"Путеводитель по оркестру и его задворкам" Владимир Зисман

Mar 17, 2022 10:26




Это просто Симфония

- Что должен сделать альтист, если за ним гонятся слон, жираф и бегемот?
- Слезть с карусели!

Книгу об устройстве симфонического оркестра я взяла хоть и по рекомендации доброй знакомой из ЖЖ, но не питая иллюзий относительно своей способности увлечься или, упаси боже. развлечься ею. Заранее видела себя внутренним взором, с лицом суровым и торжественным перелистывающей электронные страницы во имя общего развития и какие мы там еще приводим доводы в пользу нон-фикшн.



Хотела бы я, чтобы всякое разочарование  было таким, какое испытала с первых, нет, не страниц - абзацев. С книгой Владимира Зисмана восторг абсолютного узнавания, хотя бы даже собственное твое хождение в мир музыки ограничивалось хоровым пением в детстве да исполнением  собачьего вальса вкупе с первыми тактами "Лунной сонаты" на фортепиано (дежурный набор дилетанта).

И еще, знание, что здесь не обидят, не унизят походя, не укажут на твою недостаточность, которую и без того, чивоуштам, ощущаешь. Люди, умеющие извлекать гармонию из предметов, которые в руках прочих  источник шума и какофонии, во все времена окружены аурой "особости".  И когда кто-то из этой категории небожителей говорит с тобой, как доброжелательный собеседник. объясняя вещи, о которых и задумываться себе не позволяла, не потому, что неинтересно было, а потому что не у кого было спросить - это бесценно.

Он рассказывает с кучей забавных подробностей, в которых неожиданно узнаешь себя. Пусть к музыке ты отношения не имеешь, но в книгах толк понимаешь и от скверной переживаешь то же чувство - тебя накормили тухлой селедкой, какое музыкант от некоторых фрагментов, которые обыденность доносит до слуха.

"Путеводитель по оркестру и его задворкам" устроен как микроэнциклопедия, хотя автор отрицает энциклопедичность, но тут уж нам, читателям, виднее. Как маленький человек приходит в мир музыки и что из этого получается, каковы специфические фобии музыкантов,  особенности поведения в оркестре, акустика, звукозапись, концертный костюм, репетиции, гастроли, халтура, партитура.

Почти половину от объема книги занимает рассказ об инструментах и дирижере. И как хорош этот рассказ. Скрипка и альт, гобой и кларнет, виолончель и контрабас, саксофон и флейта-пикколо Ты не можешь их коснуться, но увидеть-услышать, параллельно чтению, сейчас возможно. А еще, здесь музыка. Много прекрасной музыки. И, я наконец узнала, почему смычки скрипачей в оркестре двигаются так синхронно (все дело в волшебном штрихе).

Чудесная книга и отменный антидепрессант, который, в наше непростое время,  поможет любому.

юмор, музыка

Previous post Next post
Up