"Цой" (Россия, Латвия, Литва, 2020)

Jun 08, 2021 23:35




Неоднозначная, мягко говоря, реакция на этот фильм, на мой взгляд, не могла быть другой. Как минимум по двум причинам, первая из которых связана с творчеством режиссера Алексея Учителя в принципе, вторая с поднимаемой в фильме темой.
Начну с первой причины. Выскажу свое непрофессиональное, сугубо зрительское мнение. Как мне представляется, главной проблемой и одновременно бедой этого режиссера является то, что он пытается снимать авторское, экспериментальное, сложное кино, а его фильмы зачастую пытаются оценивать как  массовые, сюжетные картины и происходит раз за разом несовпадение ожиданий и реальности.
Со вторым одновременно и сложнее и проще. Он поднял здесь такую тему (смерть Виктора Цоя и последовавшие за этим события), что родственники и друзья музыканта, а также многочисленная армия его фанатов не могла отреагировать иначе (сын Цоя, в частности, просил запретить фильм, насколько я знаю), слишком личная эта история для них. Не удивительно, что даже менее тяжелый в плане выбора главной темы сюжета фильма "Лето" Кирилла Серебренникова, вызвал в свое время не менее бурную реакцию. И здесь Учителя не спасло даже то, что он в свое время снял о нем два документальных фильма, прижизненный для Цоя "Рок" и посмертный для него же "Последний герой" и в силу этого вроде бы имевший моральное право снять и этот фильм. Как выяснилось, для подавляющего большинства не имевший такого права, чем во многом, как мне кажется, обусловлена и очень низкая оценка фильма на "Кинопоиске".
Плох ли на самом деле этот фильм, как об этом многие говорят? Однозначного ответа дать невозможно, я могу лишь высказать свои мысли, появившиеся во время просмотра. Если абстрагироваться от того, про что и самое главное, про кого этот фильм, а сделать это, надо признать, было непросто, то он не такой уж и плохой, на мой взгляд, скорее даже хороший. В нем есть своя концепция и довольно качественная ее реализация, самое главное, в нем есть некий нерв, который в какой-то момент может переломить отношение к картине, как у меня во многом и произошло. Однако даже с учетом этого всего у меня есть  к фильму пара претензий. Во-первых, я не почувствовал вообще эпохи, того, что все происходит в августе 1990 года. Мне тогда было немногим больше 10 лет, но мои детские воспоминания достаточно яркие и я вот совсем не соотнес увиденное на экране с тем, что я помню. А во-вторых, при всем своем внутреннем нерве, о котором я писал выше, все-таки фильм меня не "накрыл", как это происходило с тем же "Летом", но это уже мое субъективное восприятие, а не объективная его оценка.
В итоге фильм получился очень спорным, достаточно сложным, не очень понятым по причине слишком личной для многих истории гибели кумира поколения и в то же время не утащившим меня в ностальгию, как когда-то "Лето". Правда для меня и "Лето" не столько фильм про Цоя, сколько про Майка. Может в этом дело?
Previous post Next post
Up