В поисках утраченного времени?
АА считала Тяньмина величайшим шпионом в истории человечества.
Скажу честно: сложно проникнуться этой историей, не будучи фанатом Лю Цысиня. Нет, я отлюбила культовую тетралогию ровно на середине первой книги. До половины прочла с восторгом, а после не могла дождаться окончания. Тут я в меньшинстве, отзывы о книге большей частью восторженные. Но они не дают и приблизительного представления о популярности "Воспоминаний о прошлом Земли" в Китае, где цикл сделался культовым сразу после публикации "Задачи трех тел". А дальше сработал стандартный для таких случаев механизм: поклонник ждал продолжения, оно все не появлялось, юноша сам написал такую книгу, которую хотел бы прочесть.
В случае Баошу завершилось идиллически: Цисинь высоко оценил книгу, одарил автора своим покровительством и, по сути, "Возрожденное время" стало для новичка пропуском в союз китайских фантастов. Вы помните, что в оригинальном цикле поднимались темы контакта, вторжения, пятой колонны, многомерности Вселенной, ускорения и замедления времени, принципиально новых видов оружия, культурных различий, затрудняющих понимание между носителями разных архетипов.
В книге Баошу, являющей собой параквел (вбоквел) и развернутый эпилог тетралогии, во главе угла Время. Как физическая величина, поддающаяся измерению, но совершенно непознаваемая. Как неотъемлемая принадлежность жизни, тогда как у смерти оно отсутствует. Возможно ли его утилитарное использование? Соотношение статики вечного покоя с динамикой развития. Множественность физических измерений и роль времени: рассматривать ли его как основной компонент в технологии увеличения-уменьшения потенциального числа возможностей? Что лучше: умереть стоя (в десятимерном мире) или жить на коленях (в плоском двухмерном)?
Признаюсь, моих знаний в физике катастрофически не хватает, чтобы составить обо всем перечисленном более-менее внятное представление. Сомневаюсь, чтобы читатель, способный извлечь из квазинаучного коктейля книги вразумительное понятие о чем-нибудь, нашелся вообще. Но в романе алгебра наукообразия щедро разбавлена гармонией непростых отношений: человек-человек, человек-клон, человек-робот, человек-ангел, человек- энергетическая сущность, твердая-мягкий, и еще полторы дюжины разных существ в разных сочетаниях.
Здешний хронотоп заслуживает отдельной статьи, действие все время перемещается между эпохами истории Земли и Вселенной, всеми возможными мирами с количеством измерений в них от двух до десяти и конфигурацией обитателей, не поддающейся осмыслению. Однако всюду жизнь, знаете ли. И в основном все хотели бы, чтобы она продолжилась. И вот эту мысль автору удается донести до читателя почти неповрежденной.
Читать нипочем не стала бы, но послушала не без приятности. Потому что аудиокнигу делал театр Абуки Игоря Князева, который умеет подарить слушателям праздник, вне зависимости от того, насколько ими усвоена наукоемкая часть произведения.