Max Payne - художественный фильм по мотивам компьютерной игры

Mar 25, 2013 02:15





- На дне этой реки целая армия трупов. Преступники вздымают руки, приветствуя меня как своего. Ошибиться было совсем нетрудно.

Если говорить начистоту, то в заголовке стоило бы употребить слово «мотивчик», так как от оригинальной игры в фильме осталось всего ничего: имена героев, несколько локаций и некоторые сюжетные детали. В остальном же картина снята про какого-то другого Макса Пэйна. Даже участие в проекте сценариста одноимённой игры - Сэма Лэйка (Sam Lake) мало чем помогло. Хотя возможно, что без него главный герой оказался бы вовсе не полицейским из Нью-Йорка, а циничным разносчиком пиццы где-нибудь в Техасе, например.

Поскольку фильм в той или иной степени является экранизацией, то без сравнения с оригиналом тут не обойтись, тем более что для меня Max Payne 1, 2 и 3 - это любимые игры в жанре шутеров. Для начала замечу, что сама история о человеке, который в одиночку ведёт войну с армией злодеев с целью отомстить, а именно таковой является сюжетная основа игры и фильма, избита так, что дальше некуда. На эту тему снято огромное количество картин и книг написано не меньше. Поэтому становится очевидно, что для того чтобы произведение, основанное на вендетте героя имело своё лицо, подача этого обыденного сюжета должна быть совершенна нетривиальной. С этой задачей разработчики из компании Remedy справились весьма успешно. Чего, к сожалению, нельзя сказать про создателей киноверсии. Что же такого особенного в Max Payne, благодаря чему эта игра стала культовой?



Прежде всего, это главный герой, от лица которого и ведётся повествование в духе воспоминания. Макс, волею судьбы ставший закрытым и циничным человеком, тем не менее, обладает чувством юмора и определённым литературным талантом. Свои мысли он зачастую выражает иносказательно, прибегая к различным метафорам, эпитетам и другим средствам языковой выразительности. Благодаря искусно прописанным монологам высказывания Пэйна разлетелись на цитаты, что является показателем класса, так как далеко не каждый фильм может этим похвастаться, а уж для компьютерной игры 2001 года - это выглядит совсем невероятным. Создатели нашли средства, чтобы сделать героя более человечным и заставить игроков сопереживать ему. Простейшим из таких средств является невысокий уровень здоровья протагониста, притом, что у его врагов он значительно выше. В результате игрок никогда не чувствует себя в безопасности, любое столкновение даже с одним соперником, не говоря уже о нескольких, является крайне опасным. Но главной фишкой в раскрытии характера героя, по моему мнению, являются его галлюцинации. Именно в них можно ощутить всю боль и душевные метания Пэйна. Уровни, в которых слышны крики младенцев, плач женщины, Макс, бегающий по кровавой дорожке и стреляющий сам в себя, выносят мозг напрочь. И тут мы подходим к другой особенности Max Payne - атмосфере.



Недостатка в снеге в фильме не наблюдается.

Игра выполнена в стиле нуар, поэтому атмосфера здесь соответствующая. На улице ночь и идёт снег, в помещениях зачастую меньше освещения, чем хотелось бы. Кругом враждебное окружение и помощи ждать неоткуда. Всё это действительно угнетает и давит. Приходится очень часто сохраняться, так как опасность может оказаться за каждым углом. И для того чтобы красиво и практично расправляться со злодеями суровые финские парни из Remedy впервые в истории компьютерных игр применили эффект замедления времени известный как bullet-time. В сочетании с возможностью уклонения от пуль в прыжке это создало настоящую революцию в жанре. Сейчас slo-mo в играх является обычным явлением, но в 2001м году оно стало настоящим откровением.



Кадр, наглядно демонстрирующий уклонение от пуль в режиме bullet-time. Этот эпизод не вошёл в финальную версию фильма.

Думаю, что экскурса в историю достаточно. Конечно, можно ещё долго воспевать игру, но пора бы уже вернуться к фильму! Как же создатели картины отнеслись к оригиналу? Можно сказать, что на него они, по большей части, закрыли глаза. Но обо всём по порядку.

Главную роль сыграл Марк Уолберг (Mark Wahlberg). Как он признался, он играл в игру, однако надолго его не хватило, так как у него нашлись другие дела, более важные. И при просмотре этой картины, создаётся впечатление, что другие дела помимо работы над фильмом нашлись также у режиссёра и сценариста. Ругать Уолберга за то, что он плохо сыграл, на мой взгляд, нельзя, так как из-за ужасного сценария, ему просто нечего играть. Благодаря сценаристу - Бо Торну (Beau Thorne), Макс Пэйн большую часть времени выглядит как идиот, не имеющий понятия, что происходит вокруг. Нюанс с татуировками, который, по сути, стал ключевым в расследовании, выглядит откровенно высосанным из пальца. Неужели главный герой, будучи детективом, который сам убил двух бандитов, напавших на его жену и дочь, не знал про татуировки на руках у убийц? И после этого нас хотят убедить, что Пэйн ищет ускользнувшего убийцу уже 3 года? Непонятно тогда, чем он всё это время занимался. Выглядит так, будто за дурака держат не только Макса, но и зрителя.



Макс Пэйн под действием валькирина подозрительно похож на Халка.

В самом начале фильма есть классная сцена с погружением главного героя глубоко в воду, в которой оказывается полным полно трупов. Можно подумать, что это одна из безумных галлюцинаций. В этот момент Макс произносит что-то в своём стиле, и кажется, что вот оно! Но это очень быстро проходит. Никаких видений нет на самом деле, а коротенький монолог оказывается первым и последним.

Что касается других героев. Тут тоже всё непросто. Джим Бравура неожиданно помолодел и поменял цвет кожи, видимо с целью быть политкорретнее. По сути никакого значения это не для фильма не имеет, с тем же успехом он мог стать китайцем. Мила Кунис (Mila Kunis), её Мона Сакс выглядит слишком гламурно. Амори Ноласко (Amaury Nolasco), сыгравший Джека Люпино, вот кто действительно подошёл по типажу к своей роли и отлично с ней справился, но как в итоге создатели обошлись с его персонажем, вызывает разочарование. BB, ставший по желанию сценариста ключевым героем, нареканий не вызывает, хотя и выглядит подозрительно с самого начала.



Джек Люпино в исполнении Амори Ноласко.

Атмосфера. Она здесь присутствует и является одной из относительно сильных сторон. Видимо режиссёр Джон Мур (John Moore) хотел, чтобы фильм выглядел как максимальный нуар и поэтому засыпал все декорации снегом под самую завязку. Нуар снегом не испортишь!

Также на атмосферу картины работают валькирии, которых видят герои фильма, употребляющие валькирин - наркотик. В целом это довольно интересная идея, однако у неё есть и свои минусы. Во-первых, этим самым валькириям уделено непомерно много времени. Как будто съёмочная группа сама накачалась валькирином и её заклинило. Во-вторых, полагаю, что на эти спецэффекты ушла значительная часть бюджета, а на сцены с перестрелками денег было уже не так много. Это поразительно, но самого экшна в фильме немного, а сцен, где есть тот самый bullet-time вообще раз, два и обчелся. Те, что есть, выглядят хорошо, но показаны они в каких-то гомеопатических дозах.



В итоге кино про Макса Пэйна получилось посредственным. В нём есть проблески в виде ярких эпизодов, но они гаснут также быстро, как и появляются. Я, как любитель историй про мрачного полицейского из Нью-Йорка, полноценной экранизации не получил. Возможно, когда-нибудь будет снята достойная картина про этого героя, а пока что в порыве ностальгии лучше ещё раз сыграть в игру.

фильмы, компьютерные игры, #фильмы

Previous post Next post
Up