sep 23, 2014 15:51

После просмотра «Жить» Сигарева, на маршруте Москва-Иркутск-Сеул я сел за «Класс коррекции», тем более, что, как ни странно, очень многие просили об этом написать. Ну о моих впечатлениях. Именно о моих. Без всяких заумных усредненных рецензий.

Сначала я заснул на «Классе коррекции». Нет-нет, это всего лишь сказались 2 ночных перелета и смена часовых поясов. Последующий просмотр целиком вывел вот что:

Непросто об этом написать. Потому что, прислушиваясь к себе, я так и не понял: понравилось мне или нет. Как фильм - да, однозначно. Сайт ADME когда-нибудь включит его в список «20 отечественных фильмов, за которые не стыдно». Не wow, но то, о чем обычно снимается максимум документальное кино, в игровом плане получилось очень целостным.

image Click to view



Вопрос в другом: зацепило ли меня? Вот тут есть некоторые моменты. Они персональны. Часто для этой «зацепки» ты должен хоть как-то узнавать себя в фильме, себя, свое окружение, свою среду.





И я не могу отнести «Класс коррекции» к «своему» кино, ибо во мне всегда был заложен некий синдром царевича Гаутамы Будды - я как будто некой силой изолирован от знаний о человеческих страданиях в моей стране. Не то, что меня это не интересует - я этого просто не вижу вокруг, я воспитываюсь и живу в другом культурном слое. Живущий по принципу «не создаешь никому серьезных проблем - и тебе их в ответ никто не создаст».

Мое видение России всецело соответствует моим фотографиям о ней: здесь солнечно, светло и "это все мое, родное", с изрядной долей мистификации и национальным колоритом. Такой я хочу подавать свою страну остальному миру. Потому из всего отечественного кино мне очень близки фильмы господина Федорченко.

Когда Россию показывают Западу фильмами «Жить» Сигарева, «Портрет в сумерках» Никоновой во мне эта цензура восстает. Исключительно из лучших побуждений. Фильмы крутейшие, но тут встает забота о нашем имидже. Короче, палка о двух концах.

Слушай, друг, да кого волнует вообще твоя внутренняя Гаутама? Давай про кино!




Фильм о первой школьной любви в контексте людей с ограниченными возможностями. Тема сама по себе очень провокационная. И я думаю, она найдет отклик у зрителя и соберет дискуссии. И даже если она задумывалась только ради них - это уже неплохо.

На выходе мы получаем трагическую историю о Ромео и Джульетте в инвалидной коляске.

Фильмы сродни «Классу коррекции» играют очень большую роль для таких, как я - и эта роль банальна: такие фильмы хоть как-то открывают мне глаза на то, что происходит за забором моего эго.

Да, может быть, глядя на отечественный арт-хаус, я не понимаю, про какой мир это все снимают и про какую страну. Или полицейский беспредел, жестокость подростков, алкоголизм и депрессия, и прочие социальные катаклизмы - все-таки существуют? Ведь если об этом снимают - значит, это есть? Пусть тебе кажется, что все происходящее находится в параллельном мире, но на самом-то деле в параллельном мире находишься ты.

Может, в школьной среде теперь и правда все реально плохо, как косвенно показано у режиссера Твердовского? Автор не делает на этом ярый акцент, но этого не скрыть.

Не знаю, мои «школьные годы» опять же не несли в себе никаких проблем. Правда, от этого ни разу не было скучно.

И вдруг с экрана я вижу, что школьная жизнь слишком изменилась за 16 лет, с тех пор, как я получил среднее образование.

И у меня масса вопросов: автор использует какую-то сугубо частную ситуацию (сейчас не берем в расчет инвалидную тематику)? Или подобное, происходящее в отечественном образовании, нынче повсеместно?




Очень хочется отметить актерский состав. Прочитав интервью режиссера Твердовского, узнал, что каких-то особых диалогов не писалось для этого фильма (лишь приблизительные), а задавалось просто направление разговора. И эта импровизация делает фильм очень живым и реалистичным.

Отмечу работу оператора. Я обычно не очень люблю динамичную и плавающую работу камеры, но здесь она словно живет в одном, неизвестном и невидимом герое фильма. Нет долгих вводов в очередную сцену, какие-то связующие нити между ними вообще выброшены при монтаже - и оттого не становится менее понятна сюжетная линия. Очень яркие персонажи от главных до второстепенных, с богатым набором метафор (ох! вот что я особенно люблю - не говорить прямыми образами!) во главе с неподходящим по размеру инвалидным пандусом, построенным в итоге на крыльце школы.

Это всё составляющие успеха. Фильм, еще не пройдя большую зрительскую премьеру, а лишь фестивальные показы, уже этого успеха добился… Чему свидетельствуют приз Кинотавра и фестиваля в Карловых Варах.

petrlovigin.com / Petr Lovigin's Facebook / Petr Lovigin's Twitter / Petr Lovigin's Контакт / INSTAGRAM.

Previous post Next post
Up