А что мы, по сути, знаем о нем?

Sep 18, 2014 00:31

М. Ю. Лермонтов... Я думаю вряд ли в России найдется взрослый человек ни разу не слышавший этого имени.

Первое мое знакомство с творчеством М. Ю. Лермонтова произошло еще в начальной школе, на уроках литературы, в том возрасте, когда ребенок, насколько бы одаренным он ни был,  не способен понять главную мысль литературного произведения. Он умеет читать, но пропустить произведение через себя ему не представляется возможным, чему причиной недостаток жизненного опыта и детская беззаботность. И лишь во время второго знакомства с произведениями того же автора, во время прочтения «Героя нашего времени», я узнала чуточку больше о Михаиле Юрьевиче.
     Согласно пьесе А.С. Грибоедова «Горе от ума», мы, русские, всегда в преклонении перед всем иностранным, так и во мне очень часто прослеживалась эта тяга ко всему зарубежному и даже в литературе она проявилась с какой-то необычайной силой. Мне упорно не хотелось признавать, что русская классика, занимающая свое почетное место среди мировой литературы, очень интересна, и ничуть не отдалена от нашего времени. Итак, страстное затянувшееся увлечение английским О. Уайльдом отступило, и на смену ему пришла пустота, в душе, в мыслях и даже на столике, где обычно лежит читаемый мною шедевр прозы.
Но долгосрочный поиск чего-то интересного завершился прочтением поэзии М.Ю. Лермонтова. И с первой страницы, ко мне пришло понимание того, что одного стихотворения будет просто недостаточно для того, чтобы составить свое мнение о поэте. Что ж, таким образом, произошло мое, можно сказать, настоящее знакомство с творчеством вышеупомянутого гения. Сказать насколько я была удивлена и, отчасти, обескуражена, это не сказать ничего. Ведь, что мы, по сути, знаем о нем со школьных уроков литературы? Парочку стихотворений, выученных в еще не особо сознательном возрасте? Ускользающие факты из биографии: одиночество, жизнь на Кавказе, если вы были примерным учеником, то даже рискуете вспомнить, как звали бабушку поэта? Иными словами все это-капля в море. Конечно, вовсе необязательно досконально знать обширную биографию поэта, чтобы узнать чуточку больше не просто о его жизни, а о душевном состоянии, подлинных переживаниях, об истинных мыслях поэта. Стоит  выглянуть за пределы школьной программы, и увидеть в стихотворениях писателя непросто страдания молодого человека, а злобу, презрение, протест, отчаяние, боль, то, что не привыкли видеть люди, погрязшие в иллюзиях хорошего и, которые упорно не хотят снимать свои потрепанные розовые очки.

Не умоляя заслуг М. Ю. Лермонтова в прозе, мне все же хотелось бы поговорить о нем, как о поэте. Стихи - очень сильный, по эмоциональному воздействию на человека, литературный жанр. Однако ж, до определенного момента, мне казалось, что в стихотворение невозможно вложить столько смысла и глубоких знаний, хотя бы потому,  что рифма там играет одну из значительных ролей.  Да и прискорбно, что многие в нем видят лишь красивые обороты речи, правильный ритм, и многочисленные художественные приемы, забывая, что все это лишь обрамление той мысли, которую автор хотел донести. Останавливаясь на анализе всех этих, пусть и немаловажных для данного литературного жанра средствах выразительности, мы рискуем не уловить смысл произведения, так сказать прочувствовать его.
Так может случиться со стихотворениями других авторов, но не с поэзией М.Ю. Лермонтова, в которой соединяется  неприкрытая идея с уникальными средствами художественной выразительности, кстати не могу упоминуть о Лермонтове, как о прекрасном живописце.




Итак, людям читающим, должно быть знакомо то чувство, когда в произведениях некоторых авторов, как бы находишь отражение себя самого, своих чувств и мыслей. Это не будет секретом, если я скажу, что найти отголосок собственной неповторимой индивидуальности можно не только в литературе, но и в творчестве других деятелей. Музыка, живопись и еще целая палитра человеческих увлечений. Главным остается то, что при всей неповторимости каждой личности и индивидуальных способностей отдельно взятой особи, существуют такие вопросы и темы, которые из века в век будоражат человеческий мозг, заставляя немного поразмышлять. Оттого и многие литературные произведения не утратят своей актуальности, пока человеческие чувства не начнут устаревать и пока не разгадали это философское: «В чем смысл жизни?». Поэтому и люди предыдущих поколений не могут быть непохожи на нас. Так, найдя схожие нотки в творчестве Михаила Юрьевича и в собственном скромном, я уже не могла оторваться и глотала одно стихотворение за другим, в который раз наполняя свой  мозг новыми противоречиями.
        Кто для меня М. Ю. Лермонтов? Он - человек, говоривший новое слово, уставший от устоявшихся ценностей и господствующих стереотипов, оттого и ненашедший понимания в собственном поколении, погрязшем в устаревающих убеждениях и съедающей разум рутине. Вопреки многочисленным мнениям о пессимистичном настроении в творчестве поэта, скажу лишь одно, человек, желающий привнести что-то новое, пытающийся побудить к действию, не иначе как оптимист. Естественно, встречая взамен лишь протест со стороны государства и активно повинующегося ему общества,  когда все его надежды, мечты и желания на светлое будущее рушатся о стены равнодушия и запретов, приходит разочарование в людях, презрение к сверстникам.
       На мой взгляд, в такие периоды отчаяния, поэзия становилась утешением поэта и спасала его от удушливых взглядов светского общества. Белый пустой лист, который ты можешь заполнить, как тебе пожелается, излить все свои переживания, не получая никаких упреков о несогласии с твоим мнением, в ответ лишь немая тишина. С другой стороны средство обращения не к отдельной группе людей, а ко всему обществу.
     Сильные эмоции, перенесенные в стихотворной форме на бумагу, уже не кажутся такими душераздирающими и реже приводят к каким-то поспешным решениям. Если бы не произведения, которым он посвящал себя без остатка, Лермонтов мог бы уйти из жизни еще раньше.
       Погиб поэт на дуэли с Мартыновым. Отнюдь не невольник чести, скорее невольник глубочайших противоречий своей души, которые сопровождали его на протяжении всей жизни. По моему глубокому убеждению, М. Ю. Лермонтов был склонен к юношескому максимализму, отсюда выраженное стремление к самопознанию, самоанализу, к самоутверждению, к совершенству, повышенное стремление к философским рассуждениям, стремление постичь тайное, непонятное. Так что его творчество должно быть очень близко и понятно думающим подросткам.
    Одним из стихотворений, заставивших меня задуматься и побудивших к созданию своих размышлений стало «Дума».
    Подобно Лермонтову, я, видимо, тоже оптимист, раз верю, что люди хотя бы в двадцать первом веке, в моем поколении, перестанут деградировать и катится в пропасть предрассудков и навязанных средствами массовой информации мнений. Конечно,  неправильно сравнивать поколение М. Ю. Лермонтова и мое, все-таки разные эпохи, но я попробую на примере небезызвестной «Думы».  Здесь он высказывает причины своего недовольства окружающими людьми. Я тоже постараюсь аргументировать собственное разочарование в своим поколением.

"Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее - иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно..."      На мой взгляд, любое общество можно разделить, как минимум на два типа: «Думающие» и «Ведомые», и классификация говорит сама за себя. Вторым, по сути, нет дела до поиска великих смыслов, им несвойственно создавать собственные убеждения, ограничиваются банальным существованием. Таковых, естественно, больше, хотя бы потому, что такая позиция проще. Нет, они не глупы и ставят цели, напомним, что М. Ю. Лермонтов упрекал представителей своего поколения в бездействии и неспособности истинно к чему-либо стремиться. Просто цели их не наполнены чем-то великим. Наше поколение охватила жажда материального богатства,  нежели духовного, даже о славе уже не заботятся, а лишь о собственном комфорте и об устроенности быта. Несмотря  на всю палитру разнообразных мнений,  все жаждут примерно одного варианта развития событий: Престижный ВУЗ - Высокооплачиваемая работа-Дом-Семья, ну и, в конце концов, живут все по одному шаблону, схеме, стандарту, отличие лишь в финансовых возможностях. Мы стали слишком адекватными, слишком реалистами, редко у кого встретишь желание «горы свернуть», достигнуть чего-то невероятного, совершить что-то значимое в глобальном смысле.  Все как бы ожидают этого скучного конца собственной жизни, стремятся к нему. Как забавно. А ведь во времена нашего поэта люди пытались избежать этого скучного обихода, вспомним того же Печорина. Лермонтов обвинял представителей своего поколения не только в неспособности совершить «подвиги прославленных отцов», но и в способах ухода от скуки. А мы сознательно идем к ней, превращаюсь в инертную массу, готовую только к существованию, которая так и доживает свой век, не совершив ничего примечательного. Что ж, я надеюсь, мы научимся мечтать и выполнять реальные цели, как наши гениальные предки, начнем выбирать правильных кумиров, приобретать нужные ценности и быть немного мечтателями.
    Мы создаем поколение, и, на мой взгляд, нет ни хорошего, ни плохого. Отличие лишь в количестве выдающихся личностей, это один из главных критериев состоятельности и просвещенности людей того или иного периода времени. М. Ю. Лермонтов оставил нам бесценное наследие в виде своих произведений, предназначение которых было побуждение людей к изменениям. Пусть он был недооценен в свое время, но сейчас в мое время, мне хотелось бы верить, что все не напрасно и мы станем даже чуточку лучше наших славных соотечественников прошедших лет.

Лермонтов

Previous post Next post
Up