Амадей. Фильм 1984 года

Aug 02, 2024 19:11



Ну конечно, я давно знала, что у Милоша Формана есть фильм о Моцарте. Но не смотрела его. Главным образом потому, что в отрывках, которые я видела, Моцарт был представлен, как мне казалось, полным идиотом. Всё же решила посмотреть, но с большими опасениями. Сразу скажу, что мои страхи не оправдались - фильм почти гениальный! Ну как он не может быть гениальным, если он весь пронизан музыкой Моцарта! Впервые поймала себя на мысли, что музыка Моцарта, в сущности, проста, и всё же, почему такое убойное воздействие? Почему этот маленький, некрасивый человечек стал проводником гениальной музыки? Любовь бога? Амадеус (второе имя Моцарта) - любимый богом. Этим вопросом задаётся подлинный главный герой фильма - Антонио Сальери, с детства мечтавший посвятить себя музыке,тонко её понимавший, всю жизнь ей служивший, но, увы, - не гениальный.


Что больше всего понравилось в фильме? То, что Моцарт представлен в нём реальным человеком, а не хрестоматийной личностью. Моцарт здесь - не дурачок, он часто слишком непосредственен в своих эмоциональных реакциях и (кажется, намеренно) не следует дворцовому этикету, но делает это по праву гения, имеющего своего мнение и чувствующего себя вправе быть естественным. Изумительны сцены, когда он, дирижируя, полностью сливается с музыкой. Отличный сюжетный ход - зритель видит развитие событий как-бы глазами Сальери, именно он объясняет несведущему слушателю, в чём заключается красота музыки Моцарта. И совершенно потрясает одна из заключительных сцен, когда Сальери помогает уже больному Моцарту дописывать Реквием (что есть совершеннейшая выдумка). Сцена совершенно гениальная! Сальери, сам - потрясающий профессионал, не успевает записывать ноты за напевающим их Моцартом, который слышит своё грандиозное творение одновременно и целиком, и в мельчайших деталях. Нет, в фильме Сальери не убивает Моцарта, но делает всё, чтобы эта смерть свершилась.
Что не понравилось? То, что проблема сведена к психоанализу и взаимоотношениям Моцарта с деспотичным отцом (но в этом повинен первоисточник - пьеса, по которой снят фильм). Плохо, что в саундтреке разорваны разделы Реквиума - гневный "Confutatis maledictis" (проклят, презренный) и Lacrimosa (слёзная), которые у Моцарта непосредственно переходят один в другой, что даёт ошеломляющее впечатление - из-за этого заключительная сцена похорон Моцарта для меня была совершенно смазана. Ну, и ещё не нравится, что Моцарт называл свою жену Станция, а Констанция называла его как собачку - Вольфи.
P. S. Ради справедливости нужно уточнить, что Сальери - одна из самых оболганных личностей в истрии музыки. Нет, он не убивал Моцарта, он не был столь завистлив. Этот доказывается тем фактом, что среди его учеников (некоторых из которых он учил бесплатно) три великих гения - Бетховен, Шуберт и Лист.

фильмы, искусство, исторический, музыка

Previous post Next post
Up