Уже не движет солнце и светила?
Свобода отношений непрестанно осуществляется правом человека не вступать в отношения или выходить из них. Отказом от отношений на любом их этапе.
В одной из моих любимых книг описан мир, из которого постепенно вымываются оттенки смысла, исчезают сложные понятия, уходят из употребления некоторые слова. Голая функциональность и прямые углы сменяют прежнее многообразие форм, у радуги всего четыре цвета. Изменения происходят постепенно, подавляющее большинство не замечает их. А теперь задайте себе вопрос: "Как давно в мою жизнь входила любовь?"
В любом проявлении. Влюбиться, засыпать и просыпаться с мыслью о нем/ней, ждать встречи, когда мир озаряет волшебное сияние, грустить в разлуке, жертвовать материальными и социальными благами ради возможности быть вместе. Или ощущать предметом любви себя, не обязательно с корзинами пармских фиалок и бриллиантами, просто объектом внимания и заботы, и знать, что ради тебя кто-то готов на многое. Или видеть любовь рядом: у друзей, у детей, по соседству. Ну, ответьте себе наконец, что любовь нынче уходит из мира водой в песок.
Профессор социологии Ева Иллуз, названная журналом Die Zeit в числе двенадцати мыслителей, способных повлиять на движение мысли завтрашнего дня, четверть века занимается социологией чувств. Ее основная тема связана с исследованием влияния на них глобальных факторов, связанных с экономическими, технологическими, коммуникационными изменениями современности.
Ее и в прежних ее работах: "Охлажденная интимность. Эмоциональный капитализм в действии", "Почему любовь ранит? Социологическое объяснение" - занимали главным образом деструктивные, тенденции чувственной сферы. В новом исследовании, с которым мы имеем возможность познакомиться благодаря издательству Директ-Медиа, на передний план выходит прерывание отношений и отказ от них.
Книга "Почему любовь уходит. Социология негативных отношений" пытается объяснить, почему любви в современном мире все меньше, почему люди настолько перестали ценить отношения в парных союзах, прежде бывших самыми крепкими структурными единицами социума. Почему связывавший двоих намертво раствор утратил клейкость, а стабильные связи распадаются на любом этапе: 35 лет совместной жизни, 20 лет в браке, полгода в отношениях, третье, второе, первое свидание или вовсе решение не ввязываться в отношения.
Поскольку Иллуз социолог, она подходит к проблеме с несколько иной позиции, чем это сделал бы психолог. Разница между психологией и социологией в том. что первая ищет решения, применимого к конкретной индивидуальной ситуации, вторая отслеживает, как определенные паттерны поведения формируются во всем многообразии коллективных взаимодействий: социальных, экономических, культурных, коммуникационных, эмоциональных, ментальных, физиологических, etc.
В шести главах книги "Почему любовь уходит" тенденция отсутствия любви исследуется, начиная с постановки проблемы и фиксирования множества, подтверждающих ее наличие примеров. Далее Иллуз обращается к истории вопроса. Поскольку важная часть ее гносеологического подхода связана с влиянием современной утилитарности, потребительства и кризиса перепроизводства - то исторический аспект касается любовных отношений на заре капитализма.
Практика сватовства и ухаживания в прошлом, влияние социальных и материальных факторов на становление и упрочнение связей, преимущественно горизонтальных (в пределах своего класса). Репутационные и финансовые потери для инициатора разрыва. Ограниченное число возможных кандидатур, и супружеский секс как бонус. Определенность и уверенность, основанные на четких взаимных обязательствах и конкретных ожиданиях, сопровождавшая отношения от начала до "пока смерть не разлучит нас".
Современный скопический капитализм, с неимоверно возросшей ценностью тела с одной стороны, его доступностью - с другой. Падение влияния семьи и общественных структур, прежде выполнявших роль регулятора, не последнюю роль в котором сыграла сексуальная революция середины прошлого века, индустрия развлечений, косметическая промышленность с коммерциализацией красоты и, что важнее - сексуальности.
Совокупность этих факторов создала предпосылки, а завершающим аккордом стало бурное развитие коммуникаций с появлением интернета, невероятно расширившего выбор, и мобильного интернета, который сделал его бесконечным (и бесконечно доступным). Остались в прошлом горизонтальные связи, теперь ни возраст, ни внешность, ни социальное положение, имущественный ценз, образовательный статус не являются препятствием для единичных встреч и мимолетного секса без обязательств. Парадоксально, но доступность в значительной мере обесценила связи, приравняла их к товару из дискаунтера.
Рассматривая сложившееся положение вещей с, казалось бы, равными гендерными возможностями для участников, автор приходит к выводу, что женщина в ситуации такого равноправия, тем не менее, часто оказывается объектом потребления и эксплуатации. Вынужденная стремиться соответствовать недостижимому идеалу, навязанному индустрией красоты, она комплексует, соглашается на отношения только для секса, без эмоциональной и ментальной близости. Без гарантий, без определенности, без уверенности. Однако женщина, в силу многих факторов, куда менее болезненно воспринимает разрыв и легче восстанавливается. Мужчинам такое часто стоит смерти.
Интересный увлекательно написанный, дающий пищу для размышлений нонфикшн, который остается научным трудом в русле эмпирического метода со множеством ссылок на источники и подходом к проблеме без дутой сенсационности.