Заставить читать. Проблема, с которой сталкиваются все родители - как заставить своего ребенка читать. Но решения этого вопроса часто бывают безрезультатными, или еще хуже - они еще больше отбивают охоту к книге. Распространенный «педагогический» пример - разрешение посмотреть телевизор, если прочитано определенное количество страниц.
Да... Телевизор, возведенный в ранг награды - а чтение, соответственно, низведенное в разряд повинностей... наша находка, не чья-нибудь.
В школе еще острее стоит вопрос необходимости, или даже обязанности читать. Ибо от этого зависит успеваемость ученика. Автор приводит несколько отрицательных классических примеров урока литературы, и в противовес показывает эффект от нестандартных положительных методов, которые не требуют неизвестно какой магии, кроме магии любви самого учителя к книгам.
Не надо статистики, чтобы согласиться, что не школьная программа заставляет читать (да, она заставляет - но в негативном понимании, т.е. безрезультатно). Вдохновляют взять в руки книгу непринужденные советы друзей, родителей или знакомых - в искреннем общении, без капли насилия и навязчивости, без обязанностей.
Лучшим, что мы прочли, мы обязаны чаще всего тому, кто нам дорог, и с тем, кто нам дорог, мы об этом и заговорим. Наверное, потому что привязанность, как и желание читать, означает предпочтение.
Вопрос времени. Для тех, кто не хочет читать, всегда найдется оправдание, мол не хватает времени, есть куча дел поважнее. Но как и со всем остальным, чтение - это дело приоритетов. В конце концов, это образ жизни.
Время читать - это всегда украденное время. (Как, впрочем, и время писать, время любить.) У кого украденное? Скажем, у обязанности жить.
Время читать, как и время любить, расширяет время, состоящие из минут и часов.
У меня никогда не было времени читать, но ничто никогда не могло помешать мне дочитать полюбившийся роман.
Читать вслух. Автор настаивает на том, что чтение вслух является свое рода индикатором: таким образом, через голос, материализацию звуков, как на пленке проявляется истинное отношение читателя к тексту, к слушающему. Читатель в такой ситуации становиться полностью беззащитным перед книгой.
Чтение - это личное дело. Чтение не требует ничего взамен - ни какого-либо отчета о прочитанном, ни обсуждения книги, ни критики или похвалы автору. Читатель может и имеет полное право молчать о прочитанном. И в этом наверное есть исихазм отношений человека и книги.