Матвеева А. Взятие Бастилии.

Mar 15, 2015 18:43

Матвеева А. Взятие Бастилии. Повесть. Октябрь. 2015. № 2.
Прочитала небольшую повесть А. Матвеевой «Взятие Бастилии». После прочтения стало мне грустно. Люблю, знаете ли, читать позитивные книги - так чтобы все плохо-плохо, а в конце - рраз!- и все хорошо.
Все переженились, друг друга отыскали, справедливость торжествует, наследство получили огромное от неизвестных родичей ну и так далее.
А вот в этой повести - нет позитива. Во всяком случае я его не увидела. Я бы сказала словами поэта - исхода нет. «Умрешь, начнешь опять сначала, и повторится все …».
Героиня повести - Марианна, барышня сорока четырех лет, образованная, воспитанная, подававшая надежды в детстве - был прекрасный голос, работающая в театре - пишет программки. Ну те самые, которые мы исправно покупаем, придя в театр, потом какое то время храним, а потом кипами выкидываем на помойку (это я так делаю, к слову).
И вот перед нами проходит две жизни Марианны. В одной она - обычная, неустроенная немолодая уже женщина, которая всю жизнь проводит на работе. Да и работа явно не по ее способностям, и она сама понимает это. Но вот что-то менять не хочет. Понять ее можно - многолетняя привычка, вряд ли от нее можно отказаться вдруг и сразу. Тем более если стимулов нет. А их и нет. И не будет, что самое печальное и несправедливое.
И вторая - прекрасная и полнокровная жизнь Марианны, в которой она и любимая, и очаровательная, и у нее поклонники, и разные приключения в жизни, и вообще не жизнь - мечта.
Марианна не просто так что-то там себе думает - нет, не подумайте, она сочиняет сюжет оперы, которая может называться так - «Взятие Бастилии».
Сюжет с самыми разными приключениями - ах, как интересно.
Вся беда в том, что эта самая опера никогда не будет написана. Ну хотя бы потому, что сюжет, который придумывает бесконечно Марианна, он бесконечен и разнообразен, и нельзя на чем то одном ей сосредоточиться. Потому как в любом событии своей тусклой реальной жизни она видит сюжет для своей оперы - но сюжет уже расцвеченный, наполненный жизнью.
Другими словами, она уже давненько живет в своей опере. Ибо ее жизнь проходит не здесь, не в реале, а там, где-то, в стране грез и фантазий. Есть, говорят такая страна.
И ей абсолютно все равно на то, как она себя чувствует здесь. А здесь можно домом считать работу, а домой приходить немного поспать. Здесь можно не покупать себе новые вещи, ходить в одних и тех же годами, зато там, в ее реальной (выдуманной жизни) все так красиво и чудесно.
Марианна поехала во Францию по путевке. Ну там ее фантазия еще больше разошлась. И она порой уже не понимала, где она на самом деле - явь мешалась с фантазиями.
Героиня повести, что самое ужасное, воспринимает совершенно нормально свою жизнь - эти свои фантазии, работу, которая абсолютно ей не нужна, потому как она давно уже выросла из такой работы, свою неустроенную жизнь, свое одиночество. Это горько. Горько еще и потому, что ясно понимаешь - если не произойдет чуда, кончится все плачевно для героини. Потому что когда-то наступит конфликт между тем, что у нее есть в реальной жизни (а нет ничего, увы), и тем, что у нее есть в ее фантазиях. И что-то будет.
Тем более мысли о суициде ее когда то уже посещали.
А чуда не будет, почему то я так думаю.
Нет, наверно я не права, говоря о том, что нет позитива в повести. Наверно, вместо позитива тут выступают фантазии героини.
Нельзя дама без любви. Нельзя. Иначе какая там Бастилия… Эх!
Вот конец повести «Париж, Арсенал.
Юная Марианна только что похоронила свою мать и в отчаянии бродит по равнодушному городу. Ей так одиноко, что она думает о самоубийстве, склоняется над водой и вдруг видит рядом со своим лицом еще чье-то отражение. Девушка испуганно вскрикивает, но незнакомец называет свое имя - Эмиль. Он тоже одинок, но теперь они встретились и будут счастливы, потому что полюбили друг друга. На баржах появляются люди (хор), каждый зажигает лампу - так Париж убеждает Марианну не бояться любви. Город света превращается в город любви. Марианна признается Эмилю, что сегодня - ее день рождения. Юноша вручает возлюбленной элегантный букет желтых роз.
Марианна счастлива».
Вот где-то так…
http://magazines.russ.ru/october/2015/2/4m.html

книги, #книги, Матвеева

Previous post Next post
Up