Про беззаботность моих дошкольников

Oct 17, 2016 00:09

«Но ведь можно же играть в кубики, например, машинки катать и в игре предложить решить пример», - говорит мне вкрадчивый голос собеседника.
«Нет же!» - решительно говорю я. И лукавлю.
Сейчас, в чем-то повторяя второй раз линию Ваниного детства, уже с Колей, я оглядываюсь назад и думаю, что все в целом делала правильно. Я имею в виду способы и общую направленность. Что было важным тогда для меня в периоде младенчества, то осталось и поныне, так же я поступала и с Колей. Изменилось лишь то, что если в первый раз, с Ваней, какие-то вещи были для меня открытиями или лишь теоретическими построениями, пусть и выстраданными, такими, за которыми стояли порой даже годы размышлений, но все же умозрительными, а потому я всегда ощущала себя немного первооткрывателем (хотя открытия-то и касались меня самой, прежде всего) и неуверенным юзером, то сейчас, с Колей, я уже вообще не понимаю, где можно было сомневаться. И это хорошо, потому как я, разумеется, имею в виду общую канву, костяк, в то время как все остальное, разумеется, может и пересматриваться и анализироваться по-новому.
Это была присказка. А я вот, собственно, о чем.




Среда и игра - для меня эти два слова, два понятия были и остаются основными для дошкольного детства моих детей. И все мои воспитательные маневры, все мои усилия, действия, идеи и даже деньги, пожалуй, направлены в большинстве случаев на это.
Среда - это мир, в котором живет ребенок. Мир добра, любви, семьи, красоты, нежных слов и теплых объятий, неспешных завтраков и цветных карандашей, длинных прогулок и знакомых узоров на стенах. Это - раз - мир дома и семьи, а потому без детского сада. Это - два- мир природы, а потому прогулки и деревня. Это - три - мир культуры, а потому много книг, бесед, красок.
Игра - это времяпрепровождение ребенка. И если уж так хочется научить чему-то ребенка, то лучше игры ничего не придумаешь. Это все очевидно, и сказано об этом уже очень и очень много, ни к чему повторяться. Скажу только, что мне, как и многим родителям, всегда гораздо проще ребенка чему-то учить, чем просто с ним играть. И порой на меня накатывает и я перегибаю палку. Вот этим августом, например. Подумала я, что надо привнести какую-то систему в наши занятия. Я даже составила недельный план, вроде того, что в понедельник математика, во вторник учим стихотворение, а в пятницу дошкольные прописи. Но хватило у меня здравого смысла вовремя хлопнуть себя по рукам, засунуть подальше эту нудную Петерсон и иже с ней, а потом…. а потом лить с Ваней из гипса вулканы, рисовать на огромных листах космос, клеить динозавров и просто по десятому кругу читать Конька-Горбунка и Фридера. У нас почти нет времени наедине с Иваном, потому что Коля сейчас спит, не отпуская меня (Ваня - золотко, он эти два часа почти всегда занимает себя сам, и лишь изредка приходит ко мне в спальню с книжкой, чтобы я читала ему), но когда появляется возможность, я думаю сначала: «Сейчас можно вот то-то порешать». Это от скудоумия я так думаю. Потому что это легче. И я запретила себе так думать, так что теперь только поиграть и порисовать. Дошкольное детство так коротко, а мы все торопимся, спешим: впихнуть, научить, занять... Успеется, все успеется: и читать, и решать. А вот играть, рисовать огромные картины дни напролет, устраивать сумасшедшие развалы из подушек и стульев, гулять без-за-ботно... ну когда же еще, как не сейчас?
Интернет и книжные развалы (в том числе виртуальные), бешеный ритм сентября так вдохновили меня, что, если не расплещу, идей хватит на целый год. Времени бы еще, времени…

о детях, учимся, играем

Previous post Next post
Up