Прохладно, ладно, ладно
Девушки ждут от брака только счастья. По чему же тогда столько умных и немолодых женщин не стремятся попасть в эту ловушку?
О, британский высший класс, в хитросплетениях интриг и отношений которого мы полагаем себя компетентными примерно как домохозяйка из девяностых, которая говорила, что вот бросит все и уедет в Санта-Барбару, она всех там знает. Что ж, по крайней мере в случае Нэнси Митфорд компетентность рассказчицы несомненна.
Плоть от плоти описываемой среды, она по праву рождения принадлежала к золотой молодежи. Хотя, как ее героиня-рассказчица, скорее к нижней границе описываемого слоя - Митфорды уважаемая семья джентри. Вхождение в некоторые гостиные, абсолютно недостижимые для нуворишей была обеспечена ей изначально, несмотря на скромное финансовое положение.
А литературный талант и остроумие в идеальной пропорции соединенные с доброжелательностью, позволили стать бытописателем-инсайдером, отчасти в образе героинь Джейн Остен, которые ведь тоже принадлежат к нетитулованной и небогатой, но родовитой и уважаемой общественной страты. Помните, как Лиз Беннет говорит леди-как-ее-там, явившейся, чтобы приказать ей не соглашаться на предложение Дарси: "Он дворянин. Я дочь дворянина. Мы в этом смысле равны."
"Любовь в холодном климате", конечно ни разу не "Гордость и предубеждение", и сейчас не о том, что последнее шедевр, в то время, как первое - не более, чем милое необременительное чтение. Я о том, что полтора столетия с благами технического прогресса, серьезными социальными изменениями, двумя мировыми войнами между двумя книгами не могли оставить рассказ о жизни английского истеблишмента, увиденной глазами бедной и некрасивой, но порядочной умной и обаятельной родственницы, прежним.
Женщины более свободны и менее скованы условностями. Так родители героини-рассказчицы в разводе, мать с очередным мужем (любовником?) в Италии, отец на Ямайке, воспитывается она в семье родственников, родовитых и обеспеченных, хотя не богачей. По-настоящему богаты и титулованы другие их родственники, у которых Фанни (салют, Фанни Прайс, "Мэнсфилд Парк") часто гостит. Не в последнюю очередь потому, что приходится ровесницей их дочери, Полли.
Поздний ребенок, та удивительно красива в детстве, а к отрочеству превращается в настоящую английскую розу. Говорят, что на воду. огонь и как другие работают можно смотреть бесконечно, Полли Монтдор достойное дополнение этого списка, а богатство и знатность должны открыть перед ней все двери. На балах дебютанток она блистает нарядами, драгоценностями и природной красотой... Оставаясь невостребованной.
Есть в этой девушке что-то, заставляющее держаться потенциальных женихов на расстоянии. Время идет, достойная партия все не составляется, Леди Монтдор рвет и мечет, а дочь, как царевна-несмеяна или принцесса из "Бременских музыкантов": "Ни-че-го я не хочу!" Разумеется, у нее есть тайна, разумеется, мы узнаем, в чем она заключается. И да, это будет шокирующе, хотя вместе с тем респектабельно.
А продолжится все не менее шокирующей респектабельностью. Такое, знаете. когда абсолютная, казалось бы, непристойность обретает статус милого невинного чудачества. И ты смотришь на это, и думаешь: блин, а ведь можно и так. Можно по-человечески. На то мы и люди, чтобы уметь понимать и принимать непохожих на себя".
Очаровательная, уютная, славная книга. Идеально для выходных.