Сериал "Грозный" стал логическим продолжением таких проектов, как "София" и "Годунов", не в хронологическом плане, а в общей стилистике, плюс и минусах, коих значительно больше, трактовке истории и, что и позволяет их объединять в один ряд, наличии одного и того же режиссера - Алексея Андрианова. Проект "Годунов. Продолжение" снимал не он и получилось еще хуже, вероятно поэтому в "Грозный" вернули его обратно. Таким образом, я примерно понимал, чего ожидать и если бы не сугубо профессиональный интерес, я бы его проигнорировал в принципе, но в итоге решил посмотреть.
Начну с плюсов, коих на мой взгляд набралось целых полтора и которые характерны и для других вышеперечисленных проектов. Главный из них - это визуальный ряд. И "София" и "Годунов" и "Грозный" обладают яркой картинкой, богатыми по отечественным сериальным меркам декорациям, операторская работа на очень хорошем уровне, это даже такому дилетанту в этом плане, как я, видно. Ко второй половине "плюса" я бы отнес драматургическую составляющую сюжета. Смотреть за происходящим на экране было достаточно интересно, особенно если забыть про историческую составляющую, которая не выдерживает ни малейшей критики и которую за меня уже давно провели разного рода обзорщики, не буду повторять за ними.
Мне другим оказался интересен этот проект, тем, что он попытался отыграть набирающую популярность сейчас точку зрения, что Иван Грозный на самом деле персонаж оболганный современниками и потомками, что он не был таким жестоким, как его очень часто описывают, что если кого и казнил, то бояре сами виноваты, ибо постоянно умышляли измены, вот иногда он "палку и перегибал", а куда, что называется, было в этой ситуации деваться. В заключительных титрах даже в очередной раз припомнили кем-то не очень умным выдвинутый аргумент про Варфоломеевскую ночь, мол смотрите, как там было, чего вы про нас то говорите, совершенно не понимая, что и как там было и можно ли вообще ее сравнивать с той же опричниной, а если можно, то до какой степени.
Вообщем, к минусам я уже перешел, добавлю к ним разве что еще сценарий в плане диалогов, а также связанную с этим актерскую игру. Уже не в первом проекте этого режиссера я прихожу к мысли, что либо актеры просто издеваются в кадре, либо это сценаристы так убого сделали свою работу, либо режиссер не смог поставить им правильную задачу. Есть подозрение, что всего понемногу. Например, Сергей Маковецкий, игравший Ивана Грозного, благодаря своему недюжему таланту, вытягивает свою роль как может, ему бы еще нормальные слова написали, то получилось бы значительно лучше. Аналогично с Виктором Сухоруковым в роли Малюты Скуратова и Владимиром Стекловым в роли дьяка. Другие же актеры, объективно слабее этих мэтров, сделали свою работу на уровень своего таланта, а кто-то, на мой взгляд, даже и не старался особо. Одним словом, тут нужно индивидуально смотреть по каждому случаю, чего было больше.
Одним словом, сериал интересен как факт репрезентации истории и некий факт "боев за историю", как художественное же произведение он оставляет большие вопросы, хоть сам по себе и не лишен некоторых достоинств.