«Неторопливый» скандинавский роман

Feb 05, 2013 20:08

Оригинал взят у diliia11 в «Неторопливый» скандинавский роман
«Тишина» - это первая для меня книга Питера Хёга. Подозревала, что чтение будет нелегким, но с первых же страниц мне понравился язык и стиль. Четко и сдержанно. Красиво в своей лаконичности. В общем, как я себе и представляла скандинавскую литературу.


Многие пишут о медленном темпе, о погружении, о спокойном тексте. А для меня не так. Я сразу почувствовала в том, что происходит уже на первых страницах, напряжение. А напряжение не может быть спокойным. Напряжение предполагает бурное развитие событий. Мне показалось, что так оно и есть в романе. Событий там много, все они на грани нервного срыва, даже воспоминания. Просто эмоций нет на лице. Так бывает у некоторых людей. Все внутри кипит, несется вперед, в сторону или в пропасть…
То, что главный герой слышит все и вся, это лишь подчеркивает напряжение. Представьте, у человека постоянно работает мозг и слух, и он не может по-другому. Ему необходимо все слышать, чтобы понимать, что происходит, и принимать решения, и действовать - и иногда очень быстро действовать. Все эти погони, драки, обманные способы проникновения внутрь закрытых организаций удаются Касперу Кроне только благодаря его необычной способности слышать звуки и суперактивной работе мозга. И хотя я понимаю, что такое в реальности вряд ли возможно, но во время чтения романа я восхищалась этим человеком. И даже в критических ситуациях он умудряется шутить и завораживать людей, особенно женщин. Всем бы такую активность в сорок лет! При этом у него умирающий отец лежит в больнице, он покинут любимой женщиной, он преследуем полицией, налоговиками и прочими, да еще мучительные воспоминания о матери и поиски пропавших детей. О какой медитативности идет речь?
Плавность и кажущаяся неторопливость текста - только внешняя видимость. И то, что за нею спрятана огромная душевная напряженность и быстрота событий (вспомните, Касперу то и дело даются совсем маленькие сроки на то, чтобы убраться из страны, найти кого-то, улизнуть от полиции, взобраться или спуститься…) - я считаю большим авторским достижением.
Читая некоторые рецензии на эту книгу, я весьма удивилась, что читателям трудно переноситься вместе в текстом в разные временные и пространственные пласты, они запутываются в соотношении воспоминаний и происходящего в настоящий момент. Но это же известный и давно изобретенный прием. И многие авторы так пишут. Это как в жизни. Вы идете куда-то, делаете что-то, разговариваете с кем-то, одновременно вспоминая то, что было вчера, неделю или месяц назад. А уж оставаясь наедине с собой, можно и на годы назад вернуться. Это не мешает вам в данный момент жевать бутерброд или ехать в автобусной толпе на работу. Не хочу никого обижать, просто надо чуть внимательнее читать. Воспоминания Каспера многое проясняют в его настоящем и поэтому, конечно, важны.
Не менее важны и его длинные монологи. Та особая хёговская философия, которой они пронизаны, может, и не всегда понятна, но главное - почувствовать атмосферу. Да, мне тоже были неясны некоторые моменты. Но только больше захотелось узнать об авторе и Дании. Почему он использовал в своем романе образ Восточной церкви? Как автор связан с Россией? И не только из-за церкви, ведь Каспер и в русском цирке работал. Насколько велика вообще роль церкви в датском обществе? И почему центральными и самыми загадочными в «Тишине» являются образы детей?
Важным и интересным в романе является образ города. Копенгаген с его непривычными для русского уха названиями улиц, учреждений, площадей, церквей, гаваней призван помочь главному герою. Он в нем находит созвучия своим переживаниям, чувствам и действиям. Недаром то, что случилось с городом благодаря необыкновенным детям, приблизило его к той тишине, которую он искал.
«Море поглотило Копенгаген. Не было больше каналов, не было тротуаров, дорог. Перед его ногами простиралась гладкая поверхность воды…
Возникшая здесь акустика была близка его сердцу. Тихая поверхность воды всегда прекрасно отражает звуки. Пространство, находящееся перед ним, было во сто раз более полнозвучным, чем зал Венской филармонии. И при этом никаких автомобилей…»
Вот и громкий спуск под землю, в канализационную систему города - важный шаг к искомой тишине.
Не буду говорить о музыке, которой пронизан весь роман - многие уже написали об этом. Замечу лишь, что это первое в моей жизни литературное произведение, вызвавшее во мне желание слушать произведение музыкальное. Конечно, «Чакону»…
И напоследок…
При всем уважении к автору, концовка мне показалась несколько смазанной. Какое-то слишком мимолетное объяснение детей, что и зачем они хотели сделать. Конечно, все просто: люди, не надо войны, дайте нам лучше пятьсот кукол. Но как-то не очень убедительно. Да и волчья улыбка КларыМарии вызвала неприятное ощущение подлянки посреди вроде бы счастливого воссоединения семьи.
Я рада, что роман остался не совсем понят мной, что возникли вопросы, что я буду искать на них ответы. Это значит, заставил глубоко задуматься, а не пробежать мимо. Это - признак высокохудожественной талантливой литературы.

книги, Хёг, #книги

Previous post Next post
Up